Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем. Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………….. 3
Лекция 1. Организационное поведение:
научная дисциплина и реальность…………….…….…….. . 4
Вопрос 1. Организационное поведение — научная
дисциплина……………………………………………….……….. 4
Вопрос 2. Организационное поведение как предмет изучения,
управления и развития…………………………………….…….. 5
Лекция 2. Механизмы регуляции
организационного поведения…………………………….. 19
Вопрос 1. Когнитивная регуляция
организационного поведения……………………………………….19
Вопрос 2. Мотивационная регуляция
организационного поведения………………………………….… 24
Лекция 3. Деятельностная разновидность
организационного поведения…………………………….. 27
Вопрос 1. Структура деятельности…………………………... 27
Вопрос 2. Программа изучения и анализа деятельности……. 32
Лекция 4. Коммуникативная разновидность
организационного поведения…….. ………..…………… 36
Вопрос 1. Межличностное общение в организации………….. 36
Вопрос 2. Особенности группового общения…………………. 41
Вопрос 3. Искажения информации
в коммуникативных процессах……………………………….… . .44
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература ………………………………………………………….……50

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ курс лекций.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, психоаналитическая характеристика поведения существенно отличается от повседневного взгляда. Это логично, потому что наука должна описывать не очевидные явления, а более глубокие закономерности, которые недоступны непосредственному наблюдению.

Значительный вклад в познание поведения вносит БИХЕВИОРИЗМ. Это — специальное направление в психологии, которое полностью направлено на изучение поведения, почему и носит название «поведенческая психология». По словам отца бихевиоризма Уотсона, необходимо стремится к тому, чтобы на основе систематического наблюдения и эксперимента сформулировать законы и принципы, которым подчиняется поведение. Всякий анализ активности человека с точки зрения намерений, целей, и других внутренних факторов представляет собой бесполезную трату времени и объявляется донаучным.

Человеческое поведение является реакцией на определенные воздействия. Оно целиком управляется внешней  средой, которая представляет собой совокупность поощрений и наказаний. Именно среда определяет, к чему человек стремится и чего он избегает. Бихевиористы разработали много методов изменения реакций людей, которые получили название «поведенческой инженерии», или «модификации поведения». Суть этих методов — в целенаправленном манипулировании элементами среды, в которой живет и работает человек с тем, чтобы получить требуемое поведение.

Теоретико-познавательной базой бихевиоризма явился так называемый “канон Моргана”. Ллойд Морган (1852-1936) критик антропоморфизма, опираясь на старый принцип «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего»15, выступил с заявлением: «Ни в коем случае не должно объяснять какую-либо функцию более сложной психической функцией, если ее можно объяснить функцией, находящейся на низшем уровне развития».

Согласно концепции Б.Скиннера, поведение человека, его достижения в творческой деятельности, в учебе  и в организационных делах, межличностные  контакты зависят от генетической оснащенности, а также от физического и социального окружения. Это окружение, то есть социальные учреждения, различные организации, система образования, семейная ситуация, средства массовой информации управляют действиями людей. Структура поведения в значительной степени является копией структуры среды. Сотрудник, вооруженный персональным компьютером, иначе реагирует на события в организации, в сравнении с сотрудником, решающим деловые задачи при помощи бумаги и карандаша.

Организационная среда представляет собой мозаику разнообразных  стимулов, которые управляют поведением человека. Необходимо изучать связи, существующие между стимулами среды  и ответными действиями, чтобы  использовать их с целью получения нужных поступков. Всякий раз, когда бихевиористы встречаются с неадекватным поведением человека в организации, они ищут причин этой неадекватности во влиянии организационной и внеорганизационной среды. Скажем, если кто-то из сотрудников ведет себя агрессивно по отношению к коллегам, то причиной это является его индивидуальный опыт. По-видимому сотрудник находился или находится в таких условиях, которые подкрепляют агрессивные тенденции, усиливают их. Задача состоит в том, чтобы установить, какой именно фактор стимулирует агрессивное поведение и изменить надлежащим образом ситуацию.

Бихевиоризм уделяет большое внимание также и тому, какое воздействие  оказывает человек своей активностью на внешнюю среду. Один из наиболее известных современных бихевиористов Б.Скиннер утверждает: «Человек может управляться средой, но следует помнить, что среда почти полностью формируется им». Мы должны принимать во внимание не только то, как среда влияет на организм перед его реакцией, но и то, как она действует после этой реакции. Поведение формируется и стабилизируется своими собственными результатами.

В утверждениях Скиннера смущает не то, что среда управляет поведением, а то, что психика человека (сознание, мышление, характер, эмоциональные  состояния) так же не влияет на его  поступки, как цвет автомобиля на скорость движения. «Мы не отрицаем внутренних состояний человека, мы отрицаем необходимость их изучения для анализа поведения. Нельзя понять функционирование какой-либо системы, находясь внутри нее; надо анализировать силы, действующие на систему извне». Внутренние состояния — частное дело личности, они — только сопутствуют поведению, являются его побочным продуктом.

Менеджеру, ответственному за определенные стороны поведения своего подчиненного, нелегко влиять на поведенческие механизмы, которые связаны с разными аспектами личности и организма. Он вынужден обращаться к стратегиям косвенного влияния на поведение, путем изменения организационной среды. В этом смысле полезным является принцип подкрепления, поскольку он показывают руководителю, как можно проектировать или модифицировать окружение, чтобы это приводило к определенным изменениям в поведении.

Широкий класс  повседневных поступков обусловливается  своими внешними последствиями. Эти  поступки «влияют» на окружение, в отличие  от тех, которые являются «реакциями» по отношению к окружению.

Влияние результатов  действий индивида на эти же действия в будущем сводится к следующему.

1) Позитивное подкрепление. Это результаты, которые увеличивают вероятность данного действия в будущем. (средства, удовлетворяющие потребности, похвала, социальное одобрение, приятные переживания иного происхождения). Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.

2) Негативное подкрепление. Это устранение стимулов, которые действуют болезненно, держат человека в напряженном, дискомфортном состоянии. Подобные воздействия также увеличивают в будущем вероятность действий, дающих подобные эффекты.

3) Наказание. Является особым видом подкрепления, которое заключается во вредном или неприятном воздействии результатов выполненного действия и приводит к торможению подобных действий. Мнения исследователей относительно эффективности наказания в управлении поведением расходятся, но большинство считает, что наказание не устраняет нежелательных форм поведения и связанных с ними потребностей, а только притормаживает их. Как только угроза наказания исчезает, прежнее поведение возвращается. Необходимым условием приобретения новых поведенческих реакций служит положительное подкрепление, то есть удовлетворение определенных потребностей.

Не следует  смешивать наказание и негативное подкрепление. Негативное подкрепление увеличивает вероятность (частоту) желаемого поведения, в то время как наказание имеет целью снизить частоту нежелательного поведения. Наказание подразумевает, что нежелательные поступки будут иметь негативные последствия. Так как негативных последствий стараются избежать, то вероятность повторения нежелательных поступков снижается. Наказание может также принимать форму изъятия желаемых индивидом последствий.

Чтобы наказание  было успешным необходимо соблюдение следующих пяти пунктов:

ясно определить для человека, что он сделал не так;

объяснить как нужно поступать, это попытка  позитивного усиления необходимого поведения;

наказание должно следовать сразу же за нарушением;

наказывать  следует наедине, хвалить публично;

быть справедливым, — строгость наказания должна соответствовать тяжести проступка.

4) Отсутствие последствий поведения, имеющих эмоциональное значение для человека. Реакция ослабевает и исчезает, если за нею не следует какое-либо воздействие, или появляются нейтральные стимулы.

Подкрепляющее действие поощрения обычно понимается как процесс рациональный. Кажется вполне естественным, что человек делает то, что приносит ему пользу, и избегает действий, которые, по всей видимости, будут иметь для него неприятные последствия. Однако эффект подкрепления не зависит от предвидения последствий. Всякое действие, после которого последовало подкрепление, имеет больше шансов появиться вновь при тех же обстоятельствах. Это явление названо автоматичностью эффекта подкрепления. Чтобы увеличить частоту появления определенного класса действий, достаточно обеспечить подкрепление как можно скорее после соответствующего действия16.

Элементарной  формой управления поведением является непрерывное подкрепление, когда каждое действие положительно подкрепляется

Практикуются  разнообразные процедуры спорадического подкрепления, которые позволяют получить более высокие результаты в управлении, обучении, исправлении поведения и в других случаях. Одна из таких процедур опирается на принцип пропорциональности. Примером этого принципа является аккордная оплата труда. Основная идея этой процедуры — чем быстрее выполняется некоторое действие, тем чаще следует подкрепление. Есть процедуры подкрепления путем изменения промежутка времени, отделяющего реакцию и подкрепление.

Организационное поведение можно описать с  помощью таких понятий, как поведенческий репертуар и чувствительность к подкреплениям, практикуемым в организации. Поведенческий репертуар представляет собой набор способов поведения, сформировавшихся в течение жизни, и являющийся индивидуальным «Я» человека. Поведенческий репертуар включает пять основных форм поведения:

  1. целевые действия, направленные на достижение конечного результата;
  2. приспособительные, социально-адаптивные действия, состоящие в согласовании своего поведения с организационными нормами, требованиями руководства, действиями коллег, традициями и т.п.;
  3. защитные поведенческие реакции — имеют место в ситуациях, требования которых превышают возможности человека;
  4. агрессия — реальная физическая или ее символические формы: ирония, критика, насмешка, интриги, направленные против другого человека17.

Чувствительность к подкреплениям — это предпочтения одних подкреплений другим: кто-то больше ценит деньги, кто-то — признание, а кто-то — непосредственный успех в том деле, которым он занимается и т.п. По словам Д.Карнеги, «почти каждый нормальный взрослый человек хочет: (1) здоровья и сохранения жизни; (2) пищи; (3) сна; (4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; (5) жизни в загробном мире; (6) сексуального удовлетворения; (7) благополучия своих детей; (8) сознания собственной значительности»18. Последний пункт в этом перечне — всегда проблема. Вильям Джеймс сказал: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». Это стремление, к сожалению, удовлетворяется далеко не всегда.

Таким образом, две системы анализа поведения существенно различаются, выдвигая на первый план различные компоненты поведения. «В противоположность Фрейду, Скиннера не волнует проблема страстей, ибо он считает, что человек всегда ведет себя так, как ему полезно. Общий принцип бихевиоризма состоит в том, что идея полезности считается могущественной детерминантой человеческого поведения. Человек постоянно апеллирует к идее собственной пользы, но при этом старается вести себя так, чтобы завоевать расположение и одобрение со стороны своего окружения19.

Термин “организационное поведение” несет в себе несколько важных идей:

  1. сущностью организации является ее поведение; вместо того, чтобы описывать организацию как “вещь” или структуру, то есть статически, ее лучше описать как процесс, то есть динамически.
  2. принцип социальной ответственности организации, признание того, что организация действует в определенной социальной среде, она всегда на кого-то работает, она имеет своего потребителя и поэтому важно знать, как организация ведет себя по отношению к потребителю и другим сегментам социального окружения.
  3. идея “единой команды” — имеет значение не только поведение людей в организации, но и коллективное поведение организации как целенаправленного социального образования.
  4. поведение включает в себя все формы индивидуальной и групповой активности, в том числе различные формы общения людей, обеспечивающие функционирования организации;
  5. согласно бихевиористской методологии предметом изучения людей должно быть прежде всего их поведение, то, что можно наблюдать и измерять; отсюда практический вывод — надо развивать наблюдательность, быть внимательным к тому, что люди делают и говорят.

 

Ориентация поведения

Субъект поведения

 

Индивид

Группа

Предметная

деятельность 

совместная деятельность

Коммуникативная

межличностное

общение

внутригрупповое и межгрупповое общение


Схема 1. Разновидности организационного поведения.

 

Организационное поведение имеет  две основные разновидности: деятельность и общение (коммуникативная разновидность). И то и другое может быть индивидуальным и групповым, коллективным. (См. схему 1)

Выделение деятельности и общения  произведено по критерию предметности. В случае деятельности мы имеет связку “человек — вещь”. Предмет подвергается энергетическому воздействию со стороны человека и тех сил и средств, которыми он пользуется, и преобразуется в результате этого воздействия. Таким образом, человек реализует свою цель. В отличие от деятельности общение имеет форму «треугольника»: человек — общий предмет (разговора, взаимодействия) — другой человек. Общаясь, люди также оказывают воздействия друг на друга, но эти — межличностные — воздействия не является предметным. Будучи информационными, они только тогда дают определенный эффект, когда внутренне принимаются тем, к кому обращены. Межличностное воздействие предполагает принятие другого человека в качестве личности, уважение его мнений и чувств, его права на свою точку зрения и способ аргументации.

Как деятельность, так и общение  в одном случае имеют стабильный характер, в другом — более или  менее интенсивно меняются с течением времени. Этот динамический аспект организационного поведения принято называют “организационным развитием”.

Лекция 2. Механизмы регуляции  организационного поведения

1. Когнитивная регуляция организационного  поведения

 

Организационное, как и всякое другое поведение личности и коллектива регулируется, естественно, психологическими механизмами. Это значит, что человек, применяя свои способности и навыки, ориентируется в обстановке, принимает то или иное решение, в котором определяет содержание и структуру своих действий, а затем прикладывает необходимые волевые усилия для того, чтобы перевести себя в режим требуемой активности и справиться с трудностями. Это — развернутый вариант регуляции. В свернутом виде регуляционный механизм имеет вид привычки или навыка, когда восприятие ситуации ведет непосредственно к действию; новое решение не принимается, а используется ранее принятое.

Новое решение принимается на основе наличной и доступной информации. Недостаток информации, так же как и ее избыток мешают принятию целесообразных решений. Значит, информированность сотрудников является важнейшей предпосылкой эффективности организационного поведения. Искусство быть информированным — ценное профессиональное качество любого специалиста и особенно менеджера. В то же время своевременное и полное информирование персонала во многом зависит от руководства организации.

Информация о работе Организационное поведение