Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, курс лекций
Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем. Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».
Введение………………………………………………………….………….. 3
Лекция 1. Организационное поведение:
научная дисциплина и реальность…………….…….…….. . 4
Вопрос 1. Организационное поведение — научная
дисциплина……………………………………………….……….. 4
Вопрос 2. Организационное поведение как предмет изучения,
управления и развития…………………………………….…….. 5
Лекция 2. Механизмы регуляции
организационного поведения…………………………….. 19
Вопрос 1. Когнитивная регуляция
организационного поведения……………………………………….19
Вопрос 2. Мотивационная регуляция
организационного поведения………………………………….… 24
Лекция 3. Деятельностная разновидность
организационного поведения…………………………….. 27
Вопрос 1. Структура деятельности…………………………... 27
Вопрос 2. Программа изучения и анализа деятельности……. 32
Лекция 4. Коммуникативная разновидность
организационного поведения…….. ………..…………… 36
Вопрос 1. Межличностное общение в организации………….. 36
Вопрос 2. Особенности группового общения…………………. 41
Вопрос 3. Искажения информации
в коммуникативных процессах……………………………….… . .44
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература ………………………………………………………….……50
Практическое приложение потребностных теорий мотивации позволило предложить ряд способов, при помощи которых руководители могут способствовать удовлетворению высших потребностей своих подчиненных. В частности рекомендуется.
А. Для удовлетворения социальных потребностей: (1) давать сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться; (2) создавать дух единой команды; (3) проводить с подчиненными периодические совещания; (4) не разрушать неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; (5) не препятствовать социальной активности членов организации вне ее рамок.
Б. Для удовлетворения потребности в уважении: (1). предлагать подчиненным более содержательную работу; (2) своевременно и систематически предоставлять им обратную информацию о достигнутых ими результатах; (3) оценивать и поощрять достижения; (4) делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; (5) привлекать сотрудников к выработке целей и решений; (6) продвигать подчиненных по служебной лестнице.
В. Для удовлетворения потребности в самовыражении: (1) обеспечивать обучение и переподготовку, повышение компетентности сотрудников; (2) давать подчиненным сложную и ответственную работу, требующую от них творчества, самостоятельности, полной отдачи; (3) поощрять проявления творчества подчиненных; (4) внимательно относится к предложениям сотрудников по совершенствованию деятельности организации.
Когнитивные (процессуальные) теории мотивации основываются в первую очередь на учете того, как ведут себя люди, используя познавательные механизмы. Согласно процессуальным теориям поведение личности является функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и субъективной оценкой возможных последствий выбранного типа поведения.
Одной из наиболее известных когнитивно-
Ожидания представляют собой оценку личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей в формировании мотивов труда: (а) между затратами труда и предполагаемыми результатами; (б) между полученными результатами и величиной вознаграждения; (в) между вознаграждением и переживанием удовлетворенности (валентность вознаграждения).
Для формирования высокой и стабильной трудовой мотивации необходимо, чтобы надежные соответствия имели место во всех трех видах связей. Несоответствие хотя бы в одном звене взаимодействующих мотивационных факторов будет мало, то ослаблять мотивацию и снижать результаты труда.
Деятельность — это организован
Активность человека является деятельностью при следующих условиях:
Деятельность — это
Когда говорят, что потребности побуждают человека к деятельности, то говорят не все. Актуализированные потребности непосредственно к деятельности не побуждают. Они прежде всего требуют своего удовлетворения. Человек, который хочет есть, думает не о работе и идет не на работу, а в столовую или на кухню... Деятельность начинается в ситуации, в которой нет возможности непосредственно удовлетворить соответствующую потребность. Если потребность в воздухе пока еще удовлетворяется непосредственно, то на ней нельзя построить какую-либо деятельность.
Деятельность — это процесс создания средств для удовлетворения потребностей в более или менее отдаленном будущем. Когда хозяйка готовит обед, то деятельность непосредственно предшествует процессу удовлетворения пищевой потребности. Если же шахтеры добывают уголь или руду, то расстояние между результатами их труда и средствами удовлетворения потребностей достаточно велико. Первичные результаты индивидуальной и групповой деятельности организации поступают, как правило, в систему обмена (кооперации). Обмениваться (продаваться) могут как материальные, так и интеллектуальные (идеи, решения) результаты труда. Слишком большое расстояние между деятельностью, ее непосредственным результатом и получением средств для удовлетворения потребности служит причиной, которая деформирует у многих людей трудовую мотивацию, способствует развитию негативного отношения к работе.
Деятельность связана с
И еще одна связь между деятельностью и потребностью. Деятельность человеку нужна для нормального функционирования и развития — физического и духовного. Человеческий организм, который получает энергию из внешнего мира, должен и возвращать ее. Следовательно, деятельность выступает в качестве потребности организма, ориентированного на развитие и сохранение собственного здоровья.
Бывает, что деятельность деформирует личность тем, что излишне привязывает человека к себе, создавая тип “трудоголика”, который без работы не может жить. Еще одним негативным последствием деятельности является распространение профессиональных стереотипов поведения за рамки рабочей обстановки, — (в семье, в общественных местах, среди друзей и т.п.).
В качестве источника средств удовлетворения потребностей разные виды деятельности различаются только количественно: одна работа оплачивается лучше, другая хуже. Одни виды деятельности требуют больше затрат и жертв, другие — меньше. Но какой бы деятельностью человек не занимался, он делает, в сущности, одно и то же — добывает средства для своей жизни и для тех, с кем себя идентифицирует. “Целью всех движений человеческого сердца является самосохранение и благополучие”23.
Деятельность может
Всякая деятельность имеет структуру. Под структурой деятельности понимают состав и строение ее психологического (социально-психологического, психофизиологического) механизма. В общем виде структуру деятельности можно представить в виде цепочки:
Субъект — средства — предмет — процесс преобразования предмета — первичный результат — вторичный результат.
В структуре деятельности выделяются компоненты статические и динамические.
Относительно статическими являются: (1)мотив; (2) цель; (3) навыки владения средствами преобразования предмета деятельности; (4) образ предмета и ситуации в целом, в том числе Я-образ и самооценка; (5) достаточный запас энергии и психологическая готовность; (6) нормативная база.
Статические компоненты деятельности являются ее психологическими предпосылками. Статичность их достаточно условна. Например, цель надо сформировать, точно так же нужно выстроить образ ситуации. То же относится и к мотивам. Еще раньше должны сформироваться профессиональные навыки. Профессиональная мотивация, личностная вовлеченность в дела организации, дух единой команды должны систематически подкрепляться.
К динамическим компонентам деятельности относят процессы планирования, принятия решений, прогнозирования, оценки обстановки и полученных результатов, а также многочисленные перцептивные (наблюдение, контроль), мнемические (припоминание, запоминание) и психомоторные действия (операции).
Путь к деятельности лежит через формирование мотива. Мотив (побуждение) — это более или менее сильное желание или осознание необходимости что-то делать для того, чтобы иметь то, что хочется или нужно для жизни. Мотив формируется на основе трех факторов: потребностей, которые должны быть удовлетворены; возможности, которые предоставляет та или иная деятельность для получения необходимых для этого средств, а также способности и подготовленность к данной деятельности.
В мотиве потребность осознается не всегда адекватно и однозначно. Люди часто обманываются в своих мотивах и потребностях, в действительных причинах своих поступков. Они, бывает, пересматривают побуждения, время от времени спрашивая себя: "зачем мне это нужно?" Случается, что мотивационные неполадки обнаруживаются уже после того, как цель достигнута. И тогда, вместо удовлетворения, мы испытываем разочарование, недоумевая, зачем он так долго шли к намеченной цели.
Согласно З.Фрейду, многие потребности
удовлетворяются окольными
Мотивация имеет индивидуальные различия. У одних преобладает мотивация достижения успеха, у других — избегания неудачи. Тот, кто стремится к успеху, более реалистичен в определении целей, он, как правило, уверен в себе, напорист и последователен. Мотивация, ориентированная на избегание неудачи, проявляется то чрезмерной осторожностью, то, наоборот, готовностью чрезмерно рисковать. У истоков подобной мотивации находится низкая, неустойчивая самооценка, желание сохранить самоуважение.
Деятельность как динамичное явление имеет две основные стадии: внутреннюю и внешнюю:
— внутренняя - это принятие решений, планирование преобразований, и эмоционально-волевая подготовка (мобилизация сил) к предстоящему делу;
— внешняя - осуществление решения, плана, расходование энергии, осуществление реальных преобразований.
Часто между этими стадиями появляется
третья, заключающаяся в подготовительн
Соотношение между основными стадиями деятельности по их сложности и продолжительности различно; иногда трудно принять решение, иногда — практически его реализовать. Для получения максимально полезного результата важно правильно распределить общий ресурс времени. Особенно это актуально для ситуаций, в которых принимают решения одни (менеджеры), а осуществляют — другие. Бывает и торопливость в подготовке решений и медлительность. В первом случае принимаются неэффективные решения, во втором — исполнители вынуждены работать в режиме острой нехватки времени.
Первая стадия деятельности носит
познавательно-оценочный
Деятельность заканчивается