Формирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;

Файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

     Чистая  прибыль – это та сумма прибыли,  которая остается в распоряжении  предприятия после уплаты всех  налогов, экономических санкций  и прочих обязательных отчислений.

     3. В зависимости  от характера деятельности предприятия выделяют: прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций.

     4. По характеру  налогообложения различают: налогооблагаемую  и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым  законодательством.

     5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

     6. По экономическому  содержанию прибыль делится на  бухгалтерскую и экономическую.  Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете.

     7. По характеру  использования чистая прибыль  подразделяется на капитализированную  и потребляемую. Капитализированная  прибыль –  часть чистой  прибыли, направляемой на финансирование  прироста активов предприятия.  Потребляемая прибыль – та  ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия [21, С.276].

     В рыночном  механизме используются и формы  прибыли: экономическая, предельная, монопольная.

     Экономическая  (максимальная) прибыль – разница  между валовым доходом и экономическими издержками определенного объема выпуска продукции. Экономическую величину прибыли фирма будет получать при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

     Предельная прибыль – разница между предельным доходом и предельными издержками. Это прибыль на дополнительную единицу продукции. Предельная прибыль является положительной до определенного уровня производства продукции, однако по достижении его становится отрицательной, т.е. выпуск продукции становится убыточным.

     Монопольная  прибыль − прибыль, получаемая  фирмой-монополистом  на основе  ограничения конкуренции и производства  продукции при повышении цены  в результате установления контроля  за рынком и производством. Монопольная прибыль выше средней прибыли, что объясняется перераспределением дохода между фирмами [45, С.68]. 

     Прибыль  как важнейшая категория рыночных  отношений выполняет ряд важнейших  функций.

     Во-первых, прибыль служит критерием и  показателем эффективности деятельности предприятия.

     Во-вторых, прибыль выполняет стимулирующую  функцию. Прибыль – основной  источник прироста собственного  капитала. В условиях рыночных  отношений, собственники и менеджеры,  ориентируясь на размер прибыли,  принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием. В рыночной экономике прибыль служит движущей силой и источником обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

     В-третьих,  прибыль является источником  формирования доходов бюджетов  различных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде  налогов,  а также экономических санкций  и используется на различные  цели.

     Таким образом,  прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученными совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности. Прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Она служит источником обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. Экономисты рассматривали прибыль с разных сторон, поэтому в экономической литературе появились разные концепции и теории прибыли, рассматривающие прибыль с разных точек зрения. С определенной долей условности можно обособить базовые подходы к определению прибыли: академический, предпринимательский и бухгалтерский, в рамках которых определяются: прибыль экономическая, прибыль предпринимательская и прибыль бухгалтерская. Первые два подхода полезны для понимания экономической сущности прибыли, тогда как третий – для понимания логики и порядка ее практического исчисления. К тому же в зависимости от набора включенных факторов и их оценки могут исчисляться различные показатели прибыли, основными из которых являются: маржинальная прибыль, брутто-прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Кроме того, прибыль как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций: она является показателем эффективности деятельности предприятия; прибыль − стимулятор экономики; наконец, прибыль служит источником формирования доходов бюджетов различных уровней. В связи с этим основной целью предприятия является максимизация прибыли.

 

     1.2. Механизм формирования прибыли

     Получение  прибыли – непременное условие  и цель предпринимательства любой  хозяйственной структуры. Прибылью оценивается эффективность хозяйствования; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. К тому же  прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики: в производстве, торговле и банковском деле [29, С.126].

     Можно сформировать  пять обособленных групп лиц,  интересы которых затрагиваются  в ходе формирования прибыли.  К первой группе относятся  собственники предприятия, т.е.  лица, представившие собственные  финансовые ресурсы при создании  предприятия. Во вторую группу входят лендеры, т.е. лица, представляющие фирме свой капитал на долгосрочной основе, на время и за плату. Собственники и лендеры характеризуются как инвесторы. Третья группа представлена управленческим персоналом предприятия, т.е. лицами, осуществляющими руководство деятельностью предприятия. От деятельности данных лиц зависит величина конечного финансового результата. К четвертой группе относится государство в лице представляющих его налоговых органов, рассматривающих финансовый результат как базу для налогообложения. Пятая группа представлена контрагентами предприятия, представляющих финансовые ресурсы на срочной, возвратной и платной основе.

     Для каждой  из выделенных групп лиц соответствует  наиболее приоритетный для нее  показатель, в качестве которого будет выступать один из показателей прибыли. С позиции руководящего персонала предприятия интерес представляют общий объем поступлений в фирму. Для категории лиц, временно предоставивших предприятию финансовые ресурсы на долгосрочной основе (т.е. лендеров) − величина прибыли до вычета процентов и налогов, поскольку она служит источником, за счет которого предприятие выплачивает займодавцам вознаграждение. Эта прибыль распределяется между основными заинтересованными лицами – собственниками, лендерами, государством. С позиции государства основным представляющим интерес финансовым показателем является налогооблагаемая прибыль. Для категории «собственник» существует несколько показателей прибыли, среди которых наибольший интерес представляет чистая прибыль как конечный финансовый результат, численно отражающий прирост капитала собственников за отчетный период. Интересы топ-менеджеров выражают различные результатные финансовые индикаторы, в том числе показатель чистой прибыли, за счет которой могут формироваться специальные источники финансирования: фонды поощрения, пенсионные фонды, фонды, предназначенные для реализации программ наделения акциями фирмы ее работников [13, С.487].

     Прибыль  как реализованный доход фирмы  совершает кругооборот, в котором выделяются ее формирование, распределение и использование. Модель формирования прибыли представлена на рисунке 1. На формирование прибыли, ее масштаб влияют такие факторы, как объем производства, цены, издержки производства, факторы увеличения внереализационных доходов. При этом чем больше объем производства и продаж, тем больше величина валовой прибыли. В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Выделяются факторы, формирующие прибыль, и взаимовлияющие факторы. Формируют прибыль выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг, выручка от реализации основных фондов и прочих активов, доходы от ценных бумаг и превышение суммы полученных штрафов, пени и неустоек над уплаченными. Взаимовлияющие факторы можно подразделить на не зависящие от фирм (процентные, налоговые ставки) и зависящие от эффективной работы фирм (производительность, себестоимость) [45, С.69].


                 -


  


                             

                                                  -  

                                                                                           


               



                                                                         


     - 

   


                          


                                                                         


                               

                                                                             + 

  


 


         +

 

 


                                                                                                           



                                                                             - 

     


                         


 

                                                                             - 




     -

 




 

   

Рис. 1. Модель формирования прибыли

 

     При формировании  прибыли используются различные  методы, главными из которых являются: методы прямого счета, аналитический  и метод, основанный на эффекте  производственного (операционного)  рычага.

     1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Он применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налог с продаж. Расчет ведется по формуле:

                                                                                           (1)

     где   П – плановая прибыль; 

            В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном                                                                                                                                                                                                                                       выражении;

            Ц – цена за единицу продукции  (за вычетом НДС, акцизов и  налога с продаж);

            С – полная себестоимость единицы  продукции.

     Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок [31, С.151].

     2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При аналитическом методе прибыль определяется по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли данным методом состоит из трех последовательных этапов:

     - определение  базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

     - исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

     - учет влияния  на прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости  сравнимой продукции, повышение  качества ее и сортности, изменение ассортимента, цен [31, С.152].

     Исходя  из этих данных, можно определить базовую рентабельность:

Информация о работе Формирование и использование прибыли