Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 15:01, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современной экономике организации зачастую осуществляют необдуманные действия. Это связано не только с меняющимися условиями внешней среды, но и отсутствием цельных планов деятельности, сопоставляющих расходы организаций с их доходами. На основе подобных сопоставлений возможен не только анализ текущего финансового состояния, но и разработка комплексных финансовых планов.
Долгосрочное планирование деятельности вообще и финансовой деятельности в частности является одним из краеугольных камней современного менеджмента. Использование современного инструментария позволяет достаточно достоверно предсказать основные источники финансовых опасностей и разработать возможные мероприятия по локализации нежелательных последствий и недопущению убытков или наступления кризиса.
Введение
. Теоретические основы формирования финансовой стратегии
.1 Стратегическое финансовое планирование: теория и практика (зарубежный и отечественный опыт)
.2 Понятие финансовой стратегии, ее виды и роль в развитии организации. Взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой политики
.3 Цели, задачи, этапы разработки финансовой стратегии организации
. Научно-практический инструментарий формирования финансовой стратегии коммерческого банка
.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МДМ Банк». Обоснование необходимости формирования стратегии развития ОАО «МДМ Банк»
.2 Анализ внутренней и внешней среды организации. Основные проблемы финансовой деятельности организации и возможные пути их решения
.3 Методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера
. Разработка финансовой стратегии ОАО «МДМ Банк»
.1 Основные параметры финансовой стратегии банка
.2 Оценка эффективности финансовой стратегии банка
Заключение
Список использованных источников
Процесс разработки финансовой стратегии представляет собой формирование совокупности целенаправленных управленческих решений, обеспечивающих подготовку, оценку и реализацию программы стратегического финансового развития предприятия.
Этот процесс осуществляется на предприятии по следующим основным этапам.
Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития предприятия. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).
Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия - в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3-5 лет. Условиями определения периода формирования финансовой стратегии является также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
. Исследование факторов внешней финансовой среды. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.
. Оценка сильных сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие финансовой деятельности. Для разработки финансовой стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны: маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответственно и финансовой) деятельности; финансовые возможности формирования инвестиционных ресурсов; численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего разработку и реализацию его финансовой стратегии; имеющаяся на предприятии информационная база, обеспечивающая подготовку альтернативных стратегических финансовых решений; состояние организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.
. Комплексная оценка
. Формирование стратегических
целей финансовой деятельности
предприятия. Главной целью этой
деятельности является
. Разработка целевых
. Принятие основных
. Оценка разработанной
финансовой стратегии. Такая оценка
проводится по системе
. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе реализации финансовой стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.
. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности предприятия.
В заключении необходимо дать оценку эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
Так же оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т.п. Результаты систематизации разработки финансовой стратегии наглядно показаны в Прил. А.
По результатам теоретического анализа делаем следующие выводы:
. Подходы к формированию
финансовой стратегии в России
и в зарубежных странах
. Финансовая стратегия -
это генеральный план действий
. Чтобы достичь поставленные
цели, организация должна поэтапно
разработать, реализовать и
2. Научно-практический инструментарий формирования финансовой стратегии коммерческого банка
2.1 Организационно-
экономическая характеристика
Открытое акционерное общество «МДМ Банк» (далее МДМ Банк) - современный универсальный кредитно-финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг корпоративным и частным клиентам. МДМ Банк основан в результате объединения МДМ-Банка и УРСА Банка, завершившегося в августе 2009 г.
Фирменное (полное официальное) наименование объединенного банка: Открытое акционерное общество «МДМ Банк».
Сокращенное фирменное наименование объединенного банка: ОАО «МДМ Банк». Наименование объединенного банка на английском языке: MDM Bank, Open Joint Stock Company.
В целом МДМ Банк работает на российском рынке более 20 лет и является одним из наиболее динамично развивающихся банков России. Он входит в число ведущих банков страны по размеру собственного капитала и объему активов. В составе акционеров МДМ Банка - крупнейшие международные финансовые организации: Международная финансовая корпорация (IFC), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Russia Partners (Siguler Guff & Company).
Началом истории развития банка принято считать создание Сибакадембанка в июне 1990 года. Это был один из первых банков, появившихся в результате экономической реформы современной России, и за 20 лет его деятельность и развитие неразрывно связаны с новейшей историей нашей страны (Прил. Б).
На сегодняшний день более 350 подразделений банка работают в 163 городах России. Представительства банка открыты в Лондоне, Пекине, Праге и Алматы.
Правление состоит из председателя правления, его заместителей и представителей наиболее крупных участников банка. Заседания правления проводятся регулярно, решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.
Рассмотрим ключевые показатели деятельности банка в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (табл. 2).
Таблица 2 - Анализ финансовой отчетности МДМ Банка 2008 -2010 гг.
№ п/п |
Наименование показателя (млн. руб.) |
2008 г. |
2009 г. |
Изменение (+,-), млн. руб. |
Изменение 2009/2008, % |
2010 (на 30.09.2010 г.) |
Изменение (+,-), млн. руб. |
Изменение 2010/2009 |
1 |
Активы |
329 117 |
402 823 |
73 706 |
22,4 |
383 479 |
-19 344 |
-4,8 |
2 |
Обязательства |
288 043 |
341 247 |
53 204 |
18,5 |
320 776 |
-20 471 |
-6,0 |
3 |
Акционерный капитал |
41 074 |
61 576 |
20 502 |
49,9 |
62 703 |
1 127 |
1,8 |
4 |
Операционный доход |
14 003 |
9 806 |
-4 197 |
-30,0 |
13 250 |
3 444 |
35,1 |
5 |
Операционный расход |
9 366 |
11 064 |
1 698 |
18,1 |
11 098 |
34 |
0,3 |
6 |
Чистая при-быль (убыток) |
4 637 |
(1 258) |
-5 895 |
-127,1 |
2 152 |
3 410 |
-271,1 |
7 |
Совокупная прибыль (убы-ток) |
2 176 |
358 |
-1 818 |
-83,5 |
1 113 |
755 |
210,9 |
По данным табл. 2 показатели имеют нестабильную динамику: активы, обязательства, акционерный капитал и операционный расход демонстрируют прирост. Операционный доход, чистая и совокупная прибыль демонстрируют уменьшение (рис. 2).
Причинами отрицательной динамики перечисленных показателей являются:
операционный доход снизился вследствие уменьшения активности клиентов;
чистая прибыль уменьшилась на 127 % из-за убытков в 2009 году;
совокупная прибыль уменьшилась на 83 % в совокупности показателей.
Таким образом экономическое положение ОАО «МДМ Банк» является недостаточно стабильным.
Рисунок 2 - Динамика показателей финансовой отчетности ОАО «МДМ банк» 2008 - 2010 гг
Основными факторами, повлиявшими на результаты деятельности МДМ Банка в 2010 году, стали:
объединение УРСА Банка и МДМ-Банка под общим брендом МДМ Банк, обеспечившее универсальность и сбалансированную структуру бизнеса нового Банка;
высокий уровень ликвидности и достаточности капитала объединенного Банка;
присвоение объединенному Банку высоких кредитных рейтингов (Moody's - «Ba2»; Fitch Ratings - «BB-»; S&P - «B+»);
повышение уровня чистой процентной маржи, что повлекло за собой рост процентных доходов;
увеличение доходов от операций на финансовых рынках: досрочный выкуп собственных долговых обязательств, эффективные операции с ценными бумагами и иностранной валютой;
принятие комплекса мер, нацеленных на снижение операционных расходов, в том числе связанных с проектом по объединению;
Банк не воспользовался возможностью получить поддержку в капитал от акционеров и/или государства из-за своевременной готовности к кризису;
высокий уровень покрытия резервами сомнительной задолженности;
расширение и углубление мирового экономического кризиса, ухудшение качества активов как его следствие для реального сектора экономики;
сжатие рынка кредитования, удорожание финансовых ресурсов;
усиление конкурентного давления со стороны крупных государственных банков, активно поддерживаемых государством во время кризиса.
Стратегическим решением Банка в период кризиса и в период объединения (2009 - 2010 годы) стал выбор в качестве приоритета не прибыльность, а стабильность и устойчивость, жизненно необходимые для защиты интересов и сохранения клиентов. Такая стратегия приводит к частичному достижению целей. В период объединения для банка важно стать стабильным, успешным финансовым институтом. Соответственно большее внимание уделяется статусу банка, бренду.
Информация о работе Формирование финансовой стратегии организации на примере ОАО «МДМ Банк»