Бухгалтерский баланс, как информационная база для принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа баланса дать оценку устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия и разработать рекомендации для принятия управленческих решений, направленных на улучшение указанных показателей.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
рассмотреть бухгалтерский баланс как информационное обеспечение системы управления предприятием;
на база баланса провести оценку структуры имущества ЗАО «Эскада» и его источников как основы расчета устойчивости, ликвидности и платежеспособности;
разработать систему мер для повышения устойчивости, платежеспособности и ликвидности ЗАО «Эскада».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ 5
1.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК БАЗА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР 12
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 24
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ЗАО «ЭСКАДА» 56
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 56
2.2. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ ПО ДАННЫМ БАЛАНСА 57
2.3. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 69
2.4. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ 74
2.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. 78
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЭСКАДА» 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
ЛИТЕРАТУРА 112
П

Файлы: 1 файл

Д Анна-118.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

На практике возможны ситуации, когда признание обязательства не влечет автоматическое отражение его в балансе, например, в случае операционной аренды арендатор несет полную материальную ответственность по взятому имуществу, тем не менее в его балансе отражаются обязательства только по арендной плате.

Капитал - это долгосрочный источник средств; подразделяется на собственный (в терминологии ПБУ 4/99 – капитал и резервы) и заемный (в терминологии ПБУ 4/99 – долгосрочные обязательства). Собственный капитал характеризует (в учетной оценке) принадлежащую собственникам предприятия долю в активах организации, остающуюся после вычета всех ее обязательств. Заемный капитал представляет собой обязательства предприятия, начало погашения которых наступит не ранее чем через двенадцать месяцев от отчетной даты [17].

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Виды балансов и возможности  их использования в анализе

Состав отчетных форм разнообразен, однако основную смысловую нагрузку для характеристики имущественного и финансового положения предприятия, без сомнения, несет баланс, поскольку, как несложно понять из приведенных выше рассуждений, любая отчетность в принципе может быть сведена именно к балансу.

В зависимости от целей, формируемых  теми или иными участниками хозяйственной жизни, выделяют несколько классификаций бухгалтерских балансов. Рассмотрим лишь основные группировки.

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные и объединительные. Вступительный баланс составляется на момент возникновения компании, точнее, после регистрации ее учредительных документов. Он фиксирует сумму ценностей и источники их формирования, с которыми данная компания начинает свою деятельность. Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Понятия начального и заключительного чаще всего относят к годовому балансу – начальный баланс формируется на начало, а заключительный – на конец отчетного года. Очевидно, что в динамике по годам любой баланс может рассматриваться одновременно и как заключительный (по отношению к истекшему году), и как начальный (по отношению к наступающему году). Промежуточные балансы составляются за период, меньший одного года. Основное отличие между промежуточным и начальным (заключительным) балансами состоит в том, что промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего бухгалтерского учета, тогда как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса с отражением ее результатов в учете и отчетности, вследствие чего заключительные балансы более реальны. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Чаще всего ликвидационный баланс составляется дважды – на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс) и на момент завершения процесса ликвидации (заключительный ликвидационный баланс). Разделительный баланс составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации. В последнем случае баланс часто называют передаточным. Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

По формату представления балансы подразделяются на односторонние (сначала размещаются статьи актива, затем статьи пассива), двусторонние (баланс – двусторонняя таблица, левая часть которой – актив, а правая – пассив) и шахматные (баланс – таблица, в подлежащем которой перечисляются статьи актива, а в сказуемом – статьи пассива).

По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарный баланс составляют только на основании инвентаря (описи) средств; книжный баланс – на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета) без предварительной проверки их путем инвентаризации; генеральный баланс – на основании учетных записей и данных инвентаризации.

По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств. Например, основным источником образования собственных средств государственных предприятий является уставный фонд; кооперативных – основной, паевой и другие фонды и т.д.

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только предприятия, являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия (филиалы, цехи, автотранспортные и жилищно-коммунальные хозяйства и т.д.) в том случае, если это предусмотрено внутренней организацией бухгалтерского учета в данном предприятии.

По виду информации выделяют отчетные (составляются по отчетным данным) и прогнозные (составляются по прогнозным данным и рассматриваются как элемент финансового планирования) балансы.

По объему информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные. Единичный баланс отражает деятельность только одной компании. Сводный баланс составляется в случае, если несколько компаний в административном порядке подчинены некоторому управленческому органу, который и составляет сводный баланс путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Как правило, взаимные расчеты между фирмами, отчетность которых сводится в одну, при составлении сводного баланса исключаются. Консолидированный баланс представляет собой одну из разновидностей свода данных, когда по специальным алгоритмам составляется баланс корпоративной группы (см. раздел 5.6).

По содержанию балансы подразделяются на пробные, оборотные и сальдовые. Пробный баланс представляет собой таблицу, в подлежащем которой перечислены все счета, для удобства упорядоченные по возрастанию их номеров, а сальдо каждого счета указывается в одной из двух граф сказуемого – «Дебет» и «Кредит». Пробный баланс составляется с целью формального контроля за правильностью записей – итоговые суммы по графам сказуемого должны совпасть. Оборотный баланс представляет собой свод счетов, в котором кроме сальдо приведены и обороты по счетам. Сальдовый баланс – баланс, в котором приведены сальдо счетов, т.е. это обычный отчетный баланс.

По способу представления информации могут быть балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие счета; баланс-нетто – это баланс, из которого эти счета исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».

Даже краткое перечисление видов  баланса показывает, насколько разнообразным может быть форматирование данных об имущественном и финансовом положении предприятия. Далеко не все из перечисленных видов балансов ориентированы на пользователей. Например, составление пробного баланса может трактоваться как один из промежуточных этапов бухгалтерского цикла. Пользователям, как правило, приходится иметь дело с обычным отчетным балансом. Понятно, что они заинтересованы, прежде всего, в определенной аналитичности баланса; это понимают и его составители – бухгалтеры. Не случайно в международных и национальных стандартах оговаривается минимальный набор данных, которые должны быть отражены в основных отчетных формах. Этот набор данных позволяет получить достаточно подробную характеристику финансового положения, тем не менее нередко баланс подвергается некоторым трансформациям, позволяющим повысить его аналитичность.

    1. Экономическая интерпретация основных статей бухгалтерского баланса

Термин «баланс» происходит от латинских  слов bis – дважды и lanx – чаша и означает буквально «двучашие», употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским термином и широко используется в других разделах экономической науки, в политике, в повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений: а) равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах; б) итог основной отчетной формы; в) наименование основной отчетной формы.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно  велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах а) по составу (виду), б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране баланс традиционно представлялся в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой – его пассивы; в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. (Отметим, кстати, что в российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса.} Такое же представление используется во многих странах (США, Франция); возможно и другое представление, когда пассив баланса приводится последовательно за активом (Великобритания).

Поскольку одно из предназначений баланса  состоит в характеристике изменений  в финансовом состоянии предприятия  за отчетный период, он содержит две  колонки показателей – на начало года и конец периода (например, квартала, полугодия, года). Для балансов двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало года п должны совпадать с данными на конец года (п-1); подразумевается, что структура баланса и состав статей при этом не меняются. В принципе возможны отклонения от этого правила; в частности, если произошла переоценка основных средств или в году п имела место реорганизация предприятия (слияние, дробление и др.).

Каждая хозяйственная операция вызывает изменение в финансовом состоянии предприятия, что немедленно отражается на балансе (в случае если бы баланс составлялся после каждой операции). Существуют четыре типа изменений в балансе: а) увеличение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого увеличения актива и пассива; б) уменьшение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого уменьшения актива и пассива; в) изменения в составе активов (валюта не меняется); г) изменения в составе источников (валюта не меняется). Очевидно, что в пунктах (а) и (б) неравновеликого увеличения или уменьшения актива и пассива баланса в силу двойной записи быть не может.

Структура баланса, подразумевающая  выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной; в  настоящее время она имеет  следующий вид (рис.1.5). Логика этого представления такова.

Рис.  1.5. Статическое представление бухгалтерского баланса

Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый  капитал. Это могут быть взносы учредителей либо средства, выделенные вышестоящей организацией. Данную процедуру не следует понимать буквально, как непосредственное выделение денежных средств. Взносы в уставный капитал могут иметь различную форму, в том числе и материально-вещественную; в этом случае производится денежная оценка предоставленных в качестве взноса материальных активов, которая и отражается в уставном капитале.

Этот источник средств, обозначенный на рис. 1.5 как «Капитал и резервы» и по сути представляющий собой собственные  средства (собственный капитал), изначально состоит из уставного капитала, величина которого записана в учредительных документах, однако по мере функционирования предприятия структура и величина этого источника (капитал и резервы) меняются. Термин «собственные» означает здесь принадлежность лицам (юридическим и/или физическим), создавшим данное предприятие; иными словами, это, условно говоря, задолженность предприятия перед своими учредителями. Экономический смысл категории «собственный капитал» таков: примерно такую сумму смогут получить владельцы предприятия в случае его ликвидации. Но поскольку в этом случае учредители имеют право на получение причитающихся им долей лишь в той части стоимостной оценки имущества, которая останется после погашения обязательств предприятия перед третьими лицами, реальная их величина, во-первых, практически всегда отличается от учетных оценок и, во-вторых, может быть определена лишь в ходе выполнения ликвидационных процедур.

Любое предприятие обычно не ограничивается собственными средствами, а привлекает средства из внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиты. Эти привлеченные средства подразделяются на две большие группы: долгосрочные и краткосрочные; первые находятся в распоряжении предприятия в течение более чем одного года, вторые по каждому конкретному их источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения.

Средства, полученные предприятием из различных источников, вкладываются в активы, подразделяющиеся на две  большие группы: внеоборотные активы, т.е. активы, используемые в производственном процессе в течение длительного времени (более года), и оборотные активы, которые потребляются в течение года неоднократно, т.е. средства, в них вложенные, оборачиваются за это время несколько раз.

В экономически развитых странах бухгалтерский баланс составляется в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые следует раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (этот же принцип регламентирован и российским бухгалтерским законодательством). Регулирующие статьи – это статьи, уточняющие оценку соответствующего объекта бухгалтерского учета с позиции реальности его отражения в отчетности. Например, в общем случае дебиторскую задолженность можно показать в балансе либо по учетной оценке, которая отражает теоретически доступную сумму, либо в размере минимально ожидаемой к получению суммы, которая оценивается субъективно исходя из статистики прошлых периодов и текущего финансового состояния контрагентов (принцип осмотрительности).

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения) на оборотные (краткосрочные) и внеоборотные (долгосрочные). Активы и обязательства представляются как оборотные (краткосрочные), если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как внеоборотные (долгосрочные).

Расположение разделов и статей в балансе может быть различным. В частности, в ряде стран предпочитают располагать активы по убыванию степени  их ликвидности, а пассивы – по возрастанию времени их погашаемости. Что касается противопоставления разделов пассива и актива, то здесь выдерживается определенная логика. Так, расположение на одном уровне разделов «Внеобортные активы» (актив баланса) и «Капитал и резервы» (пассив баланса) означает, что данный раздел пассива в первую очередь является источником покрытия внеоборотных активов и лишь в остаточной сумме – источником покрытия оборотных активов. Безусловно, это и подобные утверждения являются условными, однако, они используются для расчета некоторых аналитических коэффициентов.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, как информационная база для принятия управленческих решений