Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 15:01, дипломная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современной экономике организации зачастую осуществляют необдуманные действия. Это связано не только с меняющимися условиями внешней среды, но и отсутствием цельных планов деятельности, сопоставляющих расходы организаций с их доходами. На основе подобных сопоставлений возможен не только анализ текущего финансового состояния, но и разработка комплексных финансовых планов.
Долгосрочное планирование деятельности вообще и финансовой деятельности в частности является одним из краеугольных камней современного менеджмента. Использование современного инструментария позволяет достаточно достоверно предсказать основные источники финансовых опасностей и разработать возможные мероприятия по локализации нежелательных последствий и недопущению убытков или наступления кризиса.
Введение
. Теоретические основы формирования финансовой стратегии
.1 Стратегическое финансовое планирование: теория и практика (зарубежный и отечественный опыт)
.2 Понятие финансовой стратегии, ее виды и роль в развитии организации. Взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой политики
.3 Цели, задачи, этапы разработки финансовой стратегии организации
. Научно-практический инструментарий формирования финансовой стратегии коммерческого банка
.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МДМ Банк». Обоснование необходимости формирования стратегии развития ОАО «МДМ Банк»
.2 Анализ внутренней и внешней среды организации. Основные проблемы финансовой деятельности организации и возможные пути их решения
.3 Методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера
. Разработка финансовой стратегии ОАО «МДМ Банк»
.1 Основные параметры финансовой стратегии банка
.2 Оценка эффективности финансовой стратегии банка
Заключение
Список использованных источников
Необходимо сделать клиентоориентированность стержнем бизнеса. Перейти к персональному общению с клиентом, что позволит менеджерам в офисах понимать потребности конкретного человека в финансовых услугах и предлагать ему оптимальный набор инструментов для удовлетворения этих потребностей.
В 2009 - 2010 гг. большее внимание уделялось корпоративному бизнесу. Клиентская база распределялась по долям указанным на рис. 4:
Рисунок 4 - Доли клиентов ОАО «МДМ Банк» в 2009 - 2010 гг.
При реализации новой стратегии, необходимо делать ставку на розничный бизнес. Предполагается, что после реализации разрабатываемой стратегии целевая структура операционного дохода поменяется в пользу розницы (рис. 5).
Рисунок 5 - Доли клиентов ОАО «МДМ Банк» в 2011 - 2013 гг.
Цель МДМ Банка - стать самым уважаемым и успешным российским банком. Учитывая эту концепцию, рассмотрим основные параметры формирования финансовой стратегии МДМ Банка:
Клиентоориентированность - стать для клиентов максимально выгодным и удобным банком.
Корпоративная культура - обеспечить для персонала профессиональный и карьерный рост, устойчивый доход.
Финансовая стабильность - поддерживать стабильно высокий уровень доходности, ликвидности и надежности.
Рейтинг - продвижение бренда, поддержка репутации, лидерские позиции на межбанковском рынке.
Ключевыми принципами стратегии являются:
долгосрочная стабильность;
умеренный риск;
клиентоориентированность;
стратегический фокус.
Рассмотрим данные принципы подробней.
Долгосрочная стабильность. Вне зависимости от условий рынка Банк ежегодно должен приносить минимальный доход на капитал на уровне 5% годовых сверх инфляции. Для этого ставится задача менеджмента: обеспечить данный доход без принятия Банком риска банкротства.
Умеренный риск. Необходимо максимально глубокое понимание клиентов и минимизация ключевого риска - кредитного риска заемщиков банка. Важно обеспечить отсутствие всех видов спекулятивных рисков, а так же сделать акцент на долгосрочную стабильность в управлении рисками.
Клиентоориентированность. Переход на клиентоориентированную модель бизнеса, основанную на принципах долгосрочного партнерства банка с клиентами. Клиентоориентированность предполагает:
персональный подход к каждому клиенту;
глубокое понимание потребностей клиента;
способность комплексно предложить клиенту необходимый набор продуктов.
Механизм реализации данного принципа - расширение полномочий и ответственности отделений и клиентских менеджеров.
Стратегический фокус (отделения). Основная цель - стать лучшим Банком на своих территориях, в первую очередь, на своих домашних рынках (35 филиалов). Достижение лидерских позиций должно осуществляться за счет глубокой рыночной экспертизы, понимания потребности клиентов, индивидуального подхода и модифицировнных продуктов для каждой отрасли, высокого качества сервиса, информационных и ИТ-систем. Половину кредитного портфеля должны составлять компании-партнеры из прочих отраслей с минимальным уровнем кредитного риска. Исходя из данного принципа, отделения банка играю важную роль в стратегии развития (табл. 8).
Таблица 8 - Роль отделений ОАО «МДМ банк» в разрабатываемой стратегии
Уровень отделения |
Ответственность |
Отделения Банка |
1.Достиженеи бизнес целей отделения 2. Внедрение клиентоориентировнной модели бизнеса 3. Принятие кредитных решений в рамках установленных лимитов ответственности Отделение - самостоятельная бизнес-единица, с высоким уровнем полномочий и ответственности. |
Территориальный банк |
Анализ и сравнение деятельности отделений, распространение лучшей практики Открытие новых и закрытие неэффективных отделений Внедрение принципа состязательности между отделениями |
Головной банк |
Общий результат деятельности банка развитие центров компетенций Централизованные функции: развитие экспертизы и методология, управление финансами, операционная и ИТ-поддержка. |
Таким образом, каждая структурная единица от операционного офиса до головного банка должна принять участие в реализации стратегии банка. Умение работать как в команде, так и в одиночку поможет сотрудникам добиться максимальных результатов. Делегирование полномочий из головного банка по подразделениям позволит более эффективно воспользоваться имеющимися ресурсами для достижения поставленных целей.
Для успешной реализации стратегии необходимо определить направления и произвести ряд мероприятий (табл. 9).
Таблица 9 - Ключевые инициативы для реализации стратегии ОАО «МДМ Банк»
Стратегические инициативы |
Описание и необходимые мероприятия для реализации |
Создание лояльной и мотивированной команды |
Внедрение долгосрочной системы мотивации через корпоративный мотивационный фонд. Комплексное обучение сотрудников. Внедрение планов индивидуального развития роста, системы адаптации и наставничества. Формирование целевой корпоративной культуры. Основные принципы: 1. Связь системы мотивации и корпоративной культуры со стратегическими целями. 2. Вознаграждение за успешную деятельность, а не за процесс 3. Долгосрочность 4. Простота и прозрачность 5 Стимулирование индивидуального роста и развития |
Внедрение клиентоориенти-рованной модели |
Пилотные проекты в стратегических отраслях. Наращивание отраслевой экспертизы. Развитие продуктового ряда в соответствии с потребностями целевых клиентов. Внедрение ответственности клиентских менеджеров за выполнение индивидуальных целей. |
Повышение технологичности бизнеса |
Внедрение CRM (клиенты, продажи, кросс-продажи). Внедрение системы дистанционного банковского обслуживания, соответствующей лучшим мировым практикам. Внедрение единой ИТ - платформы для обслуживания клиентов. |
Описанные в табл. 9 направления являются ключевыми для реализации стратегии МДМ Банка. Создание единой, сильной команды специалистов, внедрение эффективной модели бизнеса, новые технологии - залог успешного развития банка.
Разрабатываемая среднесрочная стратегия рассчитана на 3 года. Процесс реализации стратегии происходит постепенно, на каждом этапе выполняются определенные задачи (табл. 10).
Таблица 10 - Этапы реализации стратегии ОАО «МДМ Банк»
Период |
Задача |
Первый год (2011) |
Добиться того, чтобы стратегию осознали и приняли в качестве руководства к действию все сотрудники банка. И в центральном, и в самом отдаленном офисе. |
Второй год (2012) |
Максимально эффективно реализовать стратегию, получить положительный результат. |
Третий год (2013) |
Скорректировать планы, основываясь на результатах двух прошедших лет. Следовать планам, добиваться поставленных результатов. |
Последовательность действий, постепенное решение поставленных задач является основой реализации стратегии.
Можно выделить четыре фактора успеха реализации стратегии: сотрудники, оперативность решений, стабильность, коммуникации.
Первый - сотрудники, персональные клиентские менеджеры, которые смогут сопровождать клиента на всем протяжении его сотрудничества с банком, предлагая каждому актуальные для него продукты и услуги.
Второй фактор успеха - оперативность принятия решений через развитие технологий и сервисов. Вложение средств в автоматизацию и оптимизацию бизнес процессов позволит ускорить решение важнейших задач.
Третий фактор - стабильность. Стабильное и безрисковое положение является желаемым для МДМ Банка.
И четвертый фактор - эффективные коммуникации как между банком и клиентом, так и внутри банка. Все сотрудники должны иметь доступ к самым современным знаниям и практикам, для того чтобы применять их в общении с клиентами.
Воплощение стратеги в жизнь обеспечит МДМ Банку лидерские позиции и качество активов, а так же укрепит долгосрочные партнерские отношения как с розничными так и с корпоративными клиентами. Стратегия позволит стать банку универсальным, с равнозначными позициями розничного и корпоративного бизнеса.
Возможные стратегии лежат в очень широком диапазоне.
. Интенсивный рост и увеличение продаж. Реализация стратегии интенсивного роста связана с последовательным осуществлением нескольких фаз, отличающихся различными методами управления компанией.
. Развитие продукта. Характеристики
разработанного продукта
. Развитие рынка. Рынок
не осведомлен о качествах
нового товара, существуют новые,
ранее не охваченные, но потенциально
интересные сегменты рынка. Такой
рынок и перспективные
. Интеграция:
горизонтальная интеграция, объединение между конкурентами;
вертикальная интеграция, объединение по цепочке производитель-потребитель.
. Стабильность, поддержание
сложившегося паритета на
Стратегия стабильности возможна только для предприятий-монополистов. Инновативные фирмы, действующие в конкурентной обстановке, реализующие эту стратегию, неизбежно обречены на поражение от конкурентов.
. Уход с рынка.
. Ликвидация предприятия.
Выбор эффективной стратегии, соответствующей внутренним параметрам МДМ Банка и его положению на рынке, базируется на результатах SWOT-анализа. Если фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда предоставляет мало благоприятных возможностей и несет в себе угрозы. В этом случае наиболее эффективными являются стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации, т.е. освоения новых рынков, интеграции, прежде всего с конкурентами для ослабления угроз с их стороны. Если внутри фирмы преобладают сильные стороны и при этом внешняя среда благоприятна для нее, то наиболее эффективной стратегией является упор на рост и увеличение продаж.
Итоги SWOT-анализа внешней среды МДМ Банка показывают, что при наличии угроз внешней среды банк имеет достаточно сильные стороны. Поэтому выбранная стратегия базируется на принципе интенсивного роста и увеличения продаж.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.
Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.
В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадать вариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование при наметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогает определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Важным элементом финансовой стратегии организации в целом является планирование результативности ее деятельности. Планирование можно осуществлять, используя такие три главные его системы: прогнозирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование; текущее планирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование; оперативное планирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование. По результатам реализации предложенных мероприятий по усовершенствованию финансовой стратегии МДМ Банка составим прогнозные показатели баланса. Для того чтобы спрогнозировать показатели на период разрабатываемой стратегии (2011 - 2013 гг.), проанализируем динамику этих показателей за последние 3 года (табл. 11).
Таблица 11 - Динамика балансового отчета ОАО «МДМ Банк» за 2008 - 2010 гг.
Наименование показателя (тыс. руб.) |
2008 (на 01.10.2008 г.) |
2009 (на 01.10.2009 г.) |
Изменение (+,-), тыс. руб. |
Изменение 2009/2008, % |
2010 (на 01.10.2010) |
Изменение (+,-), тыс. руб. |
Изменение 2010/2009, % |
Усредненный темп роста, % |
Денежные средства |
3681665 |
18293088 |
14 611 423 |
396,87 |
13132195 |
-5 160 893 |
-28,21 |
184,33 |
Средства в кредитных организациях |
531740 |
6568762 |
6 037 022 |
1 135,33 |
6839580 |
270 818 |
4,12 |
569,73 |
Чистая ссудная задолженность |
167250968 |
265409011 |
98 158 043 |
58,69 |
283722399 |
18 313 388 |
6,90 |
32,79 |
Всего активов |
209247503 |
385535322 |
176 287 819 |
84,25 |
384896880 |
-638 442 |
-0,17 |
42,04 |
Средства кредитных организаций |
44494548 |
65032003 |
20 537 455 |
46,16 |
36352396 |
-28 679 607 |
-44,10 |
1,03 |
Вклады физических лиц |
40162379 |
76590009 |
36 427 630 |
90,70 |
114678733 |
38 088 724 |
49,73 |
70,22 |
Всего обязательств |
186356437 |
325944673 |
139 588 236 |
74,90 |
331171808 |
5 227 135 |
1,60 |
38,25 |
Всего источников собственных средств |
22891066 |
59590649 |
36 699 583 |
160,32 |
53725072 |
-5 865 577 |
-9,84 |
75,24 |
Информация о работе Формирование финансовой стратегии организации на примере ОАО «МДМ Банк»