Дебиторская и кредиторская задолженность на примере ТОО «DOSTAR DISTRIBUTION»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности;
· проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ТОО «Dostar Distribution», их оборачиваемость;
· по результатам анализа изучить пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности.

Содержание работы

Нормативные ссылки
Определения
Обозначения и сокращения
Введение
1. Основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.1 Сущность и задачи анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.2 Показатели анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.3 Источники информации для анализа кредиторской и дебиторской задолженности
2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности ТОО «DOSTAR DISTRIBUTION»
2.1 Характеристика предприятия ТОО «Dostar Distribution»
2.2 Анализ дебиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
2.3 Анализ кредиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности
3.1 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов
3.2 Мероприятия по снижению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

дебиторская и кредиторская задолженность.docx

— 155.01 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 4 - Динамика структуры  кредиторской задолженности за 2008г.

Таким образом, рост срочной  кредиторской задолженности (расчеты  с бюджетом) по сравнению со "спокойной" (все остальные виды задолженности) говорит о серьезных финансовых затруднениях организации. Кредиторская задолженность организации составляет больше половины общей суммы пассивов, что отрицательно повлияло на состояние  расчетов организации и в целом  состояние пассивов организации.

Для оценки оборачиваемости  кредиторской задолженности рассчитаем группу показателей по формулам 5-8, указанным в разделе 1.2.

Анализ оборачиваемости  кредиторской задолженности следует  проводить в сравнении с предыдущим периодом. Поэтому, используя данные годового баланса предприятия ТОО  «Dostar Distribution» за 2007-2008 годы и формулы  перечисленные выше находим:

1.Среднюю кредиторскую  задолженность, которая в соответствии  с расчетом составила в 2007 году 49200,5 тыс. тенге, в 2008 году –  59751 тыс. тенге;

2. Оборачиваемость кредиторской  задолженности в 2007 году –  0,45 дней, в 2008 году – 0,039;

3.Период погашения кредиторской  задолженности составлявший 793,3 день  в 2007 году и в 2008 году –  9291,7 дней.

4. Доля кредиторской задолженности  в текущих пассивах в 2007 году - 93 %, а в 2008 году - 94%.

Рассчитанные показатели кредиторской задолженности сведены  в таблице 9 (тыс. тенге).

Таблица 9 - Показатели оборачиваемости  кредиторской задолженности ТОО  «Dostar Distribution» за 2007-2008 годы

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Доход

от реализации продукции  и оказания услуг

8997

22326

2315

Текущие пассивы

31138

42443

43225

Кредиторская задолженность

29459

39483

40536

Средняя величина кредиторской задолженности

-

49200,5

59751

Оборачиваемость кредиторской задолженности

-

0,45

0,039

Срок погашения  кредиторской задолженности

-

793,3

9291,7

Доля кредиторской задолженности в текущих пассивах

-

0,93

0,94


Данные таблицы показывают, что состояние перед кредиторами  по сравнению с 2007 годом несколько  ухудшилось. Оборачиваемость кредиторской задолженности уменьшилась в 8.7 раз  и на конец 2008 года составила 0,039. Это  означает рост закупок в кредит. В 11,7 раз увеличился средний срок погашения кредиторской задолженности, который составил 9291,7 дня. Увеличение данного показателя сказывается  отрицательно на репутации компании [16].

 

3. Пути совершенствования  анализа кредиторской и дебиторской  задолженности 

 

3.1 Пути снижения кредиторской  задолженности путем реструктуризации  и взаимозачётов

По результатам анализа  состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности  предприятия можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере  осуществления платежно-расчетных  отношений предприятия с его  дебиторами и кредиторами не представляет существенной угрозы стабильности финансового  состояния предприятия. Тем не менее, динамика роста и кредиторской, и  дебиторской задолженности свидетельствует  о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных  отношений.

Задача аналитика заключается  не только в констатации уровня финансового  состояния предприятия, но и в  подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла  бы реструктуризация кредиторской задолженности.

Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий  в различных изданиях было великое  множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений  налоговых платежей в бюджет.

Несмотря на, казалось бы, улучшение экономической ситуации в стране, задолженность налогоплательщиков не уменьшается. "Зависшие" долги  предприятий являются фактором их недостаточной  финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности. В связи с  этим, одним из путей разрешения проблемы неплатежей является реструктуризация. Она выгодна не только государству, но и самому налогоплательщику. В  процессе реструктуризации сумма задолженности  предприятий распределяется во времени, составляется график реструктурируемых  сумм. Кроме того, существует возможность  списания долгов по пени при полной уплате задолженности. 

В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные  платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества  предприятий. В совокупности эти  меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и  оздоровления экономики.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия постоянно  возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную  продукцию или оказывая некоторые  услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода  от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа  средства предприятия омертвлены в  виде дебиторской задолженности, уровень  которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень  насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии  схема расчетов и другое. Последний  фактор особенно важен для финансового  менеджера.

Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа  за наличные деньги и в виде безналичных  платежей. Правила проведения и формы  безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РК, а по технике  исполнения – НБ РК.

Управление дебиторской  задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств  в расчетах. Ускорение оборачиваемости  в динамике рассматривается как  положительная тенденция. Большое  значение имеет отбор потенциальных  покупателей и определение условий  оплаты товаров, предусматриваемых  в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для  анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит»  имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая  им информация включает диапазон изменения  собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В Казахстане подобное более или менее формализованное  получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.

Оплата товаров постоянными  клиентами обычно производится в  кредит, причем условия кредита зависят  от множества факторов. Вырабатывая  политику кредитования покупателей  своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:

1.   Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

2.   Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.

3.   Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще  не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют  резерв в процентах по отношению  к общей сумме дебиторской  задолженности, при этом вариация может  быть весьма существенной.

4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами  предполагает разработку:

·            процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;

·            критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;

·            системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых  скидок. В предыдущем пункте делался  акцент на репрессивные методы  работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют  методы поощрения, к которым  в данном случае относится  предоставление покупателям опциона  на получение скидки с отпускной  цены.

Предоставление скидки выгодно  как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с  ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию  денежных средств [17].

Для улучшения финансового  состояния предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно  путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

На основе проведённого анализа  показателей ТОО «Dostar Distribution»  во второй главе было выявлено, что  необходимо улучшить кредиторскую и  дебиторскую задолженности. Таким  образом, предлагается использование  следующих мероприятий:

·          реструктуризация кредиторской задолженности;

·          взаимозачёты.

В последнее время всё  большее количество предприятий-должников  всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный  процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты  проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий  ранее заключенных договоров, предусмотренных  штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния  кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в  стране и регионе.

Переговоры о реструкруризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом  дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.

Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.

Характер переговоров  сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств  и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров  о погашении долгов в целях  учета обоюдных интересов может  быть следующей:

1.         Признание законности требований по долгам и обязательствам.

2.         Подтверждение возможности погашения.

3.         Уточнение просроченных сроков по долгам.

4.         Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:

·          Ценных бумаг;

·          Предоставления товаров или услуг;

·          Перехода задолженности в целевые займы;

·          Взаимозачета при наличии встречных обязательств;

·          Возможности уступки прав требования;

·          Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой  расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

1)         Определение и анализ состава кредиторской задолженности.

2)         Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.

3)         Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

4)         Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

Основное правило для  начала процесса реструктуризации –  полная уплата текущих платежей. Решение  о реструктуризации принимается  налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

При принятии решения о  реструктуризации задолженности организации  по обязательным платежам в государственный  бюджет ей предоставляется право  равномерной уплаты задолженности  по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в  течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность на примере ТОО «DOSTAR DISTRIBUTION»