Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;
По данным таблицы видно, что выручка от продаж, по сравнению с 2006 г., выросла в 2008 г. на 39742 тыс. руб. или на 59,2 %. По сравнению с 2007 г. показатель увеличился на 29839 тыс. руб. или на 38,7 %. Себестоимость, по сравнению 2006 г., возросла в 2008 г. на 38194 тыс. руб. или на 67,4 %. Данный показатель выше и по сравнению с 2007г. Кроме того, произошло изменение валовой прибыли: по сравнению с 2006г., увеличилась в 2008 г. на 1547 тыс. руб. или на 14,8 %, а при сравнении с 2007 г. снизилась на 4111 тыс. руб. или на 25,5 %. Расходы наметили тенденцию к росту. Коммерческие расходы предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличились на 107 тыс. руб. или на 10,6 %. Значение данного показателя по сравнению с 2007 г. также увеличилось на 20 тыс. руб. или на 1,8 %. При сравнении с 2006 г. управленческие расходы увеличились на 157 тыс. руб. или на 7,1 %, и при сравнении с 2007 г. данный показатель также продолжает расти: темп роста составляет 81 тыс. руб. или 3,5 %. Прибыль от продаж, по сравнению с 2006 г., увеличилась на 1283 тыс. руб. или на 17,7 %, но по сравнению с 2007 г. значение данного показателя снизилось на 4211 тыс. руб. или на 33,1 %. Прибыль до налогообложения, по сравнению с 2006 г., увеличилась на 1020 тыс. руб. или 15,3 %, на 776 тыс. руб. или на 15,3 % увеличился показатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Обратная тенденция наблюдается в 2007 г.: прибыль до налогообложения в отчетном году снизилась на 4706 тыс. руб. или 37,9 %, поэтому чистая прибыль также снизилась на 3576 тыс. руб. или на 37,9 %.
На
изменение прибыли могут
1) изменение
объема реализованной
2) сдвиги в структуре и ассортименте реализованной продукции;
3) приращение
производственной
Рассмотрим
влияние каждого из
Изменение объема реализации товарной продукции рассчитывается по формуле:
где - прибыль от продаж отчетного года;
- полная себестоимость отчетного года;
- полная себестоимость в предыдущем периоде.
Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Изменение прибыли при изменении объема реализованной продукции АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.
Года |
Показатели |
Изменение прибыли при изменении объема реализованной продукции, тыс. руб. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2006 |
7242,0 |
56699,0 |
26518,0 |
8242,4 |
2007 |
12736,0 |
60944,0 |
56699,0 |
953,5 |
2008 |
8525,0 |
94893,0 |
60944,0 |
4748,9 |
Как видно из таблицы, в динамике лет изменение прибыли является положительным. В связи с ростом объема реализации продукции прибыль в 2006 г. увеличилась на 8242,4 тыс. руб., в 2007 г. – на 953,5 тыс. руб., в 2008 г. – на 4749,9 тыс. руб. В 2006 г. предприятие реализовало большой объем продукции, получив при этом большую сумму прибыли. При сравнении показателей в динамике лет, самое небольшое изменение прибыли было в 2007 г.
Влияние сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции рассчитывается по формуле:
где - выручка от продаж в отчетном периоде;
- выручка от продаж в предыдущем периоде.
Результаты расчетов представлены в таблице 7.
Таблица 7.
Влияние
сдвигов в структуре и
Года |
Показатели |
Влияние сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции, тыс. руб. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2006 |
7242,0 |
67166,0 |
29886,0 |
56699,0 |
26518,0 |
789,4 |
2007 |
12736,0 |
77069,0 |
67166,0 |
60944,0 |
56699,0 |
917,0 |
2008 |
8525,0 |
106908,0 |
77069,0 |
94893,0 |
60944,0 |
-1449,3 |
Данные результаты означают, что в связи с ростом в объеме реализации удельного веса более рентабельных изделий прибыль на предприятии в 2006 г. возросла на 789,4 тыс. руб., в 2007 г. – на 917 тыс. руб. Однако в 2008 г. удельный вес более рентабельных изделий снизился в объеме реализации, поэтому и прибыль снизилась на 1449,3 тыс. руб., что свидетельствует о низкой доходности, рентабельности деятельности предприятия. В этом периоде почтовое предприятие проводило плохую политику в этой области.
Приращение производственной себестоимости за счет структурных сдвигов рассчитывается по формуле:
Результаты расчетов представлены в таблице 8.
Таблица 8.
Приращение производственной себестоимости за счет структурных сдвигов в АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.
Года |
Показатели |
Приращение производственной себестоимости за счет структурных сдвигов, тыс. руб. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2006 |
26518,0 |
56699,0 |
67166,0 |
29886,0 |
2897,7 |
2007 |
56699,0 |
60944,0 |
77069,0 |
67166,0 |
4114,7 |
2008 |
60944,0 |
94893,0 |
106908,0 |
77069,0 |
-10353,2 |
Результаты таблицы показывают, что увеличение в объеме реализации удельного веса изделий, по которым производственная себестоимость снизилась, привело к повышению прибыли в 2006 г. на 2897,7 тыс. руб., в 2007 г. – на 4114,7 тыс. руб. Однако в 2008 г. производственная себестоимость наоборот увеличилась, соответственно прибыль снизилась на 10353,2 тыс. руб. Это значит, что в этот период у предприятия имелась большая сумма издержек. Предприятие провело плохую политику в этой области, что неэффективно сказалось на деятельности предприятия.
Подводя итог, можно сказать, что самым благоприятным изменением прибыли в течение рассматриваемых периодов было изменение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции: прибыль увеличилась. Самым неблагоприятным изменением стало изменение за счет приращения производственной себестоимости: прибыль снизилась. В 2006-2007 гг. изменение себестоимости привело к повышению прибыли, уже в 2008 г. за счет этого показателя прибыль значительно снизилась. Такая же тенденция наблюдается за счет изменения удельного веса более рентабельных изделий в объеме реализации продукции.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесения в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли [21, С.320]. Особое внимание следует уделить анализу формирования чистой прибыли. Определим сумму чистой прибыли АМРП за 2006-2008 гг. и определим влияние факторов на ее изменение.
Таблица 9.
Определение суммы чистой прибыли АМРП за 2006 г., тыс. руб.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в сумме прибыли до налогообложения, % | |||||
± |
в % |
± | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Сумма прибыли до налогообложения |
3428,0 |
6681,0 |
3253,0 |
94,9 |
100,0 |
100,0 |
- |
2. Налог на прибыль |
823,0 |
1603,0 |
780,0 |
94,8 |
24,0 |
24,0 |
0 |
3. Чистая прибыль отчетного периода |
2425,0 |
5077,0 |
2652,0 |
109,4 |
76,0 |
76,0 |
0 |
Чтобы
определить изменение суммы
Прирост
чистой прибыли за счет
Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли представлен в таблице 10.
Таблица 10.
Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли АМРП за 2006 г., тыс. руб.
Факторы изменения прибыли |
Расчет влияния |
Изменение суммы, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
1. Изменение общей суммы прибыли до налогообложения |
+2472,3 | |
1.1. Прибыль от реализации: |
+5503,9 | |
- объем реализации продукции |
+6264,2 | |
- структура реализации продукции |
+599,9 | |
- себестоимость продукции |
+2202,3 | |
1.2. Сальдо внереализационных доходов и расходов |
-332,9 | |
1.3. Сальдо операционных доходов и расходов |
-92,7 | |
2. Проценты к уплате |
- |
- |
3. Налог на прибыль |
0 | |
Итого: |
2652 |
Рост себестоимости, а также сумма внереализационных и операционных расходов вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Увеличилась чистая прибыль за счет объема реализации продукции и структурных сдвигов в ассортименте реализованной продукции. Факторы второго порядка (проценты к уплате, налоги из прибыли) никак не повлияли на изменение прибыли.
Таблица 11.
Определение суммы чистой прибыли АМРП за 2007 г., тыс. руб.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в сумме прибыли до налогообложения, % | |||||
± |
в % |
± | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Сумма прибыли до налогообложения |
6681,0 |
12407,0 |
5726,0 |
85,7 |
100,0 |
100,0 |
- |
2. Налог на прибыль |
1603,0 |
2978,0 |
1375,0 |
85,8 |
24,0 |
24,0 |
0 |
3. Чистая прибыль отчетного периода |
5077,0 |
9429,0 |
4352,0 |
85,7 |
76,0 |
76,0 |
0 |