Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;
Чистая
прибыль – это та сумма
3. В зависимости
от характера деятельности пред
4. По характеру
налогообложения различают:
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому
содержанию прибыль делится на
бухгалтерскую и экономическую.
7. По характеру
использования чистая прибыль
подразделяется на
В рыночном
механизме используются и
Экономическая (максимальная) прибыль – разница между валовым доходом и экономическими издержками определенного объема выпуска продукции. Экономическую величину прибыли фирма будет получать при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
Предельная прибыль – разница между предельным доходом и предельными издержками. Это прибыль на дополнительную единицу продукции. Предельная прибыль является положительной до определенного уровня производства продукции, однако по достижении его становится отрицательной, т.е. выпуск продукции становится убыточным.
Монопольная
прибыль − прибыль, получаемая
фирмой-монополистом на основе
ограничения конкуренции и
Прибыль
как важнейшая категория
Во-первых, прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия.
Во-вторых,
прибыль выполняет
В-третьих,
прибыль является источником
формирования доходов бюджетов
различных уровней. Она
Таким образом, прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученными совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности. Прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Она служит источником обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. Экономисты рассматривали прибыль с разных сторон, поэтому в экономической литературе появились разные концепции и теории прибыли, рассматривающие прибыль с разных точек зрения. С определенной долей условности можно обособить базовые подходы к определению прибыли: академический, предпринимательский и бухгалтерский, в рамках которых определяются: прибыль экономическая, прибыль предпринимательская и прибыль бухгалтерская. Первые два подхода полезны для понимания экономической сущности прибыли, тогда как третий – для понимания логики и порядка ее практического исчисления. К тому же в зависимости от набора включенных факторов и их оценки могут исчисляться различные показатели прибыли, основными из которых являются: маржинальная прибыль, брутто-прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Кроме того, прибыль как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций: она является показателем эффективности деятельности предприятия; прибыль − стимулятор экономики; наконец, прибыль служит источником формирования доходов бюджетов различных уровней. В связи с этим основной целью предприятия является максимизация прибыли.
1.2. Механизм формирования прибыли
Получение
прибыли – непременное условие
и цель предпринимательства
Можно сформировать
пять обособленных групп лиц,
интересы которых
Для каждой
из выделенных групп лиц
Прибыль как реализованный доход фирмы совершает кругооборот, в котором выделяются ее формирование, распределение и использование. Модель формирования прибыли представлена на рисунке 1. На формирование прибыли, ее масштаб влияют такие факторы, как объем производства, цены, издержки производства, факторы увеличения внереализационных доходов. При этом чем больше объем производства и продаж, тем больше величина валовой прибыли. В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Выделяются факторы, формирующие прибыль, и взаимовлияющие факторы. Формируют прибыль выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг, выручка от реализации основных фондов и прочих активов, доходы от ценных бумаг и превышение суммы полученных штрафов, пени и неустоек над уплаченными. Взаимовлияющие факторы можно подразделить на не зависящие от фирм (процентные, налоговые ставки) и зависящие от эффективной работы фирм (производительность, себестоимость) [45, С.69].
-
-
+
-
Рис. 1. Модель формирования прибыли
При формировании
прибыли используются
1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Он применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налог с продаж. Расчет ведется по формуле:
где П – плановая прибыль;
В – выпуск товарной продукции в плановом
периоде в натуральном
Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж);
С – полная себестоимость
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок [31, С.151].
2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При аналитическом методе прибыль определяется по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли данным методом состоит из трех последовательных этапов:
- определение
базовой рентабельности как час
- исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
- учет влияния
на прибыль различных факторов:
снижения (повышения) себестоимости
сравнимой продукции,
Исходя из этих данных, можно определить базовую рентабельность: