Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов. Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год. Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели.
Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса. В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту.

Содержание работы

Введение 4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ……………………………….. 6
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 6
1.2. Инфляция, причины возникновения, типология 19
1.3. Последствия инфляции
1.4. Анализ экономических теорий инфляции
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…….……………….……37
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в Казахстане 37
2.2. Особенности инфляции в Казахстане в современных условиях..……....28
2.3. Анализ инфляционных процессов в зарубежных странах
3 МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ………………...……………………………………….43
3.1. Антиинфляционная политика …………
3.1.1. Понятие, цели и виды антиинфляционной политики
3.1.2. Антиинфляционная политика на примере зарубежных стран
3.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в Республике Казахстан……………………… Ошибка! Закладка не определена.
3.3. Методы борьбы с инфляцией в Республике Казахстан Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

Диплом прав.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

 

В мире накоплен огромный и по-своему уникальный опыт борьбы с инфляцией. Его нельзя игнорировать и не учитывать  в реальной действительности, но в тоже время нельзя абсолютизировать и воспринимать как некую догму. В каждой стране в механизме инфляции по-разному переплетаются денежные и не денежные факторы, внутренние и внешние условия. Наряду с общими закономерностями проявляются и специфические особенности инфляции как сложного социально-экономического явления в зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств.

Послевоенная инфляция в США, как  и в других капиталистических  странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг.,  общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37% [17, c. 85].

  Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то,  что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.

Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция  регулирования экономики. В числе  этих мер прежде всего назовем  повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некотрое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений) [27, c.16].

Период после Второй мировой  войны в Великобритании характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП [27, c. 23].

Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца 70-х гг. в основном  осуществлялся  неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты, на спецсчете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических  концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок [28, c. 76].

Согласно данным по основным экономическим показателям приведенные в Приложении Е, видно, что уровень инфляции в Англии последние несколько лет держится на невысоком уровне, а это значит что правительство страны подобрало наиболее оптимальную антиинфляционную политику.

Послевоенная инфляция во Франции  была тесно связана с хроническим  бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также  расходами, связанными с государственным  регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55% [28, c. 101].

В связи с этим правительство  Франции в сентябре 1963 г. провозгласило  «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита повышены налоги[28, c. 433].

Между тем сегодняшние реалии мирового кризиса доказывают  взаимовыгодное сотрудничество  для снижения роста инфляции всех стран мирового сообщества.

 Председателям центральных банков всего мира необходимо разработать совместный план по борьбе с мировой инфляцией, в основе которого должны лежать общенациональные обязательства по ужесточению монетарных политик. Европейский центральный банк и Центробанки некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Индии) уже приняли инициативу, поэтому основное внимание обращается на Федеральную резервную систему США и Национальный Банк Китая. По мнению аналитиков, им следует принять активное участие в борьбе, а не плыть по течению, - это лишь отложит и усложнит неизбежное ужесточение их собственных политик.

Многие центральные банки считают, что от согласования монетарной политики почти нет толку. Эта точка  зрения вытекает из неверного понимания  сложившейся ситуации. Современная  инфляция - это мировое явление, источником которой являются отрицательные реальные процентные ставки и превышение мирового спроса над предложением. Все это, в первую очередь, касается товаров широкого потребления, однако, нельзя также не отметить связь инфляции со снижением потенциала роста объемов производства в США и западной Европе. В отличие от большинства стран, главным приоритетом которых является снижение инфляции, США и Китай преследуют краткосрочные цели, которые ведут к ослаблению монетарной политики и порождают еще более сильные всплески инфляции. Складывается ощущение, что страны всего мира проверяют друг друга на прочность. Каждая из них пытается уклониться от болезненного сокращения денежной массы, надеясь, что груз преобразований ляжет на других. Они не только поступают нечестно, но еще и вредят сами себе. Их поведение ослабляет меры, направленные на достижение ценовой стабильности, в то же время разжигает инфляцию. И, наоборот, согласованное ужесточение монетарной политики будет выгодно всем участвующим странам, а также не навредит собственным интересам США и Китая.[29]

Во-первых, степень и длительность повышения процентных ставок, которые  нужно будет провести одной из этих двух стран, станут меньше. При  сокращении спроса за рубежом произойдет уменьшение инфляции в других странах: если все повысят ставки, давление на спрос и цены на энергию во всех странах станет ниже. Во-вторых, участие в достижении ценовой стабильности станет более надежным для всех участников. По мере того как начнут предприниматься активные меры по снижению инфляции, многим центральным банкам будет все сложнее выполнять обязательства. Мировое соглашение совместно поднять ставки поможет отдельным Центробанкам придерживаться плана, несмотря на внутреннюю оппозицию. В-третьих, надежное мировое соглашение может оказать существенное воздействие на рыночные ожидания. Оно мгновенно приведет к снижению цен, особенно на сырье, а также сократит расхождения в курсах иностранных валют, причиной которого являются противоречивые представления о путях монетарной политики разных стран. Все вместе это облегчит борьбу с инфляцией. В-четвертых, согласование монетарных политик позволит уменьшить инфляционное давление от финансовой экспансии. В большинстве стран начинается агрессивная финансовая экспансия. Развивающимся рынкам жизненно необходимо смягчить социальные последствия дальнейшего повышения цен на продовольствие и энергию. А в США необходимость вызвана финансовыми проблемами, которые скоро перейдут и на области здравоохранения и инфраструктуры. Таким образом, более свободная финансовая политика во всем мире затруднит борьбу монетарных властей с инфляцией.[27]

И, наконец, международное соглашение позволит Китаю выйти из валютного  затруднительного положения, в которое  страна загнала себя сама. Упрямое  преследование Поднебесной меркантильных целей порождает инфляцию и перегрев. Попытки США заставить Китай отказаться от этих интересов попахивают лицемерием, потому что они сами пытаются получить избыточные стимулы, игнорируя любые последствия. С другой стороны, если Народный банк и ФРС ужесточат монетарную политику вместе с другими Центробанками, им удастся смягчить внутренние проблемы, вызванные конкурентным обесцениванием. Помимо этого, преобразование монетарной политики Китая позволит снизить инфляцию в странах Азии, которые опасаются потерять конкурентоспособность, что еще больше осложняет ситуацию. В истории встречаются разнородные данные о масштабных планах в отношении согласования макроэкономической политики. Однако сегодня мир столкнулся с общей угрозой инфляции. Если совместные усилия лиц, отвечающих за монетарную политику, будут направлены на достижение общей цели - борьбу с инфляцией, это будет честно и эффективно. [29]

 

 

 

3.2. Этапы формирования и модель  антиинфляционной политики в  Республике Казахстан

 

 

Для Казахстана, экономика которого в советские времена обеспечивала лишь 27% конечного продукта, потребляемого в республике, а за счет союзного бюджета покрывалось от 15 до 20% государственных расходов, начальный период независимости обернулся глубочайшим экономическим кризисом. Спад шел по всем основным видам промышленной продукции, вследствие чего к 1996 г. общий объем производства в промышленности сократился до 49% от уровня 1991 г. В конце 1993 г. Казахстан ввел свою национальную валюту – тенге, но и после этого борьба с инфляцией растянулась еще на несколько лет. Рост потребительских цен в стране настолько обгонял номинальные денежные доходы населения, что его покупательная способность упала в 3-4 раза. Довершало картину катастрофическое падение инвестиций: к середине 90-х гг. их объем сократился до 11% от уровня 1991 г. 1

В этой ситуации руководству Казахстана объективно не оставалось ничего иного, как сделать важнейшим приоритетом  своей антикризисной программы  привлечение зарубежных инвестиций - стратегия, с теми или иными вариациями принятая и другими государствами региона. Ресурсный потенциал республики огромен: по запасам полезных ископаемых и их разнообразию это одна из самых богатых в СНГ стран, а с открытием уникального по запасам Тенгизского и крупнейшего Королевского нефтегазовых месторождений Западный Казахстан вышел на второе место после Западной Сибири среди нефтегазодобывающих регионов Содружества. Разработка нефтегазовых ресурсов и стала основной областью сотрудничества Казахстана с “дальним” зарубежьем.

С модернизацией промышленности и по мере все более широкого привлечения зарубежного капитала в экономике республики наметились некоторые улучшения, и в течение 1996 – 1997 гг. здесь впервые за годы независимости был отмечен рост ВВП. С этого времени ВВП страны растет достаточно высокими темпами. [33]

Далее по совместному заявлению правительства и Нацбанка «Об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2006 год» планировались следующие шаги в антиинфляционной политике.

Во-первых, правительство собиралось стимулировать экономический рост в стране преимущественно за счет повышения производительности труда. А рост этого показателя должен носить опережающий характер по сравнению с ростом реальных доходов населения. Во-вторых, предприятиям-монополистам предписывалось неукоснительное соблюдение предельных значений роста цен на их товары и услуги. В-третьих, декларировалось создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутреннем рынке страны. В частности, на рынках стратегически важных товаров (нефтепродукты, зерно) должно было введенно механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.[28]

Среди задач Нацбанка на тот период – обеспечение «уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики», и стабильности цен.

Монетарной власти, в отличие  от исполнительной, в своей епархии  навести порядок проще, потому что  практически все вопросы находятся  в плоскости пруденциального регулирования. Участники рынка, хотят они того или нет, эти требования выполнять обязаны. Исполнительная же власть, даже включая на полную мощность административный ресурс (например, приказывая акимам не допускать искусственного дефицита товаров на региональных рынках или заключая меморандумы о не повышении тарифов с монополистами), не может обеспечить безоговорочной победы над немонетарной инфляцией. А все потому, что ей нужно комбинировать различные меры, чтобы не допустить роста цен: инфраструктурные, налоговые, инвестиционные.

Стремящееся вверх значение инфляции не есть беда казахстанской экономики. Если рассматривать это явление с сугубо практической точки зрения, оно свидетельствует лишь о том, что в настоящий момент экономический механизм   перегрелся, и требуется либо замедление хода, либо технический перерыв.

Очень важно в данном контексте  понять, какие отрасли перегреты  конкретно и какой режим охлаждения требуется применить, чтобы в  итоге не потерять темпы экономического роста. Для этого достаточно внимательно  присмотреться к структуре ВВП. Безусловно, она менялась последние годы, и эти перемены должны представлять особенный интерес для чиновников, ответственных за благополучие экономического блока.

Информация о работе Методы антиинфляционной политики государства и зарубежный опыт