Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов. Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год. Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели.
Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса. В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту.

Содержание работы

Введение 4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ……………………………….. 6
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 6
1.2. Инфляция, причины возникновения, типология 19
1.3. Последствия инфляции
1.4. Анализ экономических теорий инфляции
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…….……………….……37
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в Казахстане 37
2.2. Особенности инфляции в Казахстане в современных условиях..……....28
2.3. Анализ инфляционных процессов в зарубежных странах
3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………...……………………………………….43
3.1. Антиинфляционная политика …………
3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики
3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в Республике Казахстан……………………… Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Методы борьбы с инфляцией в Республике Казахстан Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Диплом прав.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

С другой стороны, нужно обязательно  проанализировать, не является ли причиной перегрева одних отраслей недостаточный температурный режим и активность других. Понятно, что необходимо учитывать и такой показатель, как инвестиции. Еще пять лет назад иностранные инвестиции были той спасительной соломинкой, благодаря которой в Казахстане развивался хотя бы как сырьевой сектор. Теперь ситуация поменялась. Иностранные инвестиции понемногу перераспределяются в другие секторы экономики, и, что очень важно, они уже не являются определяющими и доминирующими – наряду с ними стали развиваться частные и государственные инвестиции.

Если посмотреть статистику, то валовой  приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в 2005г превысил 6,4 млрд долларов. Специалисты Нацбанка оценили данный показатель как довольно хороший, несмотря на то что в 2004 году он составил 8,3 млрд долларов. Некоторое снижение притока инвестиций они объясняют тем, что в прошлом году Казахстаном совершена сделка по выкупу у иностранных инвесторов доли в Северокаспийском проекте. С учетом погашения долговых обязательств перед прямыми иностранными инвесторами и операций по прямым инвестициям за рубеж нетто-приток иностранных прямых инвестиций сократился за год в три раза и составил 1,7 млрд долларов.[24]

Иностранные инвесторы уже не так  охотно инвестируют свои деньги в  добычу угля, сырой нефти и природного газа – в целом инвестиции в горнодобывающую промышленность в 2005 году сократились на треть. Основные средства пошли на добычу углеводородов, но тем не менее обозначились новые интересы иностранных инвесторов по добыче металлических руд. Теперь иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям. Причем инвестиции в услуги предприятиям в 2005 году увеличились в два раза по сравнению с предыдущим периодом и составили 3,4 млрд долларов. Инвестиции в геологоразведку также удвоились и составили 3,3 млрд долларов.[24]

А вот ИПИ в сельское хозяйство  как не было, так и нет. Точно  так же для иностранных инвесторов не представляют интереса текстильная  и швейная промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, наверное, ввиду того, что у нас эти авангардные отрасли для других экономик мира все еще являются анахронизмами советской системы с устаревшими технологиями.

О технологиях и инвестициях  в основной капитал разговор отдельный. Новые технологии в стране пока в уме, то есть в проектах, а вот второй показатель представляет громадный интерес. Если посмотреть статистику, то здесь все хорошо. Инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 1,2 трлн тенге и возросли в 1,2 раза по сравнению с 2004 годом. Однако, как говорится, на местах положение отличается от представленного. Не лучшим образом обстоят дела и в частном секторе.

Например, в конъюнктурном обследовании «Деловая активность предприятий Казахстана», проводимом Агентством РК по статистике, отмечается, что в 2007 году происходил постепенный спад деловой активности.  Как предприятия, так и сельскохозяйственные формирования в числе факторов, ограничивающих их деятельность, прежде всего называют недостаток финансовых средств. Причем, если первые ощущают дефицит инвестиций, то вторые и недостаток оборотных средств, и высокие ставки по кредитам (даже прибыльные хозяйства не имеют такой прибыли, которая бы легко «отбивала» займы). Кроме того, предпринимательская активность во всех сферах сдерживается морально устаревшей материально-технической базой и изношенностью оборудования. Подобные обследования являются вполне репрезентативными, поскольку в них участвует довольно большое количество респондентов и их мнение может отражать общую ситуацию с деловой активностью и предпринимательской уверенностью. И правительству, безусловно, это нужно принимать во внимание.[29]

 «Экспортеры проигрывают, импортеры  выигрывают. Темпы роста цен на  основные экспортные товары превышают  темпы укрепления валюты, – говорит директор департамента казначейства Казкоммерцбанка Лев Ким. – Мелкие и средние предприятия в основном являются импортерами. Им укрепление нацвалюты на руку. Продавая товары в тенге, они будут меньше тратить на покупку оборудования и товаров за рубежом в тенге. С другой стороны, это ведет к удорожанию себестоимости их товаров в силу того, что издержки, которые несут малые и средние предприятия, обычно фиксированы в тенге. Себестоимость в долларовом выражении увеличивается».

Пока мы имеем лишь один вариант борьбы с инфляцией, который, кстати, озвучил Глава нашей страны в Послании 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики». Он потребовал ограничить государственные расходы и усилить сберегательную функцию Национального фонда. Кроме того, он предложил проводить сдержанную фискальную и, напротив, жесткую монетарную политику.[30]

Но борьба за низкие показатели инфляции не должна являться самоцелью. Не только потому, что сама по себе эта борьба является бессмысленной, а в первую очередь потому, что у инфляции есть серьезные противовесы. Например, если растет норма сбережений населения, то домашние хозяйства, естественно, меньше тратят на текущее потребление. Вызывайте доверие к экономике, побуждайте население сберегать больше средств, и тогда показатель инфляции не будет расти. Чем выше процентные ставки, тем меньше тратится средств на текущее потребление.

Таких «правильных» секретов управления экономикой в целом и инфляцией  в частности, не так уж и мало. Экономическая наука все чаще дает сбои, а вот экономическая интуиция не подводит. На нее и следует полагаться, чтобы избежать ошибок, за которые неизбежно придется расплачиваться.

Глава государства Н.А. Назарбаев  предложил на XI съезде Евразийской ассоциации университетов казахстанский вариант радикального обновления мировой экономики. По его словам, предложения Казахстана включают три вопроса: первое – поиск новой парадигмы, приведение базовой составляющей мировой экономики в соответствие с реалиями и вызовами нового века. Второе – пути обновления мировой геофинансовой технологии до уровня начала XXI века, настройка мировой валютной системы на базовые интересы всех ее пользователей. Третье – перезагрузка валютных финансовых инструментов на решение задач радикального обновления мира и человечества.[31]

 

 

 

    1. Методы борьбы с инфляцией  в Республике Казахстан 

 

С момента введения в республике тенге основной задачей главного банка Казахстана являлось обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Такая установка была обусловлена высоким уровнем инфляции и резким падением обменного курса тенге.

Достижение макроэкономической и  финансовой стабилизации во многом именно за счет устойчивости национальной валюты позволило нам сместить центр  тяжести на другой приоритет. С января 2004 года основной целью Нацбанка является обеспечение стабильности внутренних цен.

Такой перенос акцента в политике банка первого уровня не случаен. К этому шагу подвигли и внутриэкономическая  ситуация, и все большая популярность поддержания стабильных цен во всем мире. Минимизация их колебаний является одним из важнейших факторов, укрепляющих доверие к национальной валюте и обеспечивающих финансовую стабильность и экономический рост.

Казахстан также, как и Россию, имеет  экономику, ориентированную на сырьевой сектор, высокую долю государственного участия в бизнесе, а также растущий потребительский спрос, ставший в последние годы одним из локомотивов экономического роста. Казахстан столкнулся с последствиями финансового кризиса, спровоцированного проблемами на ипотечном рынке США, еще в последние месяцы 2007 года и был вынужден скорректировать свою экономическую политику.

В начале 2008 года мировые финансовые рынки столкнулись с новым обвалом котировок всех видов активов. Некоторые мировые индексы на несколько дней потеряли до 20 процентов свой стоимости, что активизировало разговоры о перспективах глобального экономического спада.

"То, что России еще предстоит  в январе - феврале, мы прошли  еще в октябре-ноябре и, как  ни парадоксально это звучит, видим некоторые вещи, которые являются необходимыми в такой ситуации", - сказал Масимов в интервью РИА Новости.[33]

Также в целях контроля за инфляцией  правительство РК взяло под особый контроль два основных момента - цены на продукты питания, цены на горюче-смазочные материалы.

По  словам премьер-министра К. К. Масимова, прежде всего, правительство не должно останавливать структурные реформы и борьбу с монополизацией рынка, что является одним из факторов роста цен.[34] Кроме того, Казахстан принял решение перейти к так называемому инфляционному таргетированию, когда во главу денежно-кредитной политики ставится целевой показатель инфляции, которому подчиняются все остальные параметры финансовой политики государства, включая курс национальной валюты и темпы экономического роста.

Режим таргетирования по сравнению  с другими способами проведения денежно-кредитной политики является более прозрачным и ясным. Благодаря  этому в мире неуклонно растет число стран, где таргетирование демонстрирует преимущества данного режима перед другими.

В соответствии с ним главный  банк обязуется создавать в течение  определенного промежутка времени  условия, которые бы позволяли обеспечивать уровень инфляции в заданных пределах. Необходимыми элементами режима таргетирования являются законодательное закрепление стабильности цен как основной цели центрального банка, повышение прозрачности его деятельности и объявление целевых ориентиров инфляции.

Либерализация валютного должна была бы способствовать активному участию Казахстана на международных рынках капитала, росту отечественного рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных средств в реальный сектор экономики страны.

В целях снижения негативного воздействия  данных факторов на инфляционные процессы Национальный Банк еще начиная с 2006 года продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики». Она включала в себя следующие группы мер, способствующие снижению инфляционного давления:

  • меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);
  • меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня;
  • меры по политике обменного курса.
  • Меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»).

С начала 2006 года была дважды повышена официальная ставка рефинансирования: с 1 апреля 2006 года с 8,0% до 8,5%, а с 1 июля 2006 года – до 9,0% (четвертое повышение за последние полтора года). Ставка по привлекаемым от банков второго уровня депозитам была повышена четырежды: с 1 апреля 2006 года с 3,5% до 3,75%, с 3 июля 2006 года – до 4,0%, с 1 ноября 2006 года – до 4,25%, с 1 декабря 2006 года – до 4,5%. Доходность по нотам выросла с 2,24% на конец 2005 года до 4,95% на конец 2006 года (эффективная доходность).

По сообщению пресс-службы Нацбанка РК с 1 апреля 2009 года официальная ставка рефинансирования Национального банка Республики Казахстан составит 9,5% годовых.

По данным пресс-службы, в феврале 2009 года годовой уровень инфляции составил 8,7%. При этом инфляционный эффект от девальвации тенге, проведенной 4 февраля 2009 года, оказался незначительным. Инфляция ускорилась с 0,3% в январе 2009 года до 0,8% по итогам февраля 2009 года.[34]

Кроме того, по информации Нацбанка, в  целях снижения негативных девальвационных  и инфляционных ожиданий, сохраняющихся в настоящее время на рынке, наиболее целесообразным является сохранение официальной ставки рефинансирования на прежнем уровне 9,5%.[34] При этом ее уровень будет оставаться положительным в реальном выражении.

Итак, денежно-кредитная политика Национального Банка, которая в 2006 году была направлена на снижение инфляционного давления, привела к перелому тенденции в динамике инфляции. Во втором полугодии темп годовой инфляции замедлился: если с декабря 2005 года по май 2006 года инфляция повысилась с 7,5% до 9,0%, то к декабрю 2006 года она снизилась до 8,4%.

Базовая инфляция, которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов и воздействие на инфляцию мер макроэкономической политики, в  том числе денежно-кредитной, налогово-бюджетной и антимонопольной, в годовом выражении во втором полугодии 2006 года также снижается: с 8,6% в июне до 7,3%  в декабре.

Тем не менее, несмотря на принятые меры по достижению ценовой стабильности, инфляция в среднем за 2006 год составила 8,6%, незначительно превысив целевой ориентир по сценарию высоких цен (6,9-8,5%).

Наряду с проведением ограничительной  денежно-кредитной политики для  снижения инфляции необходимо ужесточение  бюджетной политики, особенно в части  бюджета развития, ограничения роста совокупного спроса, а также стимулирование предложения товаров и услуг со стороны отечественных производителей. С целью уменьшения давления на инфляционные процессы ужесточение бюджетной политики должно осуществляться в направлении ограничения роста расходов бюджета, в том числе инвестиционных, ограничения использования государством нефтяных доходов в виде гарантированного трансферта, а также отказа от политики сокращения налогового бремени.

Будут продолжены работы по мониторингу  предприятий реального сектора экономики, направленные на формирование оценок тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, а также на расширение практического применения результатов мониторинга в деятельности Национального Банка при определении процентной, валютной политики, установлении нормативов минимальных резервных требований ипри формировании отчетов о финансовой стабильности.

Информация о работе Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт