Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов. Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год. Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели.
Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса. В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту.

Содержание работы

Введение 4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ……………………………….. 6
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 6
1.2. Инфляция, причины возникновения, типология 19
1.3. Последствия инфляции
1.4. Анализ экономических теорий инфляции
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…….……………….……37
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в Казахстане 37
2.2. Особенности инфляции в Казахстане в современных условиях..……....28
2.3. Анализ инфляционных процессов в зарубежных странах
3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………...……………………………………….43
3.1. Антиинфляционная политика …………
3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики
3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в Республике Казахстан……………………… Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Методы борьбы с инфляцией в Республике Казахстан Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Диплом прав.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Денежно-кредитная политика США  определялась необходимостью реагировать  на рецессию в экономике и нарастание кризисных явлений в финансовой системе. В течение января—апреля 2008 г. ориентир ставки по федеральным фондам был понижен с 4,25 до 2%. Новый этап кризиса осенью 2008 г. вызвал радикальное снижение процентных ставок в США. Центральные банки других развитых стран и многих стран с формирующейся рыночной экономикой также значительно снизили ставки.

В зоне евро в первой половине 2008 г. инфляция рассматривалась как более  серьезная опасность, чем дефицит  ликвидности. Ставка рефинансирования ЕЦБ с июня 2007 г. по июль 2008 г. оставалась на уровне 4%, а в июле 2008 г. была повышена до 4,25%. Однако в октябре 2008 г. началось понижение ставки рефинансирования, продолжавшееся до конца года.(Приложение Е)[26]

В 2001 году уровень инфляции в странах  СНГ в целом был достаточно низким. За 9 месяцев в большинстве  стран Содружества, за исключением России и Беларуси, инфляция была ниже 4%. В Азербайджане по итогам девяти месяцев была даже зафиксирована дефляция в размере 0,3%.

Однако низкие темпы инфляции в  странах СНГ достигаются в  основном за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики, нацеленной на чрезмерное сжатие денежной массы. В 2000 году уровень монетизации (то есть отношение денежной массы к ВВП) в Азербайджане, Молдове, Киргизии снизился, при том, что его значение там и так было невысоким. Адекватность такой монетарной политики в условиях ощутимого экономического подъема, который наблюдался во всех странах СНГ в 2000–2001 годах, вызывает сомнение: ведь растущая экономика требует большего количества денег и, соответственно, некоторого смягчения денежно-кредитной политики.

В этом отношении только Казахстан, Украина и Россия проводят отвечающую текущим экономическим условиям денежно-кредитную политику, направленную на постепенное увеличение присутствия  денег в экономике. За последние  годы уровень монетизации в этих странах постоянно увеличивался. Самый высокий уровень зафиксирован на Украине – 21,2%. Однако размер годовой инфляции в России пока остается значительным (18,9% на конец октября), что не позволяет говорить о достижении Центробанком РФ сбалансированной политики, направленной на расширение объема денег без увеличения инфляционного потенциал

К концу 2008 года экономика ряда стран  СНГ ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса. Особенно заметным оно было в странах с  относительно более высоким уровнем  интеграции в мировую экономику — России, Украине, Казахстане

Самая высокая инфляция в 2008 году среди  стран Содружества также была зафиксирована на Украине — 25,2%. Медленнее всего цены росли в  Армении — в прошлом году они  выросли лишь на 9%. В среднем в  странах по СНГ потребительские цены увеличились на 17% против 10% в 2007 году.(Приложение Е )

 

 

 

 

 

 

3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ

 

 

    1. Антиинфляционная политика государства

 

 

В развитых странах для антиинфляционного  регулирования используют два типа экономической политики:

  • политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование

       регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.

    • политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен.[15, с. 497]

Антиинфляционная политика ведущих  промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.[15, с. 518]

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса  национальных валют. Задача регулирования  состоит в том, чтобы не допустить  обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

 

 

 

 

 

3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики

 

 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную экономическую политику:

1). Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантов этой политики является дефляционная политика.

2). Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[16,стр 500]

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

Бюджетная политика проводится и для  расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Национальным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику.

Задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось  государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.[17, с. 67]

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

  1. Фискальная политика;
  2. Кредитно-денежная политика;
  3. Монетаризм;
  4. Гипотеза естественного уровня;
  5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики:

  • Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменения уровня цен. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов.
  • Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. [15.стр 560]

В кредитно-денежной политике для  ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов банков.

Это делается следующим образом:

  1. Центральные банки государства должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.
  4. На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
  • Повышение нормы процента.
  • Уменьшение уровня реального объема производства.
  • Понижение уровня цен. Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Политика дорогих денег – более высокая процентная ставка, возросший спрос на национальную валюту за границей, стоимость национальной валюты повышается, чистый экспорт сокращается, сокращается совокупный спрос. [15,стр 567]

Монетаристский подход состоит  в том, что рынки в достаточной  мере конкурентны и что система  рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена

MV = PQ,                                                                                             (6)

где М – предложение денег,

V – скорость обращения денег  в кругообороте доходов; 

P – средняя цена, по которой  продается каждая единица физического  объема производства;

Q – физический объем производимых  товаров и услуг.

Монетаристы видят в денежном предложении  единственный фактор, определяющий уровень  производства, занятости и цен. Теоретические  рассуждения монетаристов проистекают  из того, что расширение денежного  предложения повышает спрос на все  виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. [15, с.571]

Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что  экономика является устойчивой в  долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.

Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

  1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.
  2. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах.[15, с. 580]

 

3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран

Информация о работе Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт