Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 15:01, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современной экономике организации зачастую осуществляют необдуманные действия. Это связано не только с меняющимися условиями внешней среды, но и отсутствием цельных планов деятельности, сопоставляющих расходы организаций с их доходами. На основе подобных сопоставлений возможен не только анализ текущего финансового состояния, но и разработка комплексных финансовых планов.
Долгосрочное планирование деятельности вообще и финансовой деятельности в частности является одним из краеугольных камней современного менеджмента. Использование современного инструментария позволяет достаточно достоверно предсказать основные источники финансовых опасностей и разработать возможные мероприятия по локализации нежелательных последствий и недопущению убытков или наступления кризиса.
Введение
. Теоретические основы формирования финансовой стратегии
.1 Стратегическое финансовое планирование: теория и практика (зарубежный и отечественный опыт)
.2 Понятие финансовой стратегии, ее виды и роль в развитии организации. Взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой политики
.3 Цели, задачи, этапы разработки финансовой стратегии организации
. Научно-практический инструментарий формирования финансовой стратегии коммерческого банка
.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МДМ Банк». Обоснование необходимости формирования стратегии развития ОАО «МДМ Банк»
.2 Анализ внутренней и внешней среды организации. Основные проблемы финансовой деятельности организации и возможные пути их решения
.3 Методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера
. Разработка финансовой стратегии ОАО «МДМ Банк»
.1 Основные параметры финансовой стратегии банка
.2 Оценка эффективности финансовой стратегии банка
Заключение
Список использованных источников
Дипломная работа
Формирование финансовой стратегии организации на примере ОАО «МДМ Банк»
Оглавление
Введение
. Теоретические основы
формирования финансовой
.1 Стратегическое финансовое планирование: теория и практика (зарубежный и отечественный опыт)
.2 Понятие финансовой
стратегии, ее виды и роль в
развитии организации. Взаимосвязь
финансовой стратегии и
.3 Цели, задачи, этапы разработки
финансовой стратегии
. Научно-практический
.1 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «МДМ Банк».
Обоснование необходимости
.2 Анализ внутренней и внешней среды организации. Основные проблемы финансовой деятельности организации и возможные пути их решения
.3 Методические подходы
к разработке финансовой
. Разработка финансовой стратегии ОАО «МДМ Банк»
.1 Основные параметры финансовой стратегии банка
.2 Оценка эффективности финансовой стратегии банка
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Этапы разработки финансовой стратегии предприятия
Приложение Б. Этапы развития ОАО «МДМ Банк»
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современной экономике организации зачастую осуществляют необдуманные действия. Это связано не только с меняющимися условиями внешней среды, но и отсутствием цельных планов деятельности, сопоставляющих расходы организаций с их доходами. На основе подобных сопоставлений возможен не только анализ текущего финансового состояния, но и разработка комплексных финансовых планов.
Долгосрочное планирование деятельности вообще и финансовой деятельности в частности является одним из краеугольных камней современного менеджмента. Использование современного инструментария позволяет достаточно достоверно предсказать основные источники финансовых опасностей и разработать возможные мероприятия по локализации нежелательных последствий и недопущению убытков или наступления кризиса.
Степень разработанности проблемы. Данную тему в своих трудах освещали многие российские и зарубежные ученые, в числе которых: В. М. Архипов, С. П. Болотов, О. С. Виханский, А. П. Градов, В.Л. Максимова, В.Д. Маркова, Э.А. Уткин, Р. А. Фатхутдинов, В.А. Щербаков, Г. Хамел, К. Н. Прохолад, Ю. Бригхем, Л. Гапенски, Б. Карлофф, М. Трейси, Ф. Вирсем, Дж. Мур, Адам М. Бранденбург.
Целью дипломной работы является обобщение основных инструментов разработки и формирование финансовой стратегии организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования финансовой стратегии;
проанализировать формирование финансовой стратегии коммерческого банка на примере ОАО «МДМ Банк»;
разработать финансовую стратегию ОАО «МДМ Банк».
Объектом исследования является финансовая стратегия МДМ Банка.
Предмет исследования - внутренняя и внешняя среда МДМ Банка.
В процессе исследования применялись общие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, абстрагирование; методы анализа финансовой отчетности: вертикальный, горизонтальный; а также табличный и графический.
Методической основой работы послужили законодательные, нормативные и методические материалы, учебные, научно-практические публикации в области финансовой стратегии организации, материалы сети Интернет.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность работы, обозначены цель и задачи, определен объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования финансовой стратегии: зарубежный и отечественный опыт в стратегическом финансовом планировании; понятие финансовой стратегии, ее виды и роль в развитии организации; взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой политики, а также цели, задачи, этапы разработки финансовой стратегии организации.
Во второй главе проанализирован научно-практический инструментарий формирования финансовой стратегии коммерческого банка: дана характеристика исследуемого объекта; проанализирована внутренняя и внешняя среда ОАО «МДМ Банк», выявлены основные проблемы финансовой деятельности Банка и возможные пути их решения; выявлены методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера.
В третьей главе разработана финансовая стратегия ОАО «МДМ Банк»: определены основные параметры финансовой стратегии банка, оценена ее эффективность.
Список источников содержит нормативные материалы, учебную, периодическую литературу, а также материалы Интернет, использованные в работе.
1. Теоретические
основы формирования
1.1 Стратегическое финансовое планирование: теория и практика (зарубежный и отечественный опыт)
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 50-60-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
Таблица 1 - История развития стратегического планирования
Период |
Событие |
Зарубежный опыт | |
50-60-е гг. |
В данный период времени стратегичность управления - это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации. На сегодняшний день можно считать уже общепризнанным, что «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Апсофф. Альфред Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс сконцентрировал свое внимание исследователя на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно для процедур разработки стратегии роста крупных компаний. Кроме того, книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия» многими исследова-телями признается в качестве первой монографии, целиком посвященной проблемам стратегического планирования. |
70-е гг. |
Существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов. Некоторые экономисты стали говорить о том, что время стратегического планирования прошло, наиболее четко эта точка зрения представлена в работе Р. Уотермена «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании». Однако сама необходимость в определении долгосрочных перспектив развития предприятия заставила ученых и практиков искать новые подходы в данном направлении. Они получили название «стратегическое управление» (strategic managment). Впервые концепция стратегического менеджмента была изложена публично И. Ансоффом в мае 1973 года на конференции, организованной Высшей школой управления при Университете Вандербилта. В 1979 году вышла знаменитая книга И. Ансоффа «Стратегическое управление», переведенная затем на русский язык. В ней большое внимание уделяется не только процессам разработки, но и реализации стратегии, при этом непрерывность и итеративность данного процесса обязательно коррелируются с динамизмом деловой окружающей среды. |
80-е гг. |
Динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. В этот период взошла звезда Генри Минцберга, лидера современных исследователей в области стратегического планирования и управления, президента Общества Стратегического Менеджмента. |
90-е гг. |
Когда начался экономический рост в большинстве промышленно развитых стран, появились новые, свежие идеи, связанные со стратегическим развитием фирмы. Наиболее известными из них являются теории ключевых компетенций Г. Хамела и К. Н. Прохолада, ценностных дисциплин М. Трейси и Ф. Вирсема, экосистем Дж. Мура, изменений правил игры Адама М. Бранденбурга и Барри Дж. Нейлбаорора. |
Отечественный опыт | |
50-80-е гг. |
В отечественной экономической литературе до 1992 года проблемы стратегического планирования рассматривались лишь эпизодически, прежде всего как опыт управления в капиталистических фирмах (например, работы Ю. П. Васильева, М. М. Крейсберга, А. Р. Стерлинг, А. Л. Семенова). Особо следует отметить В. М. Архипова, который еще в 1984 году в своей монографии «Проектирование производственного потенциала объединения (теоретические аспекты)» поставил вопрос о необходимости разработки стратегического плана на крупных советских промышленных предприятиях. В тот период времени такой тезис носил явно революционный характер. |
90-е гг. |
Исторически первыми работами в области теории стратегического планирования, изданными в нашей стране в 1992 году, являются монографии А. Н. Петрова и Ю. В. Гусева. За последующие годы количество монографий в области стратегического планирования и управления, изданных отечественными исследователями, нельзя назвать большим. Обращают на себя внимание работы В. М. Архипова, С. П. Болотова, О. С. Виханского, А. П. Градова, Р. А. Фатхутдинова, Э. А. Уткина, А. Т. Зуба, В. С. Катькало. |
Стратегическое финансовое планирование представляет собой процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования результатов её воздействия на экономическое окружение коммерческой организации, принятия решений о допустимом уровне риска и выбора окончательного варианта финансового плана.
Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы воспроизводства. В широком смысле его можно назвать планированием роста, планированием развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений. Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнес-планами компании. Финансовые прогнозы только тогда приобретают практическую ценность, когда проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь.
Таким образом, стратегическое финансовое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем элементом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического финансового планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
распределение ресурсов;
адаптация к внешней среде;
внутренняя координация;
организационное стратегическое предвидение.
Некоторые организации и предприятия могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.
Стратегия проверяется на соответствие целям организации, сопоставляется с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии, формулируются стратегические задачи, которые придется решать в процессе достижения целей, устанавливаются сроки решения задач (по этапам), определяются потребные ресурсы.
Целью стратегического финансового планирования является определение перспектив его развития на протяжении достаточно продолжительного (несколько лет) периода, которое должно обеспечить желаемый и необходимый уровень общих финансовых показателей. Особенностью финансового стратегического планирования является то, что оно в условиях рыночной экономики является одновременно и исходным, и завершающим пунктом общего процесса планирования деятельности предприятия. В этом процессе выделяют три составляющие: производственное, маркетинговое и финансовое планирование, взаимодействие которых выглядит следующим образом:
решаются основные задачи производственного и маркетингового стратегического планирования, определяются соответствующие стратегии и показатели (миссия предприятия, его цели, задачи и оценки, в том числе финансовые, согласованного производственного и рыночного развития);
независимо от результатов производственного и маркетингового стратегического планирования определяются (оцениваются) необходимые финансовые результаты развития предприятия в стратегической перспективе;
Информация о работе Формирование финансовой стратегии организации на примере ОАО «МДМ Банк»