Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;
По данным таблицы 19, за 2006 г. нужно было реализовать продукцию
на сумму 16130 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 67166 тыс. руб., что выше порога рентабельности на 51036 тыс. руб. За 2007 г. запас финансовой устойчивости остался прежним и составил 0,8 % и продолжает оставаться на сравнительно низком уровне, так как уже при падении выручки всего на 0,8 % рентабельность будет равна нулю. При еще большем падении выручки предприятие станет убыточным. В 2008 г. порог рентабельности составляет 34900 тыс. руб. Фактическая выручка выше порога рентабельности на 72008 тыс. руб. На предприятии наметилась тенденция увеличения данного показателя. Тогда как для нормального функционирования предприятия благоприятнее было бы снижение порога рентабельности. При низком значении показателя предприятие сможет быстрее окупить все затраты и получить прибыль.
Рассчитав
показатели рентабельности и
факторный анализ динамики
Таким образом, распределение и использование прибыли достаточно важный процесс, от которого зависит эффективность деятельность предприятия. Распределение чистой прибыли в динамике лет происходило с существенными изменениями: практически все показатели увеличились, об этом также свидетельствует общая сумма выплат, которая также наметила тенденцию к увеличению. Однако рентабельность предприятия на настоящий момент снизилась. Предприятие в 2008 г. было недостаточно доходно. Об этом также свидетельствует факторный анализ рентабельности, который показал, что в динамике лет самым неблагоприятным периодом был 2008 г. Это свидетельствует о небольшой прибыльности предприятия. Кроме того, запас финансовой устойчивости и порог рентабельности из года в год увеличиваются. Несмотря на то, что выручка от реализации в течение рассматриваемых периодов все же больше порога рентабельности, предприятию следует за счет снижения себестоимости снизить порог рентабельности.
Подводя итог аналитической главе, можно сказать, что анализ формирования и использования прибыли на предприятии показал, что на данный момент предприятие находится в нестабильном финансовом положении. Себестоимость находится в прямой зависимости от выручки: т.е. при росте выручки, себестоимость также возрастает. Чистая прибыль по сравнению с предыдущими годами стала меньше, соответственно снизилась общая рентабельность деятельности предприятия. Порог рентабельности с каждым годом увеличивается, а соответственно и растет запас финансовой устойчивости. Предприятию труднее с каждым годом окупать все затраты и получать больше прибыли. Об этом также свидетельствует анализ точки безубыточности и эффект операционного рычага. Данный анализ также засвидетельствовал нестабильное финансовое положение предприятия на 2008 г. Предприятие приносит меньше прибыли, оно не доходно по основным видам деятельности, ведет неэффективную политику. Однако у предприятия в динамике лет наблюдается увеличение выплат производственного и социального характера. Это значит, что предприятие, несмотря на свое шаткое положение, заботится о своих работниках: оказывает материальную помощь, осуществляет выплаты к юбилейным датам за стаж, предоставляет путевки.
3. Основные
направления повышения
3.1. Совершенствование механизма формирования показателей прибыли АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»
Признание
того факта, что в настоящее
время у большинства
В современных
условиях хозяйствования
Так как
прибыль отражает результаты
всех видов деятельности
Основные
направления совершенствования
механизма формирования
Чтобы управлять
массой и динамикой прибыли,
следует постоянно держать в
центре внимания как производст
- оптимизацию численности работников;
- закрытие
нерентабельного магазина «
- уменьшение номерных емкостей.
Таблица 20.
Оптимизация численности работников по АМРП, чел.
Наименование должности |
Количество, штатных единиц |
Фонд оплаты труда (в том числе ЕСН) (ежемесячно) на одного работника, руб. |
Экономия, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оператор связи второго класса (коммерческий участок) |
1 |
8467 |
8467 |
Оператор связи второго класса |
3 |
8467 |
25401 |
Начальник отделения почтовой связи |
3 |
10150 |
30450 |
Всего: |
7 |
27084 |
64318 |
Как видно из таблицы, данная оптимизация расходов предприятия позволит ему сэкономить 64318 руб. Из-за оптимизации численности работников предприятие будет ежемесячно экономить на данную сумму. В связи с тем, что на протяжении 2006-2008 гг. средняя заработная плата поднялась в среднем на 30 %, то такая оптимизация расходов для предприятия позволит существенно сэкономить.
Таблица 21.
Анализ работы магазина «Продукты» за 2008 г., тыс. руб.
Доходы |
Затраты |
Итого | ||||
2007 г. |
2008 г. |
Изменение (±) |
Прямые |
Косвенные |
Всего | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1515,0 |
1290,0 |
-225,0 |
1284,5 |
295,2 |
1579,7 |
-289,7 |
В связи с данными таблицы, видно, что магазин «Продукты» является нерентабельным. Затраты превышают доходы на 289,7 тыс. руб. Это значит, что целесообразнее предприятию закрыть данный магазин, поскольку он приносит одни убытки.
Таблица 22.
Сокращение количества телефонов, шт.
Количество телефонов, шт. всего |
Абонентская плата за 2008 г. (165 руб. постоянная и 146 руб. повременная) |
Сумма к оплате, руб. |
Сокращение телефонов, шт. |
Абонентская плата ожидаемая в 2009 г. (181 руб. постоянная и 146 руб. повременная) |
Сумма к оплате в 2009 г., руб. |
Экономия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
44 |
311 |
13684 |
5 |
327 |
12753 |
931 |
Несмотря на то, что ожидается повышение постоянной абонентской платы, сумма к оплате в 2009 г. заметно ниже, чем в 2008 г. За счет сокращения телефонов на 5 штук, предприятие экономит 931 руб. ежемесячно. Данная оптимизация затрат благоприятна для предприятия.
Оптимизация
затрат выгодна предприятию,
Кроме того,
необходимо преодолевать
Примерно 50 % доходов предприятия – это финансовые услуги, которые необходимо постоянно развивать с целью повышения объемов выручки, а соответственно формирования прибыли. Если говорить о примерных приоритетах развития – это коммунальные платежи, пенсии и денежные переводы. Второй вид приоритетов – это доставка подписных изданий, розница в отделениях почтовой связи и «EMS-Почта России». И третий вид – это реализация страховых продуктов, сетевые услуги по реализации билетов лотерей, туристических билетов [11. С.125].
Чрезвычайно
важным становится развитие
Очень важное направление – розничные продажи, где самое главное - наличие единого, обязательного, четко фиксированного ассортимента. Она помогает почтовому предприятию решать вопросы по повышению существующего уровня рентабельности, либо по выживанию тех или иных отделений почтовой связи, где оказание других услуг было невыгодным. При этом темпы роста розничных продаж опережают даже бурно растущие доходы от оказания финансовых услуг. Важны даже не только централизация ассортимента и товарных поставок, сколько централизованная организация и управление системой розничной торговли на почте. Это выгодно:
Во-первых,
наличием стандартной
Во-вторых, тем, что товар закупается на гораздо более выгодных условиях у производителей [9, С.37].
В связи с этим можно определить пять обязательных видов ассортиментных групп, которые обеспечат максимальный рост продаж:
1) создатель потока – стабильно покупаемые товары (продукты питания, бытовая химия, средства гигиены);
2) генератор наличности – товары с большим объемом продаж, но маленькой наценкой (табачные изделия, карты предоплаты услуг);
3) генератор
прибыли – товары с большим
объемом продаж и большой
4) создатель
имиджа – товары для
5) защитник – товары, удерживающие покупателя, как правило, с низкими ценами (это любые товары, на которые поддерживают наценку 10-12 %) [9, С.38].
Для наглядного примера представим динамику розничных продаж в предыдущие годы, которая представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Динамика розничных продаж АМРП, тыс. руб.
Большую часть доходов приносит пересылка письменной корреспонденции, в 2007 г. на ее долю приходилось 45 %, 32 % - на почтовые финансовые службы, 23 % - на посылки. Однако собственные прогнозы республиканских операторов показывают, что к 2009-2010 планируют увеличить долю доходов от посылок, а также финансовых служб. Такое соотношение представлено на рисунке 6.
Рис. 6. Мнение республиканских операторов об изменении доли продуктов в почтовых доходах на 2009-2010 гг.
Для того, чтобы потенциал использовать полностью, необходимо применять системный подход ко всем составляющим процесса продаж, правильно оценивать и контролировать влияющие на продажи факторы и, соответственно, концентрировать усилия на наиболее слабых участках.