Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 13:08, дипломная работа
Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов. Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год. Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели.
Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса. В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту.
Введение 4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ……………………………….. 6
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 6
1.2. Инфляция, причины возникновения, типология 19
1.3. Последствия инфляции
1.4. Анализ экономических теорий инфляции
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…….……………….……37
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в Казахстане 37
2.2. Особенности инфляции в Казахстане в современных условиях..……....28
2.3. Анализ инфляционных процессов в зарубежных странах
3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………...……………………………………….43
3.1. Антиинфляционная политика …………
3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики
3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в Республике Казахстан……………………… Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Методы борьбы с инфляцией в Республике Казахстан Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
Денежно-кредитная политика США определялась необходимостью реагировать на рецессию в экономике и нарастание кризисных явлений в финансовой системе. В течение января—апреля 2008 г. ориентир ставки по федеральным фондам был понижен с 4,25 до 2%. Новый этап кризиса осенью 2008 г. вызвал радикальное снижение процентных ставок в США. Центральные банки других развитых стран и многих стран с формирующейся рыночной экономикой также значительно снизили ставки.
В зоне евро в первой половине 2008 г. инфляция рассматривалась как более серьезная опасность, чем дефицит ликвидности. Ставка рефинансирования ЕЦБ с июня 2007 г. по июль 2008 г. оставалась на уровне 4%, а в июле 2008 г. была повышена до 4,25%. Однако в октябре 2008 г. началось понижение ставки рефинансирования, продолжавшееся до конца года.(Приложение Е)[26]
В 2001 году уровень инфляции в странах СНГ в целом был достаточно низким. За 9 месяцев в большинстве стран Содружества, за исключением России и Беларуси, инфляция была ниже 4%. В Азербайджане по итогам девяти месяцев была даже зафиксирована дефляция в размере 0,3%.
Однако низкие темпы инфляции в странах СНГ достигаются в основном за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики, нацеленной на чрезмерное сжатие денежной массы. В 2000 году уровень монетизации (то есть отношение денежной массы к ВВП) в Азербайджане, Молдове, Киргизии снизился, при том, что его значение там и так было невысоким. Адекватность такой монетарной политики в условиях ощутимого экономического подъема, который наблюдался во всех странах СНГ в 2000–2001 годах, вызывает сомнение: ведь растущая экономика требует большего количества денег и, соответственно, некоторого смягчения денежно-кредитной политики.
В этом отношении только Казахстан, Украина и Россия проводят отвечающую текущим экономическим условиям денежно-кредитную политику, направленную на постепенное увеличение присутствия денег в экономике. За последние годы уровень монетизации в этих странах постоянно увеличивался. Самый высокий уровень зафиксирован на Украине – 21,2%. Однако размер годовой инфляции в России пока остается значительным (18,9% на конец октября), что не позволяет говорить о достижении Центробанком РФ сбалансированной политики, направленной на расширение объема денег без увеличения инфляционного потенциал
К концу 2008 года экономика ряда стран СНГ ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса. Особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику — России, Украине, Казахстане
Самая высокая инфляция в 2008 году среди стран Содружества также была зафиксирована на Украине — 25,2%. Медленнее всего цены росли в Армении — в прошлом году они выросли лишь на 9%. В среднем в странах по СНГ потребительские цены увеличились на 17% против 10% в 2007 году.(Приложение Е )
3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В развитых странах для антиинфляционного регулирования используют два типа экономической политики:
регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.[15, с. 518]
Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.
3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику:
1). Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантов этой политики является дефляционная политика.
2). Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[16,стр 500]
Оценивая характер антиинфляционной
политики, можно выделить в ней
два подхода. В рамках первого
подхода (его разрабатывают
Бюджетная политика проводится и для
расширения спроса в условиях спада.
Если спрос недостаточен, осуществляются
программы государственных
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Национальным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику.
Задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.[17, с. 67]
Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Методы фискальной политики:
В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов банков.
Это делается следующим образом:
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена
MV = PQ,
где М – предложение денег,
V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;
P – средняя цена, по которой
продается каждая единица
Q – физический объем
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. [15, с.571]
Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.
Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:
3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран
Информация о работе Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт