Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов. Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год. Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели.
Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса. В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту.

Содержание работы

Введение 4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ……………………………….. 6
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 6
1.2. Инфляция, причины возникновения, типология 19
1.3. Последствия инфляции
1.4. Анализ экономических теорий инфляции
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…….……………….……37
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в Казахстане 37
2.2. Особенности инфляции в Казахстане в современных условиях..……....28
2.3. Анализ инфляционных процессов в зарубежных странах
3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………...……………………………………….43
3.1. Антиинфляционная политика …………
3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики
3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в Республике Казахстан……………………… Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Методы борьбы с инфляцией в Республике Казахстан Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Диплом прав.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

На сегодняшний день в основном увеличение ИПЦ во всех странах мира было обусловлено ростом цен на продукты питания и бензин. Но для населения большинства развитых стран подорожание продуктов не было сколько-нибудь ощутимо. По сопоставимым данным 2004—2005 годов, расходы на продтовары (без алкогольных, табачных изделий и питания вне дома) колеблются в пределах 10—13%: Австрия — 11,2, Дания — 11,5, Франция — 13,9, ФРГ — 11,4, Италия и Испания — 15,0, Швеция — 12,4%. А в некоторых европейских странах и США они еще ниже (США — 7,0, Великобритания — 8,7%). Даже в новых членах Евросоюза они значительно ниже: Чехия — 17,9, Венгрия — 18,1, Польша — 19,4, Латвия — 21,9, Литва — 28,8, Эстония — 22,2%.

В развивающихся странах этот показатель такой: Индия — 39,0, Никарагуа — 37,3, Шри-Ланка — 36,0, Венесуэла — 29,0, Малайзия — 27,8, Таиланд — 26,7, Мексика — 24,8%. Большую долю расходы на питание занимают на Филиппинах — 46,8, в Кении — 45,8 и Намибии — 41,7%.

Сбалансированная инфляция не страшна  для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции –  большая беда для экономики. Но еще  страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. [15,с.127]

С точки зрения третьего критерия, инфляция может быть ожидаемая и неожидаемая.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже может является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется  внезапным скачком цен, что негативно  сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу”, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.

Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:

 

 

 

Ожидаемая

Неожидаемая

Сбалансированная

№ 1

№ 2

Несбалансированная

№ 3

№ 4


Схема №1. Виды инфляции

 

Комбинация № 1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация № 4 (несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.

Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям. [15, с.138]

Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

Измерение инфляции.

Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100.

Итак, инфляция рассчитывается по следующей  формуле:


                                                                          (3)

P

– темп инфляции

Qp

– индекс цен прошедшего года

Qc

– индекс цен  текущего года


 

Так, например, если индекс цен в 2006 году в Казахстане был равен 108,6, а в 2007 году – 110,8, то

 

P = 110,8 – 108,6  х 100% » 2,02%

           108,6

Существует несколько индексов цен:

индекс потребительских (розничных) цен (ИПЦ) –  первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров в различных городах, в общем виде его можно представить так:

                 Потребительская корзина в текущих ценах           х 100%;  (4)   

ИПЦ =      Потребительская  корзина в ценах бытового года

 

индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения);

индекс цен производителей – показатель, отражающий изменения оптовых цен производителей в определенный период времени;

индекс стоимости строительства;

индекс оптовых цен – исчисляется для трёх групп товаров: конечных товаров, готовых для использования, но не проданных потребителям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции фирм.

индекс экспортных цен

дефлятор валового национального  продукта (ВНП) – отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.) Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.[15, с.167]

 

1.2. Инфляция, причины возникновения,  типология

 

 

Инфляция явление,  охватывающая все страны и особенно это проявилось во второй половине XX в. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.[16,с. 259]

Приведенные исторические примеры  доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела  место и в прошлом.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов. [17,с. 56]

Объяснения причин дисбаланса различны.

Одни экономисты (Дж. М. Кейнс и  его последователи) объясняли его  чрезмерным спросом при полной занятости, т. е. со стороны спроса.

Другие – неоклассики – искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т. е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Рост цен может быть связан с  превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен – инфляция, поэтому  особенно важно выделить действительно инфляционные причины роста цен.

Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.

Повышение производительности труда  при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли сопровождается повышением общего уровня цен.

Стихийные бедствия нельзя считать  причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на  какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и, по мере насыщения рынка, цены будут опускаться.

Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести  следующие:

Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия  бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счёт займов в Центральном банке, т.е. неконтролируемой денежной эмиссии, что неизбежно приводит к росту массы денег в обращении.

Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на осуществление «проектов века»).

Общее повышение уровня цен связывается  современной экономической теорией  и изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.[16,стр 270] Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляется контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Поскольку виновником является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.

Информация о работе Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт