Формирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;

Файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

 

     По данным таблицы видно, что выручка от продаж, по сравнению с 2006 г., выросла в 2008 г. на 39742 тыс. руб. или на 59,2 %. По сравнению с 2007 г. показатель увеличился на 29839 тыс. руб. или на 38,7 %. Себестоимость, по сравнению 2006 г., возросла в 2008 г. на 38194 тыс. руб. или на 67,4 %. Данный показатель выше и по сравнению с 2007г. Кроме того, произошло изменение валовой прибыли: по сравнению с 2006г., увеличилась в 2008 г. на 1547 тыс. руб. или на 14,8 %, а при сравнении с 2007 г. снизилась на 4111 тыс. руб. или на 25,5 %. Расходы наметили тенденцию к росту. Коммерческие расходы предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличились на 107 тыс. руб. или на 10,6 %. Значение данного показателя по сравнению с 2007 г. также увеличилось на 20 тыс. руб. или на 1,8 %. При сравнении с 2006 г. управленческие расходы увеличились на 157 тыс. руб. или на 7,1 %, и при сравнении с 2007 г. данный показатель также продолжает расти: темп роста составляет 81 тыс. руб. или 3,5 %. Прибыль от продаж, по сравнению с 2006 г., увеличилась на 1283 тыс. руб. или на 17,7 %, но по сравнению с 2007 г. значение данного показателя снизилось на 4211 тыс. руб. или на 33,1 %. Прибыль до налогообложения, по сравнению с 2006 г., увеличилась на 1020 тыс. руб. или 15,3 %, на 776 тыс. руб. или на 15,3 % увеличился показатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Обратная тенденция наблюдается в 2007 г.: прибыль до налогообложения в отчетном году снизилась на 4706 тыс. руб. или 37,9 %, поэтому чистая прибыль также снизилась на 3576 тыс. руб. или на 37,9 %.

     На  изменение прибыли могут оказывать  влияние следующие факторы:

     1) изменение  объема реализованной продукции;

     2) сдвиги в структуре и ассортименте реализованной продукции;

     3) приращение  производственной себестоимости.

     Рассмотрим  влияние каждого из перечисленных  факторов.

     Изменение объема реализации товарной продукции рассчитывается по формуле:

                                                                                        (7)                                              

     где   - прибыль от продаж отчетного года;

             - полная себестоимость отчетного года;

             - полная себестоимость в предыдущем периоде.

     Результаты  расчетов представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Изменение прибыли при изменении объема реализованной продукции АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.

Года

Показатели

Изменение прибыли при  изменении объема реализованной  продукции, тыс. руб.

1

2

3

4

5

2006

7242,0

56699,0

26518,0

8242,4

2007

12736,0

60944,0

56699,0

953,5

2008

8525,0

94893,0

60944,0

4748,9


 

     Как  видно из таблицы, в динамике лет изменение прибыли является положительным. В связи с ростом объема реализации продукции прибыль в 2006 г. увеличилась на 8242,4 тыс. руб., в 2007 г. – на 953,5 тыс. руб., в 2008 г. – на 4749,9 тыс. руб. В 2006 г. предприятие реализовало большой объем продукции, получив при этом большую сумму прибыли. При сравнении показателей в динамике лет, самое небольшое изменение прибыли было в 2007 г.

     Влияние  сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции рассчитывается по формуле:

                                                                                   (8)

     где   - выручка от продаж в отчетном периоде;

            - выручка от продаж в предыдущем периоде.

     Результаты  расчетов представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Влияние сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции АМРП за 2006-2008 г., тыс. руб.

Года

Показатели

Влияние сдвигов в структуре  и ассортименте реализованной продукции, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

2006

7242,0

67166,0

29886,0

56699,0

26518,0

789,4

2007

12736,0

77069,0

67166,0

60944,0

56699,0

917,0

2008

8525,0

106908,0

77069,0

94893,0

60944,0

-1449,3


     Данные результаты означают, что в связи с ростом в объеме реализации удельного веса более рентабельных изделий прибыль на предприятии в 2006 г. возросла на 789,4 тыс. руб., в 2007 г. – на 917 тыс. руб. Однако в 2008 г. удельный вес более рентабельных изделий снизился в объеме реализации, поэтому и прибыль снизилась на 1449,3 тыс. руб., что свидетельствует о низкой доходности, рентабельности деятельности предприятия. В этом периоде почтовое предприятие проводило плохую политику в этой области.

     Приращение производственной себестоимости за счет структурных сдвигов рассчитывается по формуле:

                                                                                          (9)

     Результаты  расчетов представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Приращение  производственной себестоимости за счет структурных сдвигов в АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.

Года

Показатели

Приращение производственной себестоимости за счет структурных  сдвигов, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

2006

26518,0

56699,0

67166,0

29886,0

2897,7

2007

56699,0

60944,0

77069,0

67166,0

4114,7

2008

60944,0

94893,0

106908,0

77069,0

-10353,2


 

     Результаты  таблицы показывают, что увеличение в объеме реализации удельного веса изделий, по которым производственная себестоимость снизилась, привело к повышению прибыли в 2006 г. на 2897,7 тыс. руб., в 2007 г. – на 4114,7 тыс. руб. Однако в 2008 г. производственная себестоимость наоборот увеличилась, соответственно прибыль снизилась на 10353,2 тыс. руб. Это значит, что в этот период у предприятия имелась большая сумма издержек. Предприятие провело плохую политику в этой области, что неэффективно сказалось на деятельности предприятия.

     Подводя итог, можно сказать, что самым благоприятным изменением прибыли в течение рассматриваемых периодов было изменение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции: прибыль увеличилась. Самым неблагоприятным изменением стало изменение за счет приращения производственной себестоимости: прибыль снизилась. В 2006-2007 гг. изменение себестоимости привело к повышению прибыли, уже в 2008 г. за счет этого показателя прибыль значительно снизилась. Такая же тенденция наблюдается за счет изменения удельного веса более рентабельных изделий в объеме реализации продукции.      

     Чистая  прибыль является одним из  важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесения в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли [21, С.320]. Особое внимание следует уделить анализу формирования чистой прибыли. Определим сумму чистой прибыли АМРП за 2006-2008 гг. и определим влияние факторов на ее изменение.

Таблица 9.

Определение суммы чистой прибыли АМРП за 2006 г., тыс. руб.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в сумме прибыли до налогообложения, %

±

в %

±

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Сумма прибыли до налогообложения

3428,0

6681,0

3253,0

94,9

100,0

100,0

-

2. Налог на прибыль

823,0

1603,0

780,0

94,8

24,0

24,0

0

3. Чистая прибыль отчетного  периода

2425,0

5077,0

2652,0

109,4

76,0

76,0

0


 

     Чтобы  определить изменение суммы чистой  прибыли за счет факторов изменения общей суммы валовой прибыли, необходимо изменение валовой прибыли за счет каждого фактора умножить на базовый удельный вес чистой прибыли в сумме общей валовой прибыли:

                                                                                             (10)

     Прирост  чистой прибыли за счет факторов, определяющих удельный вес чистой  прибыли в общей сумме прибыли  (налоги) рассчитывается умножением  прироста удельного веса i-го фактора (налогов) в общей сумме валовой прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:

                                                                                             (11)

     Расчет  влияния факторов на изменение  суммы чистой прибыли представлен в таблице 10.

Таблица 10.

Расчет  влияния факторов на изменение суммы  чистой прибыли АМРП за 2006 г., тыс. руб.

Факторы изменения прибыли

Расчет влияния

Изменение суммы, тыс. руб.

1

2

3

1. Изменение общей суммы прибыли до налогообложения

+2472,3

1.1. Прибыль от реализации:

+5503,9

- объем реализации продукции

+6264,2

- структура реализации  продукции

+599,9

- себестоимость продукции

+2202,3

1.2. Сальдо внереализационных  доходов и расходов

-332,9

1.3. Сальдо операционных  доходов и расходов

-92,7

2. Проценты к уплате

-

-

3. Налог на прибыль

0

Итого:

2652


 

     Рост себестоимости, а также сумма внереализационных и операционных расходов вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Увеличилась чистая прибыль за счет объема реализации продукции и структурных сдвигов в ассортименте реализованной продукции. Факторы второго порядка (проценты к уплате, налоги из прибыли) никак не повлияли на изменение прибыли.

Таблица 11.

Определение суммы чистой прибыли АМРП за 2007 г., тыс. руб.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в сумме прибыли до налогообложения, %

±

в %

±

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Сумма прибыли до налогообложения

6681,0

12407,0

5726,0

85,7

100,0

100,0

-

2. Налог на прибыль

1603,0

2978,0

1375,0

85,8

24,0

24,0

0

3. Чистая прибыль отчетного  периода

5077,0

9429,0

4352,0

85,7

76,0

76,0

0

Информация о работе Формирование и использование прибыли