Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем. Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………….. 3
Лекция 1. Организационное поведение:
научная дисциплина и реальность…………….…….…….. . 4
Вопрос 1. Организационное поведение — научная
дисциплина……………………………………………….……….. 4
Вопрос 2. Организационное поведение как предмет изучения,
управления и развития…………………………………….…….. 5
Лекция 2. Механизмы регуляции
организационного поведения…………………………….. 19
Вопрос 1. Когнитивная регуляция
организационного поведения……………………………………….19
Вопрос 2. Мотивационная регуляция
организационного поведения………………………………….… 24
Лекция 3. Деятельностная разновидность
организационного поведения…………………………….. 27
Вопрос 1. Структура деятельности…………………………... 27
Вопрос 2. Программа изучения и анализа деятельности……. 32
Лекция 4. Коммуникативная разновидность
организационного поведения…….. ………..…………… 36
Вопрос 1. Межличностное общение в организации………….. 36
Вопрос 2. Особенности группового общения…………………. 41
Вопрос 3. Искажения информации
в коммуникативных процессах……………………………….… . .44
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература ………………………………………………………….……50

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ курс лекций.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Заключение

 

Рассмотренные вопросы организационного поведения, представляющие собой введение в учебный курс, являются «сквозными». С ними приходится сталкиваться при изучении всех тем. Объединяет эти вопросы их обращенность к человеческим проблемам.

Организационное поведение — это  жизнь и деятельность, работа и  общение сотрудников организации, ее отделов и других подразделений, их взаимоотношения друг с другом, с представителями других организаций и с общественностью.

У людей, которые работают в организациях, есть свои психологические проблемы; их источники находятся и за пределами организации, и внутри нее. Организации, в свою очередь, сами порождают новые психологические проблемы. Хотелось бы, чтобы этих проблем было меньше и чтобы был механизм их решения.

Эффективность организаций складывается из множества составляющих, среди  которых узловыми являются психологические факторы, то есть качества и состояния людей, их взаимоотношения, тот организационный климат, который они создают друг для друга и для себя своим собственным поведением. Когда организационное поведение становится поведением единой команды, отдельные члены которой в ладу друг с другом и с самим собой, тогда организация процветает, растет ее социальный вес и укрепляется благоприятный имидж.

 

Библиография

 

  1. Брэддик У. Менеджмент в организации. — М.: Инфра-М, 1997. — 344 с.
  2. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. Предпринимательство и кооординация в децентрализованной компании. — М.: Инфра-М, 1996.
  3. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. — М.: 1993.
  4. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. —Калуга: Ин-т социологии, 1993. — 187 с.
  5. Занковский А.Н. Анализ базовых “координат” организационных культур: когнитивные репрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психол. журнал. 1996. № 3.
  6. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1971. 311 с.
  7. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. — М.: Наука, 1991. — 240 с.
  8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме (На материалах 120 росс. компаний). — М.: Инфра-М, 1997. — 368 с.
  9. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело, 1993. – 192 с.
  10. Кунц Г., ОДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. / Пер. с англ. — М.: 1981.
  11. Липатов С.А. Организационная культура: Концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Моск. ун-та, 1997. № 4. — С.55-65.
  12. Менар К. Экономика организаций. — М.: Инфра-М, 1996. — 160 с.
  13. Моргунов Е.Б. Личность и организация: Конспекты по психологии. — М.: Тривола, 1996.
  14. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление производственной организацией. / Книга советского менеджера и практического психолога. Изд. 2-е. — М.: 1991. — 245 с.
  15. Оучи У. Методы организации производства. Theory Z. Японский и американский подходы. / Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1984.
  16. ОШоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. —М.: Прогресс, 1979.
  17. Паповян С.С. Исследование “организационного климата” в американской психологии // Вопр. психологии. 1978. № 2.
  18. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний. — М.: Прогресс, 1986.
  19. Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995. —296 с.
  20. Принципы управления фирмой. М.: Прогресс, 1978.
  21. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управление. — Воронеж: 1995.
  22. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980.
  23. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. / Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1996.
  24. Соснин В.А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода в исследованиях западной организационной психологии // Психол. журнал. 1990. № 6. —С.28-37.
  25. Терещенко В.И. Организация и управление. Опыт США. —М.: Экономика, 1965.
  26. Янг С. Системное управление организацией. / Пер. с англ. — М.: Сов. радио, 1972.
  27. Buchanan D., Huczynski A. Organizational Behavior: An introdyctory text. Prentice Hall, 1997. — 744 p.

Евенко Л.И. Предисловие // Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980. — С.13.

2 Buchanan D., Huczynski A. Organizational Behavior: An introdyctory text. Prentice Hall, 1997. —   P.2.

3 Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. /Сокр. пер. с англ. —М.: Экономика, 1996. — С.68.

4 В.Л.Доблаев определяет «организационное поведение» психологически, полагая, что существуют «теории, созданные психологами. Они являются продолжением психологических концепций их авторов и носят название теорий «организационного поведения» и делятся на теории групповых и индивидуальных факторов». (Сборник учебных материалов по курсу «Теория организаций». – М.: 1995. – С. 14.).

5 Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Экономика, 1992. – С. 20.

6 Dobrzynski M. O psychologicznych problemach teorii organizacji // Problemy organizacji. 1968. № 10. S.183.

7 Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней.: Пер. с англ. — М.: 1995. — С.211.

8 Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ. —М.: КСП, 1996. — С.206-212.

9 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. —СПб.: Питер, 1997. — С.127.

10 «Верный признак собственного упадка — когда начинаешь особенно примечать чужой позор. Пятная других, многие норовят скрыть, хотя и не смыть собственные пятна». (Бальтасар Грасиан. Карманный оракул. Критикон. – М.: Наука, 1981. – С.29).

11 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Пер. с англ. —М.: 1989. — С.211-241.

12 Ухтомский А.А. Письма. //Путь в незнаемое. Сост. И.П.Меркулов. М.:1973

13 Куттер П. Современный психоанализ: Введение в психологию бессознательных процессов. / Пер. с нем. — СПб.: 1997. — С.139.

14 Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар. Психодинамическая психотерапия. Вып.3. М.: 1992, с.48-53.

15 Это — знаменитый принцип, известный под именем «бритвы Оккама», сформулированный средневековым английским философом У.Оккамом. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. Ч. 2. — М.: Мысль, 1969. — С.891). «В 1488 году Вильям из Оккама сказал: «Тщетно делать большими средствами то, чего можно достичь меньшими». На современном языке это формулируют  так: «Не делайте вещи сложнее, чем требуется». Лезвие Оккама полезно в таких делах, как формулирование теории, принципа действия чего-либо». (Кауфман Х.Р. Тактики успеха в бизнесе и науке. – М.: Интеллект, 1993. – С.55.).

16 Readings in organizational behavior and human performance. Ed.: W.E. Scott, L.L. Cummings. 1973. — P.16.

17 Столяренко Л.Д. Основы психологии. —Ростов н / Д.: Феникс, 1997. — С.120.

18 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. — М.: 1989. — С. 52-53.

19 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. — М.: Республика, 1994. —С. 52.

20 То, что мы читаем, — иллюзия, мы же многое вчитываем. То, что человек читает, это известно всем, а то, что он вчитывает, не знает никто. Так писал некогда О.Мандельштам

 

21 Юнг К.Г. Тэвистокские декции. Аналитическая психология: ее теория и практика. — Киев: СИНТО, 1995. — С.13, 15.

22 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 199О. - С. 24.

23 Гольбах П.А. Избр. произв. В 2-х т. —Т.1. – М.: 1963. — С.337.

24 Ульмер Г. и др. Физиология человека: В 4-х томах. Т.4. Пер. с англ. — М.: Мир, 1986. — С.67.

25 Атватер И. Я вас слушаю... Советы собеседнику, как правильно слушать собеседника. / Сокр. пер. с англ. —М.: Экономика, 1984.

26 Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. — М.: АСТ, 1997. — С.80-89.

27 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Пер. с англ. — М.: 1988.

28 Выготский Л.С. Избр. психол. иссл. — М.: 1956. —С.50-51.

29 Уайльд О. Избранное. – М.: Правда, 1989. – С. 90.

30 Thun, von F.S. Miteinander reden. Storungen und klarungen. Algemeine Psychologie der Kommunikation. — Hamburg: 1990.

31 Майерс Д. Социальная психология. —СПб.: Питер: 1997. — С.389.

32 «Многие менеджеры с опаской рассматривают предложения рабочих, так как считают их ленивыми» (А.Хоскинг. Курс предпринимательстваю /Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 1993. – С. 260.

33 Люис Б.А., Пуселик Р.Ф. Магия нейролингвисгического программирования без тайн. Пер. с англ. — СПб.: Петербург, 1995.

34 По-видимому,  впервые обратил внимание на подобное обращение смысла Аристотель, который, по свидетельству Диогена Лаэртского, возразил одному из своих собеседников, хвалившемуся, что он родом из большого города. «Не это важно, — сказал Аристотель, — а важно, достоин ли ты большого города».

35 Вот какой пример приводят Бэндлер Р. и Гриндер Д. В супружеских парах имеют место ситуации, когда необходим перевод с языка одной репрезентативной системы на язык другой. Муж приходит с работы домой и хочет уюта. Он садится в кресло в гостиной, снимает обувь, берет сигарету и пиво из холодильника, обкладывается газетами и журналами и т.д. Тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы все выглядело привлекательно и вызвало одобрение мужа. Она видит разбросанные по всей комнате вещи и взрывается. Со временем семейная ситуация становится конфликтной. Муж жалуется: "Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!" Жена отвечает: "Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а это значит, что ты меня не уважаешь!"

Чтобы выйти из критического положения в таких случаях, необходимо найти кинестетические соответствие визуальным жалобам и наоборот. Чтобы  муж, как кинестетик, мог понять то, что переживает его жена, он должен представить себе нечто подобное следующему. Он приходит вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена уже сидит в кровати, смотрит телевизор и ест печенье. Муж ложится и чувствует, как крошки въедаются ему в кожу.

Прочувствовав эту ситуацию, муж  может понять, что испытывает его жена, входя в гостиную и видя разбросанные мужем вещи.

36 Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Нейролингвистическое программирование / Под ред. С.Андреаса. — Пер. с англ. — Новосиб.: Изд-во. гос. ун-та, 1992.

37Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — С.225


Информация о работе Организационное поведение