Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем. Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………….. 3
Лекция 1. Организационное поведение:
научная дисциплина и реальность…………….…….…….. . 4
Вопрос 1. Организационное поведение — научная
дисциплина……………………………………………….……….. 4
Вопрос 2. Организационное поведение как предмет изучения,
управления и развития…………………………………….…….. 5
Лекция 2. Механизмы регуляции
организационного поведения…………………………….. 19
Вопрос 1. Когнитивная регуляция
организационного поведения……………………………………….19
Вопрос 2. Мотивационная регуляция
организационного поведения………………………………….… 24
Лекция 3. Деятельностная разновидность
организационного поведения…………………………….. 27
Вопрос 1. Структура деятельности…………………………... 27
Вопрос 2. Программа изучения и анализа деятельности……. 32
Лекция 4. Коммуникативная разновидность
организационного поведения…….. ………..…………… 36
Вопрос 1. Межличностное общение в организации………….. 36
Вопрос 2. Особенности группового общения…………………. 41
Вопрос 3. Искажения информации
в коммуникативных процессах……………………………….… . .44
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература ………………………………………………………….……50

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ курс лекций.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Практическое приложение потребностных  теорий мотивации позволило предложить ряд способов, при помощи которых руководители могут способствовать удовлетворению высших потребностей своих подчиненных. В частности рекомендуется.

А. Для удовлетворения социальных потребностей: (1) давать сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться; (2) создавать дух единой команды; (3) проводить с подчиненными периодические совещания; (4) не разрушать неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; (5) не препятствовать социальной активности членов организации вне ее рамок.

Б. Для удовлетворения потребности в уважении: (1). предлагать подчиненным более содержательную работу; (2) своевременно и систематически предоставлять им обратную информацию о достигнутых ими результатах; (3) оценивать и поощрять достижения; (4) делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; (5) привлекать сотрудников к выработке целей и решений; (6) продвигать подчиненных по служебной лестнице.

В. Для удовлетворения потребности в самовыражении: (1) обеспечивать обучение и переподготовку, повышение компетентности сотрудников; (2) давать подчиненным сложную и ответственную работу, требующую от них творчества, самостоятельности, полной отдачи; (3) поощрять проявления творчества подчиненных; (4) внимательно относится к предложениям сотрудников по совершенствованию деятельности организации.

Когнитивные (процессуальные) теории мотивации основываются в первую очередь на учете того, как ведут себя люди, используя познавательные механизмы. Согласно процессуальным теориям поведение личности является функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и субъективной оценкой возможных последствий выбранного типа поведения.

Одной из наиболее известных когнитивно-процессуальных теорий является теория ожидания, ассоциируемая с именем В. Врума. Она базируется на положении о том, что активная потребность не является единственным условием мотивации достижения целей организации. Человеку нужна уверенность (или хотя бы гипотеза) в том, что выбранный тип поведения приведет к получению того, чего он желает. Осознание зависимости между поведением и подкреплением играет решающим фактором поведения людей в организациях. Теории ожидания свойственны два тезиса: (1) поведение (выполнение задания) является функцией умения, умноженного на мотивацию; (2) мотивация, то есть готовность к выполнению задач является функцией убеждения индивида в том, что этому поведению будет сопутствовать определенный результат (ожидание индивида), умноженного на индивидуальную оценку этого результата.

Ожидания представляют собой оценку личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей в формировании мотивов труда: (а) между затратами труда и предполагаемыми результатами; (б) между полученными результатами и величиной вознаграждения; (в) между вознаграждением и переживанием удовлетворенности (валентность вознаграждения).

Для формирования высокой и стабильной трудовой мотивации необходимо, чтобы  надежные соответствия имели место  во всех трех видах связей. Несоответствие хотя бы в одном звене взаимодействующих мотивационных факторов будет мало, то ослаблять мотивацию и снижать результаты труда.

Лекция 3. Деятельностная разновидность организационного поведения

1. Структура деятельности

 

Деятельность — это организованная индивидуальная или групповая активность людей, которая мотивируется недостатком условий для непосредственного удовлетворения потребностей. Эта активность состоит в преобразовании вещества, энергии, информации, людей и социальных структур в целях создания средств для удовлетворения человеческих потребностей. Посредством деятельности люди решают множество вторичных задач: самоутверждение, повышение собственной самооценки, завоевание власти, спасение от наказания или одиночества, реализация собственных способностей и склонностей.

Активность человека является деятельностью  при следующих условиях:

  1. она представляет собой мысленное или фактическое преобразование определенного предмета, направляемое конкретной целью;
  2. конечный результат этой активности может быть отчужден;
  3. результат может найти своего потребителя, то есть имеет общественное значение;
  4. благодаря всему этому человек может получить средства, удовлетворяющие какие-либо из его потребностей.

Деятельность — это продуктивная активность, которая порождает продукт, отличающийся от деятеля и отделяемый от него. Усвоение чего-либо, потребление (кислорода, пищи, информации) не является деятельностью. Потребление в отличие от деятельности представляет собой «просто жизнь» или процесс, обеспечивающий сохранение или развитие самого деятеля. Поскольку при этом увеличивается сила, способная к деятельности, то можно утверждать, что такого рода активность является подготовкой к деятельности.

Когда говорят, что потребности  побуждают человека к деятельности, то говорят не все. Актуализированные потребности непосредственно к деятельности не побуждают. Они прежде всего требуют своего удовлетворения. Человек, который хочет есть, думает не о работе и идет не на работу, а в столовую или на кухню... Деятельность начинается в ситуации, в которой нет возможности непосредственно удовлетворить соответствующую потребность. Если потребность в воздухе пока еще удовлетворяется непосредственно, то на ней нельзя построить какую-либо деятельность.

Деятельность — это процесс  создания средств для удовлетворения потребностей в более или менее  отдаленном будущем. Когда хозяйка  готовит обед, то деятельность непосредственно  предшествует процессу удовлетворения пищевой потребности. Если же шахтеры  добывают уголь или руду, то расстояние между результатами их труда и средствами удовлетворения потребностей достаточно велико. Первичные результаты индивидуальной и групповой деятельности организации поступают, как правило, в систему обмена (кооперации). Обмениваться (продаваться) могут как материальные, так и интеллектуальные (идеи, решения) результаты труда. Слишком большое расстояние между деятельностью, ее непосредственным результатом и получением средств для удовлетворения потребности служит причиной, которая деформирует у многих людей трудовую мотивацию, способствует развитию негативного отношения к работе.

Деятельность связана с потребностями  еще одним способом. Она создает  новые потребности или вносит трудности в процесс удовлетворения других потребностей. Скажем, работающий человек больше устает, переутомляется, лишается естественного права свободно распоряжаться своим временем, вынужден подчиняться распоряжениям, подвергает свое здоровье и даже жизнь опасности и т.д. Деятельность связана с напряжением физических и умственных сил, она — источник стресса, нервного, эмоционального напряжения. Деятельность отвлекает человека от того, что его увлекает, например, от восприятия искусства, семейных радостей. Есть люди, которые не любят работать. Значит, человек приступает к деятельности только тогда, когда неудобства, затраты, с ней связанные, меньше того дискомфорта, который порождает неудовлетворенная потребность. В противном случае люди говорят что-нибудь вроде того, что «овчинка не стоит вычинки».

И еще одна связь между деятельностью и потребностью. Деятельность человеку нужна для нормального функционирования и развития — физического и духовного. Человеческий организм, который получает энергию из внешнего мира, должен и возвращать ее. Следовательно, деятельность выступает в качестве потребности организма, ориентированного на развитие и сохранение собственного здоровья.

Бывает, что деятельность деформирует  личность тем, что излишне привязывает  человека к себе, создавая тип “трудоголика”, который без работы не может  жить. Еще одним негативным последствием деятельности является распространение профессиональных стереотипов поведения за рамки рабочей обстановки, — (в семье, в общественных местах, среди друзей и т.п.).

В качестве источника средств удовлетворения потребностей разные виды деятельности различаются только количественно: одна работа оплачивается лучше, другая хуже. Одни виды деятельности требуют больше затрат и жертв, другие — меньше. Но какой бы деятельностью человек не занимался, он делает, в сущности, одно и то же — добывает средства для своей жизни и для тех, с кем себя идентифицирует. “Целью всех движений человеческого сердца является самосохранение и благополучие”23.

Деятельность может продолжаться и после того, как решена ближайшая  задача — обеспечение возможностей для удовлетворения жизненных потребностей. В деятельности человек может реализовать и другие, более высокие и сложные потребности и ценности. Благодаря деятельности человек освобождается от скуки и одиночества, повышает свою самооценку, испытывает чувство принадлежности к группе, находит свой круг общения, укрепляет свой социальный статус. Деятельность - это деловые связи — одна из прочных привязанностей. Через деятельность люди получают доступ к внутренним ресурсам, благодаря чему растут и раскрывают свои способности.

Всякая деятельность имеет структуру. Под структурой деятельности понимают состав и строение ее психологического (социально-психологического, психофизиологического) механизма. В общем виде структуру деятельности можно представить в виде цепочки:

Субъект — средства — предмет  — процесс преобразования предмета — первичный результат — вторичный результат.

В структуре деятельности выделяются компоненты статические и динамические.

Относительно статическими являются: (1)мотив; (2) цель; (3) навыки владения средствами преобразования предмета деятельности; (4) образ предмета и ситуации в целом, в том числе Я-образ и самооценка; (5) достаточный запас энергии и психологическая готовность; (6) нормативная база.

Статические компоненты деятельности являются ее психологическими предпосылками. Статичность их достаточно условна. Например, цель надо сформировать, точно так же нужно выстроить образ ситуации. То же относится и к мотивам. Еще раньше должны сформироваться профессиональные навыки. Профессиональная мотивация, личностная вовлеченность в дела организации, дух единой команды должны систематически подкрепляться.

К динамическим компонентам деятельности относят процессы планирования, принятия решений, прогнозирования, оценки обстановки и полученных результатов, а также многочисленные перцептивные (наблюдение, контроль), мнемические (припоминание, запоминание) и психомоторные действия (операции).

Путь к деятельности лежит через  формирование мотива. Мотив (побуждение) — это более или менее сильное желание или осознание необходимости что-то делать для того, чтобы иметь то, что хочется или нужно для жизни. Мотив формируется на основе трех факторов: потребностей, которые должны быть удовлетворены; возможности, которые предоставляет та или иная деятельность для получения необходимых для этого средств, а также способности и подготовленность к данной деятельности.

В мотиве потребность осознается не всегда адекватно и однозначно. Люди часто обманываются в своих мотивах  и потребностях, в действительных причинах своих поступков. Они, бывает, пересматривают побуждения, время от времени спрашивая себя: "зачем мне это нужно?" Случается, что мотивационные неполадки обнаруживаются уже после того, как цель достигнута. И тогда, вместо удовлетворения, мы испытываем разочарование, недоумевая, зачем он так долго шли к намеченной цели.

Согласно З.Фрейду, многие потребности  удовлетворяются окольными путями и способами. Один из механизмов реализации потребностей — сублимация (облагораживание). Сексуальная потребность сублимируется так, что средства ее удовлетворения содержатся в творчестве, инициативе, в руководящей деятельности и т.п.

Мотивация имеет индивидуальные различия. У одних преобладает мотивация  достижения успеха, у других — избегания  неудачи. Тот, кто стремится к  успеху, более реалистичен в определении целей, он, как правило, уверен в себе, напорист и последователен. Мотивация, ориентированная на избегание неудачи, проявляется то чрезмерной осторожностью, то, наоборот, готовностью чрезмерно рисковать. У истоков подобной мотивации находится низкая, неустойчивая самооценка, желание сохранить самоуважение.

Деятельность как динамичное явление  имеет две основные стадии: внутреннюю и внешнюю:

— внутренняя - это принятие решений, планирование преобразований, и эмоционально-волевая подготовка (мобилизация сил) к предстоящему делу;

— внешняя - осуществление решения, плана, расходование энергии, осуществление  реальных преобразований.

Часто между этими стадиями появляется третья, заключающаяся в подготовительной работе, которая поставленную задачу не решает, но создает необходимые для этого условия. Следует иметь в виду еще одну важную стадию в деятельности, которая наступает после решения задачи. Ее можно назвать учебно-восстановительной. В это время осуществляется осмысление сделанного и восстановление затраченных сил. Не все уделяют этому должное внимание, чем замедляют свой профессиональный и личностный рост.

Соотношение между основными стадиями деятельности по их сложности и продолжительности различно; иногда трудно принять решение, иногда — практически его реализовать. Для получения максимально полезного результата важно правильно распределить общий ресурс времени. Особенно это актуально для ситуаций, в которых принимают решения одни (менеджеры), а осуществляют — другие. Бывает и торопливость в подготовке решений и медлительность. В первом случае принимаются неэффективные решения, во втором — исполнители вынуждены работать в режиме острой нехватки времени.

Первая стадия деятельности носит  познавательно-оценочный характер. В ней складывается психофизиологический механизм, тот внутренний заряд, за которыми может последовать преобразующая, производительная внешняя активность. Первая стадия — это время изучения обстановки, формулировки проблем, выдвижения гипотез относительно целей и способов действий, мысленная их проверка. В это время идет мобилизация сил, преодолеваются возможные сомнения и опасения, поскольку только в простой деятельности можно быть полностью уверенным в успехе. Обычно деятельность связана с определенным риском, она — явление вероятностное.

Деятельность заканчивается достижением  цели, если при этом удовлетворяется  и, следовательно, исчезает мотив. Но по ходу деятельности мотив может меняться, и тогда достижение цели не означает ликвидации мотива. Допустим, некто  в течение определенного времени работал, подчиняясь мотивам обязанности, долга, принятых обязательств. Но вот где-то в середине деятельности появляется мотив непосредственного интереса, обусловленного желанием узнать, «что из этого получится». И что же? Весьма вероятно, что деятельность продолжится, пока не будет решена эта новая задача, поставленная сотрудником перед собой.

Информация о работе Организационное поведение