Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, курс лекций
Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем. Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».
Введение………………………………………………………….………….. 3
Лекция 1. Организационное поведение:
научная дисциплина и реальность…………….…….…….. . 4
Вопрос 1. Организационное поведение — научная
дисциплина……………………………………………….……….. 4
Вопрос 2. Организационное поведение как предмет изучения,
управления и развития…………………………………….…….. 5
Лекция 2. Механизмы регуляции
организационного поведения…………………………….. 19
Вопрос 1. Когнитивная регуляция
организационного поведения……………………………………….19
Вопрос 2. Мотивационная регуляция
организационного поведения………………………………….… 24
Лекция 3. Деятельностная разновидность
организационного поведения…………………………….. 27
Вопрос 1. Структура деятельности…………………………... 27
Вопрос 2. Программа изучения и анализа деятельности……. 32
Лекция 4. Коммуникативная разновидность
организационного поведения…….. ………..…………… 36
Вопрос 1. Межличностное общение в организации………….. 36
Вопрос 2. Особенности группового общения…………………. 41
Вопрос 3. Искажения информации
в коммуникативных процессах……………………………….… . .44
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература ………………………………………………………….……50
Рассмотренные вопросы организационного поведения, представляющие собой введение в учебный курс, являются «сквозными». С ними приходится сталкиваться при изучении всех тем. Объединяет эти вопросы их обращенность к человеческим проблемам.
Организационное поведение — это жизнь и деятельность, работа и общение сотрудников организации, ее отделов и других подразделений, их взаимоотношения друг с другом, с представителями других организаций и с общественностью.
У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы; их источники находятся и за пределами организации, и внутри нее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Хотелось бы, чтобы этих проблем было меньше и чтобы был механизм их решения.
Эффективность организаций складывается из множества составляющих, среди которых узловыми являются психологические факторы, то есть качества и состояния людей, их взаимоотношения, тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим собственным поведением. Когда организационное поведение становится поведением единой команды, отдельные члены которой в ладу друг с другом и с самим собой, тогда организация процветает, растет ее социальный вес и укрепляется благоприятный имидж.
Библиография
1 Евенко Л.И. Предисловие // Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980. — С.13.
2 Buchanan D., Huczynski A. Organizational Behavior: An introdyctory text. Prentice Hall, 1997. — P.2.
3 Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. /Сокр. пер. с англ. —М.: Экономика, 1996. — С.68.
4 В.Л.Доблаев определяет «организационное поведение» психологически, полагая, что существуют «теории, созданные психологами. Они являются продолжением психологических концепций их авторов и носят название теорий «организационного поведения» и делятся на теории групповых и индивидуальных факторов». (Сборник учебных материалов по курсу «Теория организаций». – М.: 1995. – С. 14.).
5 Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Экономика, 1992. – С. 20.
6 Dobrzynski M. O psychologicznych problemach teorii organizacji // Problemy organizacji. 1968. № 10. S.183.
7 Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней.: Пер. с англ. — М.: 1995. — С.211.
8 Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ. —М.: КСП, 1996. — С.206-212.
9 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. —СПб.: Питер, 1997. — С.127.
10 «Верный признак собственного упадка — когда начинаешь особенно примечать чужой позор. Пятная других, многие норовят скрыть, хотя и не смыть собственные пятна». (Бальтасар Грасиан. Карманный оракул. Критикон. – М.: Наука, 1981. – С.29).
11 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Пер. с англ. —М.: 1989. — С.211-241.
12 Ухтомский А.А. Письма. //Путь в незнаемое. Сост. И.П.Меркулов. М.:1973
13 Куттер П. Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов. / Пер. с нем. — СПб.: 1997. — С.139.
14 Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар. Психодинамическая психотерапия. Вып.3. М.: 1992, с.48-53.
15 Это — знаменитый принцип, известный под именем «бритвы Оккама», сформулированный средневековым английским философом У.Оккамом. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. Ч. 2. — М.: Мысль, 1969. — С.891). «В 1488 году Вильям из Оккама сказал: «Тщетно делать большими средствами то, чего можно достичь меньшими». На современном языке это формулируют так: «Не делайте вещи сложнее, чем требуется». Лезвие Оккама полезно в таких делах, как формулирование теории, принципа действия чего-либо». (Кауфман Х.Р. Тактики успеха в бизнесе и науке. – М.: Интеллект, 1993. – С.55.).
16 Readings in organizational behavior and human performance. Ed.: W.E. Scott, L.L. Cummings. 1973. — P.16.
17 Столяренко Л.Д. Основы психологии. —Ростов н / Д.: Феникс, 1997. — С.120.
18 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. — М.: 1989. — С. 52-53.
19 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. — М.: Республика, 1994. —С. 52.
20 То, что мы читаем, — иллюзия, мы же многое вчитываем. То, что человек читает, это известно всем, а то, что он вчитывает, не знает никто. Так писал некогда О.Мандельштам
21 Юнг К.Г. Тэвистокские декции. Аналитическая психология: ее теория и практика. — Киев: СИНТО, 1995. — С.13, 15.
22 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 199О. - С. 24.
23 Гольбах П.А. Избр. произв. В 2-х т. —Т.1. – М.: 1963. — С.337.
24 Ульмер Г. и др. Физиология человека: В 4-х томах. Т.4. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986. — С.67.
25 Атватер И. Я вас слушаю... Советы собеседнику, как правильно слушать собеседника. / Сокр. пер. с англ. —М.: Экономика, 1984.
26 Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. — М.: АСТ, 1997. — С.80-89.
27 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Пер. с англ. — М.: 1988.
28 Выготский Л.С. Избр. психол. иссл. — М.: 1956. —С.50-51.
29 Уайльд О. Избранное. – М.: Правда, 1989. – С. 90.
30 Thun, von F.S. Miteinander reden. Storungen und klarungen. Algemeine Psychologie der Kommunikation. — Hamburg: 1990.
31 Майерс Д. Социальная психология. —СПб.: Питер: 1997. — С.389.
32 «Многие менеджеры с опаской рассматривают предложения рабочих, так как считают их ленивыми» (А.Хоскинг. Курс предпринимательстваю /Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 1993. – С. 260.
33 Люис Б.А., Пуселик Р.Ф. Магия нейролингвисгического программирования без тайн. Пер. с англ. — СПб.: Петербург, 1995.
34 По-видимому, впервые обратил внимание на подобное обращение смысла Аристотель, который, по свидетельству Диогена Лаэртского, возразил одному из своих собеседников, хвалившемуся, что он родом из большого города. «Не это важно, — сказал Аристотель, — а важно, достоин ли ты большого города».
35 Вот какой пример приводят Бэндлер Р. и Гриндер Д. В супружеских парах имеют место ситуации, когда необходим перевод с языка одной репрезентативной системы на язык другой. Муж приходит с работы домой и хочет уюта. Он садится в кресло в гостиной, снимает обувь, берет сигарету и пиво из холодильника, обкладывается газетами и журналами и т.д. Тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы все выглядело привлекательно и вызвало одобрение мужа. Она видит разбросанные по всей комнате вещи и взрывается. Со временем семейная ситуация становится конфликтной. Муж жалуется: "Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!" Жена отвечает: "Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а это значит, что ты меня не уважаешь!"
Чтобы выйти из критического
положения в таких случаях, необходимо
найти кинестетические
Прочувствовав эту ситуацию, муж может понять, что испытывает его жена, входя в гостиную и видя разбросанные мужем вещи.
36 Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Нейролингвистическое программирование / Под ред. С.Андреаса. — Пер. с англ. — Новосиб.: Изд-во. гос. ун-та, 1992.
37Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — С.225