Анализ состояния коммерческой деятельности по сбыту готовой продукции на ОАО «Птицефабрика Белокалитвинская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе состояния сбытовой деятельности ОАО ПФ «Белокалитвинская» и на основе полученных результатов разработки эффективных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СБЫТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Понятие коммерческой деятельности по сбыту готовой продукции в рыночных условиях
1.2 Организация сбыта
1.3 Планирование сбыта
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБЫТУ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА БЕЛОКАЛИТВИНСКАЯ»
2.1 Состояние организации сбыта
2.2 Оценка состояния планирования и анализа сбытовой деятельности.
2.3 Анализ результатов сбытовой деятельности
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБЫТУ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1 Предложения по созданию отдела маркетинга
3.2 Совершенствование выставочной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 76.09 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  отделе работают менеджер по оптово-розничной  торговле, старший товаровед, два  товароведа, диспетчер по сбыту, три  экспедитора, продавцы, три грузчика, три водителя-экспедитора.

Отдел сбыта обеспечивает сбыт продукции, подготовку и заключение договоров на поставку выпускаемой  продукции. Отдел участвует в  формировании номенклатурных планов производства, осуществляет ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плановых поставок, принимает участие в организации  выставок, ярмарок и других мероприятий  по продаже продукции. Отдел должен совершенствовать сбытовую сеть, но из-за большого объема работы его служащие не успевают думать о таких вопросах, как совершенствование какого-либо из процессов. Работа по анализу или совершенствованию сбыта ведется, но когда возникает проблема, связанная с реализацией товара или когда выход из затруднительного положения очевиден.

Отдел сбыта направляет транспортному  отделу графики на месяц отгрузки готовой продукции, заявки на подачу автотранспорта при иногородних  перевозках.

Отгрузка продукции и  доставка ее оптовым постоянным покупателям  в города: Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Адлер, Краснодар и др. производится погрузочными средствами и автотранспортом птицефабрики. Оптовые партии продукции отпускаются  непосредственно со склада, расположенного на территории предприятия.

Прием заявок на поставку выпускаемой  продукции осуществляет диспетчер  отдела сбыта. Он не только принимает  заявки, но и по возможности даёт интересующую потребителя информацию, либо передаёт соответствующей службе для решения вопроса и принятия мер, а также сообщает потребителям время прибытия товара, его объем, общую стоимость, заранее сообщает об изменении цен и выходе новых  видов продукции.

В целях упорядочения сбыта  на этапе заключения договора оговариваются  и фиксируются примерные объемы поставок, учитывая сезонные колебания  объемов выпускаемой продукции.

Плановый отдел направляет в отдел сбыта утвержденные цены на продукцию, планы производства, показатели для планирования и оценки деятельности на перспективу. Отдел сбыта представляет в плановый отдел сведения об отгрузке продукции потребителям и планы  сбыта на один месяц.

Из бухгалтерии отдел  сбыта получает ежеквартально итоговые данные о движении готовой продукции, данные о наличии на сбытовом складе готовой продукции. В бухгалтерию  отдел направляет товарно-транспортные накладные и прилагающиеся к  ним документы на отгрузку готовой  продукции.

Из отдела сбыта отправляются проекты договоров и другая документация правового характера юристу для  проверки их соответствия требованиям  законодательства. Получает отдел проверенные  проекты договоров с заключениями о несоответствии законодательству отдельных положений, может получать ответы на заявленные контрагентами  претензии и иски по поводу ненадлежащего  исполнения предприятием договорных обязательств.

На ОАО «ПФ Белокалитвинская»  как такового отдела маркетинга не существует, поэтому функции маркетинга выполняются специалистами отдела сбыта и другими подразделениями  предприятия, принимающими в этом участие.

В частности, маркетинговые  исследования окружающей среды предпринимательской  деятельности не проводятся, но так  или иначе, информация такого характера  поступает в подразделения предприятия, где она анализируется и принимается  во внимание при принятии управленческих решений. Поэтому, можно сказать, что  выполнение этой функции лежит на экономическом отделе, юристе и отделе сбыта.

Такая функция маркетинга, как изучение потребителей осуществляется по следующей схеме: необходимая  информация о разных аспектах поведения  и реакциях потребителей поступает  в отдел сбыта в ходе непосредственного  общения с клиентами предприятия, с работниками фирменной торговли, которые ближе всего находятся  к конечным потребителям и поэтому  владеют информацией о меняющихся потребностях людей, их предпочтениях и неудовлетворенности, могут подсказать наиболее ходовой ассортимент и т. д. Полученная информация анализируется начальником отдела сбыта, который взаимодействует с производственными и экономическими подразделениями предприятия и выдает рекомендации по изменению каких-либо характеристик продукции, ассортимента, цен с целью наибольшего удовлетворения потребителей.

При определении номенклатуры выпускаемой продукции и направлений  ее развития принятие решений осуществляет Генеральный директор. Он основывается на предложениях технологического отдела предприятия, в обязанность которого входит сбор информации о новинках в отрасли, обмен опытом на выставках, семинарах, изучение передового опыта  зарубежных предприятий, разработка и  внедрение новых технологий и  их сертификация.

Определение цен на продукцию  осуществляет планово-экономический  отдел на основе рекомендаций отдела сбыта, которые он вырабатывает в  соответствии с ситуацией на рынке. Утверждает ценовые прейскуранты Генеральный  директор. Контроль за разработкой  цен осуществляет главный экономист.

Учитывая, что на предприятии  применяются в основном ценовые  методы стимулирования сбыта, то выполнение данной функции возложено на плановый отдел, который устанавливает цены на продукцию и разрабатывает  систему ценовых скидок.

Утверждение выбранных каналов  сбыта и торговых посредников  осуществляет Генеральный директор на основе рекомендаций отдела сбыта, в частности начальника отдела и  товароведов, занимающихся поиском  клиентов и торговых посредников.

Выполнение других важнейших  функций маркетинга, к сожалению, не осуществляется, ввиду отсутствия соответствующего подразделения.

Таким образом, приведенный  выше анализ показывает, что некоторые  функции маркетинга все-таки выполняются, однако характерно распределение этих функций между отделом сбыта, планово-экономическим, технологическим  отделами, а также руководством предприятия. Также следует отметить, что данные действия не носят систематический  характер, решения по маркетинговым  воздействиям принимаются на разных уровнях, поэтому недостаточно координируются. Кроме того, в выполнении функций  маркетинга участвуют работники, не имеющие соответствующей подготовки. Это, на мой взгляд, значительно снижает  эффективность деятельности птицефабрики в целом и сбытовой системы  в частности.

 

2.2 Оценка состояния  планирования и анализа сбытовой  деятельности

 

Планирование является важной функцией управления на предприятии. С  него начинается создание и функционирование предприятия. Недооценка планирования деятельности в условиях рынка приводит к большим потерям.

План является руководством к действию. Поэтому изменение  обстоятельств требует корректировки  плана в целом и отдельных  его показателей в частности.

План по сбыту продукции  на ОАО «ПФ Белокалитвинская»  разрабатывается планово-экономическим  отделом совместно с отделом  сбыта на месяц, квартал или год. В нем устанавливается объем  и структура поставок выпускаемой  продукции, а также планируемая  сумма выручки и прибыли от реализации продукции. При планировании сбыта продукции предприятие исходит, прежде всего, из потребности в продукции. Масштабы потребности сопоставляют с наличной производственной мощностью и в результате определяют возможные масштабы производства и реализации продукции.

Основными источниками для  составления плана сбыта являются: портфель заказов и заключенные  на этой основе договоры по поставкам; данные о запасах продукции; ожидаемый  объем производства; оптовые цены и себестоимость продукции, подлежащей реализации.

Планирование сбыта невозможно без прогнозирования. Продолжительность  прогнозируемого периода зависит  от назначения или цели прогноза.

На ОАО «ПФ Белокалитвинская»  прогноз составляется в соответствии с потребностями предприятия, с  учетом выпуска готовой продукции  и условий производства.

Прогнозы классифицируются на краткосрочные, среднесрочные и  долгосрочные. Долгосрочный прогноз  охватывает от 3 до 50 лет, среднесрочный - от 1 до 3 лет, а краткосрочный - от 1 до 12 месяцев.

На птицефабрике ежегодно составляются краткосрочные прогнозы объёма сбыта. Такие прогнозы составляются на один год с разбивкой на квартальные  периоды. Краткосрочный прогноз  объёма сбыта продукции приносит большую пользу при составлении  планов сбыта, графиков производства продукции  и управления запасами готовой продукции.

Также на предприятии составляются среднесрочные прогнозы. Они необходимы для того, чтобы проверить правильность действий птицефабрики на рынке, а также, чтобы предвидеть трудности и  возможности в определенных районах  сбыта.

Рыночное прогнозирование  объема сбыта продукции ОАО «ПФ  Белокалитвинская» возможно с помощью  неколичественных и количественных методов.

Неколичественные методы прогнозирования основаны на экспертных оценках руководителей высшего  звена, мнениях торговых агентов  и покупателей. Эти методы прогнозирования  имеют свои преимущества и недостатки. Прогнозирование сбыта продукции  на основе экспертных оценок руководителей  высшего звена имеет следующие  преимущества: возможность оценки различных  точек зрения, что сравнительно не дорого, а так же оперативность  получения результатов. Недостатком  этого метода является распыление ответственности  между руководителями.

Преимущество прогноза сбыта  на основе мнений торговых агентов  заключается в том, что такой  прогноз может быть дифференцированным : в разрезе продукции, территорий и покупателей. Недостатком указанного метода прогноза может быть вероятность  неправильной оценки сбыта из-за неполноты  знания торговыми агентами экономических  факторов и планов компании. Среди  неколичественных методов прогнозирования  сбыта особое внимание уделяется  методу экспертных оценок Дельфи. Этот метод заключается в том, что  сбор мнений экспертов о возможных  объемах сбыта определенной продукции  осуществляется путем письменного  анкетного опроса в несколько  туров. При этом каждый эксперт свой прогноз дает независимо от других. В процессе обработки результатов  компетентность каждого специалиста  можно оценить с помощью специального коэффициента.

Выбор конкретного метода прогнозирования зависит от тех  конкретных задач, которые ставит перед  собой руководство ОАО «ПФ  Белокалитвинская».

На предприятии разрабатываются  планы поставок, реализации, отгрузки. В плане поставки определяется объем  продукции, поступающий в сферу  обращения, а также отражается, будет  товар отгружен транспортом или  отпущен на месте потребителю.

План реализации оценивает  в натуральном и денежном выражении  оплаченную продукцию за определенный период времени. Выполнение плана обеспечивает нужное поступление денежных средств  в распоряжение предприятия и  возможность их использования для  закупки материальных ресурсов, оплаты труда работников и т. д.

План отгрузки конкретизирует план поставки и определяет то количество готовой продукции из запланированной  поставки, которое будет отгружено  покупателям. План разрабатывается  в виде заявок на месяц, где указывается  вид транспорта, количество продукции, сроки предоставления под погрузку и реквизиты получателя.

На птицефабрике составляются текущие планы сбыта. Они разрабатываются  на текущий финансовый год и являются основой оперативного планирования. Текущие планы детализируют и  конкретизируют объемы продаж по видам  продукции, периодам времени и потребителям. План разрабатывается на год, но уточняется не менее 3 - 4 раз в год.

При разработке текущих планов сбыта на предприятии проделывается  огромная работа. Систематизируются  все данные о сбыте продукции (по видам продукции, рынкам сбыта, каналам  сбыта за предшествующие периоды). При  этом определяется фактическое положение  дел, выявляются нереализованные возможности  и нерешенные проблемы. Осуществляется прогноз внешней среды для  выявления возможностей и угроз. Прогнозируется объем продаж на планируемый  период с использованием выбранных методов. Выявляются ассортиментные потребности и устанавливаются объемы заказанной продукции (по видам). Разрабатываются ассортиментные планы поставки продукции. Устанавливается очередность выполнения договоров поставки и заказов, отгрузки готовой продукции. Планируются запасы готовой продукции по видам. Разрабатываются планы реализации по видам продукции, каналам сбыта. Разрабатывается бюджет сбыта и его увязка с финансовым планом птицефабрики. По мере необходимости текущий план корректируется. Процесс выполнения плана анализируется начальником отдела сбыта, контролируется Генеральным директором.

Ниже в таблице 2.2.1 представлен  годовой план сбыта готовой продукции  ОАО « ПФ Белокалитвинская » в  поквартальном разрезе.

Информация о работе Анализ состояния коммерческой деятельности по сбыту готовой продукции на ОАО «Птицефабрика Белокалитвинская»