Краткосрочная финансовая политика предприятия (на примере ОАО Банк "Санкт-Петербург")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является изучение особенностей краткосрочной финансовой политики на конкретном предприятии. Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение особенностей краткосрочной финансовой политики;
анализ эффективности краткосрочной финансовой политики на конкретном предприятии и разработка способов ее совершенствования.
Объектом проводимого в данной дипломной работе исследования является ОАО Банк «Санкт-Петербург».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты краткосрочной финансовой политики
1.1 понятие краткосрочной политики
1.2 виды краткосрочной политики
1.3 эффективность краткосрочной политики
2. Анализ краткосрочной финансовой политики на примере Банка «Санкт-Петербург»
2.1 характеристика предприятия
2.2 анализ финансовых результатов
2.3 Анализ краткосрочной финансовой политики Банка «Санкт-Петербург»
2.4 оценка эффективности управления кредитной политикой
3. Повышение эффективности краткосрочной финансовой политики
3.1 Обзор вариантов повышения эффективности кредитной политики Банка «Санкт-Петербург»
3.2 Расчет эффективности финансирования товарного кредита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Краткосрочная финансовая политика предприятия.docx

— 287.86 Кб (Скачать файл)

В 2012 году усилилось влияние  Банка на рынке банковских услуг  Москвы. По состоянию на 01.01.2013 г. 18,2% кредитного портфеля составляют кредиты, выданные  филиалом в  Москве  организациям различных регионов России.  Кредитный портфель филиала  в  Москве увеличился  за  2012 г.  в 2,6 раза  или на 10 480, 4  млн. руб.

Отраслевая структура  кредитного портфеля Банка достаточно сбалансирована, поскольку не предусматривает  концентрации вложений в развитие какой-либо  одной отрасли. Приоритетными отраслями  для кредитования в 2012 году, как и  в прежние годы, оставались розничная  и оптовая торговля - 20,4% от объема кредитных вложений, строительство - 15,6%, промышленность - 13,0%, операции с  недвижимостью – 9,0%.

В 2012 году Банком на постоянной основе оценивались кредитные риски  и  создавался резерв на возможные  потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности в полном соответствии с требованиями определенными  нормативными документами ЦБ РФ и  внутренними документами Банка.

   За  2012 год  абсолютная величина резерва  увеличилась  на  54% и составила на 01.01.2013 г.  2 130  млн. руб. против 1 385 млн. руб. на 01.01.12. Наибольший удельный вес в кредитном портфеле Банка составляют кредиты 1 категории качества – более 57%.

   В данный момент в Банке  активно развивается ипотечное  кредитование. Уже за март 2013 года Банком было выдано населению ипотечных кредитов более чем на 1 млрд рублей.

   «Данный показатель является  для Банка рекордным за все время работы в сегменте ипотечного кредитования», — отметила директор дирекции розничного бизнеса Банка Марина Гориловская. Для сравнения, объем выдач в первом квартале 2013 года превысил объемы выдач за аналогичный период предыдущего года в 4 раза.

   Доля кредитов, выданных  на первичном рынке, составила более 70%. Первичный рынок в настоящее время является локомотивом развития всего ипотечного бизнеса. Только за 1 квартал было Банком аккредитовано 35 новых строительных объектов, а общее количество объектов первичного рынка, на которые распространяется ипотечное предложение превысило 150. По итогам марта Банк укрепил лидерские позиции среди частных коммерческих банков, работающих с ипотекой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Повышение эффективности  краткосрочной финансовой политики

3.1 Обзор вариантов повышения  эффективности кредитной политики  Банка «Санкт-Петербург»

 

    Банк «Санкт-Петербург»  намерен увеличить долю рынка  в корпоративном сегменте и  усилить позиции в сегменте  среднего и малого бизнеса  (СМБ), в розничном бизнесе банк  также планирует повысить рыночную  долю в сегментах «Привлечение  вкладов населения», «Ипотечное  и потребительское кредитование»,  «Расчетный и платежный сервис».  Ключевые моменты стратегии Банка  «Санкт-Петербург»:

 

• развитие долгосрочных отношений  с клиентами за счет постоянного

повышения уровня обслуживания и расширения линейки банковских

продуктов;

• развитие банковских технологий в целях сохранения высокого конкурентного

уровня на рынке и повышение  качества клиентского обслуживания;

• централизация системы  маркетинга, коммуникаций и бренд-менеджмента

для усиления конкурентных позиций на рынке и повышения  лояльности

клиентов.

   Кроме Москвы и  Санкт-Петербурга банк присутствует  в Ленинградской области, Нижнем  Новгороде и Калининграде. На  Северо-Западный регион приходится 33 дополнительных офиса из 36 и  334 из 338 банкоматов. Большинство точек  продаж и банкоматов в Северо-Западном  регионе приходится на Санкт-Петербург.  За последние три года банк  существенно расширил свое присутствие  в основных сегментах рынка  банковских услуг Северо-Запада. Значительным увеличением присутствия  в регионе банк обязан в первую очередь своей клиентской политике и фокусу на перспективных сегментах банковских услуг.

     В настоящий  момент банк не планирует активизировать  региональную экспансию в связи  с хорошими перспективами «домашнего»  рынка и прочными позициями  банка в основных сегментах  рынка Санкт-Петербурга. Однако в  среднесрочной стратегии руководство  банка не исключает региональной  экспансии, как путем приобретения  региональных банков, так за счет  агрессивного органического выхода  в наиболее привлекательные регионы.

     Согласно прогнозам  руководства, основные показатели  бизнеса банка в 2013 г. будут расти на 60 %, что превышает  прогнозы по рынку в целом – 45-50 % по основным кредитным операциям. В среднесрочной перспективе (3-5 лет) банк намерен так же опережать темпы роста рынка, что является

оптимистичным прогнозом. В  данной связи в своей модели финансовых показателей Банка «Санкт-Петербург» руководство исходит из среднероссийских темпов роста банковского сектора: среднегодовой рост кредитов корпоративным  клиентам составит 21.4 %, физическим лицам  – 22.8 %. Однако долгосрочные перспективы  выглядят весьма скромно, принимая во внимание консервативную региональную стратегию банка и усиление конкуренции  на рынке Санкт-Петербурга: рост в  постпрогнозном периоде – 4 %. Помимо этого учитывалась и  низкая ликвидность  акций

банка, что нашло отражение  в ставке дисконтирования избыточного  дохода – 11.5 %.

    Банк "Санкт-Петербург", входящий в тридцатку крупнейших  в РФ, намерен увеличить совокупный  кредитный портфель уже в текущем  году на 15% - до 283 миллиардов рублей.

    Согласно бизнес-плану,  совокупный кредитный портфель  вырастет на 15% в 2013 году, розничный  - на 50%". Кредитный портфель физлиц  по итогам 2012 года по МСФО составил 22,7 миллиарда рублей. Таким образом, банк намерен нарастить его до 34 миллиардов рублей.

    Вместе с тем,  доля розничного портфеля в  общем кредитном портфеле должна  достичь 12%. Кредитный портфель  малого и среднего бизнеса  должен вырасти на 16-18%.

   Расходы банка  в 2013 году вырастут всего на 6-7%. Не ожидается значительных  дальнейших инвестиций в имущество  и оборудование.

   В презентации  финансовой отчетности по МСФО  приводятся прогнозы банка относительно  некоторых показателей. В частности,  уровень чистой процентной маржи  увеличится до 4-4,5% (в 2012 году - 3,9%), показатель отношения расходов  к доходам составит 45% (в 2012 году - 47,6%), рентабельность капитала - 10-15%. Согласно отчетности, в настоящее  время последний составляет 3,2% против 17,2% по итогам 2011 года.

    Кредитная политика Банка определяет: систему оценки кредитного риска по ссудам; порядок оценки ссуд;  описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика; предельные уровни отраслевых рисков; процедуры принятия и исполнения решений по формированию резервов; оценку кредитного риска по портфелю однородных ссуд и другие.

     При оценке кредитного риска Банком выявляются источники кредитного риска, а именно: проводится структурный анализ кредитного портфеля по различным направлениям; оценивается кредитный риск по контрагенту на этапе анализа кредитных заявок и мониторинга клиентов.

    Управление кредитными рисками строится на основе постоянного контроля качества проведения кредитных операций, полноты и правильности формирования резервов на возможные потери, постоянное совершенствование системы контроля кредитных рисков.

В целях ограничения кредитных  рисков, возникающих при проведении операций с контрагентами-кредитными организациями, Банк использует систему  лимитов, ограничивающих максимально  возможный объем задолженности  банков-контрагентов перед Банком при  проведении:  операций МБК / МБД; сделок купли/продажи финансовых активов, в т.ч. конверсионных сделок, при  которых возникает кредитный  риск на контрагента при проведении расчетов. Соответствующие лимиты устанавливаются  на кредитные организации, являющиеся контрагентами Банка, исходя из анализа  их кредитного качества, соответствующими решениями уполномоченных коллегиальных  органов Банка.

В своей кредитной деятельности Банк стремится диверсифицировать  отраслевые кредитные риски. Отраслевая структура кредитного портфеля Банка  является достаточно сбалансированной, поскольку не предусматривает концентрации вложений в развитие какой-либо одной  отрасли. Наибольший удельный вес в  кредитном портфеле в 2012 году  занимали три наиболее перспективные для  Санкт-Петербурга отрасли: торговля (20,4%), строительство (15,6%), промышленность (13,0%) и операции с недвижимостью (9,0%).

 

 

3.2 Расчет эффективности  финансирования товарного кредита

 

Улучшение макроэкономического  климата, рост экономики, розничного товарооборота  и реальных доходов населения  в 2012 году способствовали дальнейшему  развитию рынка розничных банковских услуг. Для российского рынка  розничных банковских услуг характерна высокая степень концентрации практически  во всех секторах рынка. Так, на 5 крупнейших банков РФ приходится почти половина полученных физическими лицами кредитов. Наиболее активно развиваются сегменты автокредитования и ипотечного кредитования. За последние годы произошли качественные изменения спроса населения на банковские услуги, потребительского и сберегательного поведения частных клиентов.

Достижение конкурентного  преимущества в розничном банковском бизнесе требует постоянного  развития продуктового ряда, технологической  инфраструктуры, риск менеджмента и  маркетинговой стратегии.  Конкуренция  из ценовой плоскости все больше смещается в область качества и удобства пользования продуктами. Более успешными становятся те банки, которые располагают наиболее обширной сетью точек продаж, а также  предлагающие клиентам удобные интернет-сервисы  управления счетами.

Средние темпы роста объемов  потребительского кредитования банками Северо-Запада составили за 2012 год более 68%. Достаточно динамично развивался и рынок банковских платежных карт. За год общее число эмитированных банками Северо-Запада  карт увеличилось на 13%.

Банк «Санкт-Петербург» предоставляет  широкий спектр продуктов, удовлетворяющий  основные потребности розничных  клиентов: ипотечное, потребительское  и автокредитование, кредитные и  расчетные банковские карты, вклады, расчетное обслуживание физических лиц, удаленное управление счетами.

Активное использование  передовых технологий позволило  обеспечить быстрое и качественное обслуживание клиентов, что подтверждается ростом клиентской базы Банка: за 2007 год  количество действующих клиентов - физических лиц  возросло на  29%, с 451 тысяч до 581 тысяч  человек.

   Несмотря на ожидание  снижения темпов розничного кредитования  в 2013 году, некоторым банкам удалось  в январе–феврале выдать в  магазинах Петербурга в 2 раза больше кредитов на покупку товаров (pos–кредитов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой рост кредитования банки объясняют тем, что еще в 2012 году они увеличили число партнеров среди ретейлеров, а заемщики стали брать большие суммы в кредиты. 

    Только За январь–февраль 2013 года филиал "Санкт–Петербургский"  выдал pos–кредитов в общей  сложности $25,5 млн. Это в 2 раза  больше, чем за аналогичный период 2012 года.

Банк «Санкт-Петербург», располагая разветвленной сетью  филиалов и дополнительных офисов, операционных касс и банкоматов, сформированной клиентской базой, активно увеличивает  долю рынка в части обслуживания клиентов-физических лиц, что является одной из стратегических задач. В  соответствии со Стратегическим планом развития Банк решал задачи привлечения  срочных средств физических лиц, выхода на рынок кредитования населения, расширения круга продуктов, основанных на использовании платежных карт. Для улучшения условий обслуживания клиентов был введен продленный  режим работы  ряда филиалов и отделений.

Ссудная задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам,  увеличилась за 2012 год  в 3,2 раза и на 01.01.2013 составила 10 097 млн. руб. против 3 193 млн. руб. на 01.01.2012. За 2012 год на обслуживание с целью кредитования привлечено около 11 тысяч физических лиц. Доля Банка на рынке Санкт-Петербурга по объемам предоставленных населению  кредитов выросла за год с 3,5% до 6,3%

Основными принципами успешного  продвижения кредитных услуг  для населения является разнообразная линейка массовых, доступных кредитных продуктов, широкая сеть точек продаж, скорость предоставления кредитов. При этом эффективно работающая скорринговая система (оценка качества заемщика) обеспечивает надлежащий контроль за уровнем риска.

Банк предлагает клиентам следующие виды кредитов: кредит на потребительские цели; на приобретение автомобиля;  кредитование в режиме "овердрафт" счетов держателей банковских карт; кредит в режиме револьверной кредитной линии; потребительские кредиты сотрудникам организаций-клиентов; ипотечный кредит.

Одним из наиболее значимых, в том числе и в социальном плане, розничных банковских продуктов  являются ипотечные кредиты. В 2007 году был продолжен курс на наращивание  операций по ипотечному кредитованию.

Банк «Санкт-Петербург» открыл собственный Ипотечный центр - специализированное подразделение, где клиент может  получить консультацию, выбрать подходящие условия кредита, оформить документы  и получить кредит на покупку жилья  по принципу «одного окна». Оптимизация  процессов оказания ипотечных услуг  выгодна как клиентам Банка, так  и партнерам – ипотечным брокерам, строительным организациям, с которыми работает Банк.

На 01.01.2013 ипотечный портфель Банка составляет 1 754 кредита на сумму 4,3 млрд. руб.,  рост по сравнению  с 2011 годом составил 312%.

Продолжилось расширение перечня аккредитованных застройщиков и брокерских компаний. На 1 января аккредитована 31 строительная компания, 35 риэлторов  и ипотечных брокеров.

Информация о работе Краткосрочная финансовая политика предприятия (на примере ОАО Банк "Санкт-Петербург")