Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:12, курс лекций

Описание работы

Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем. Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………….. 3
Лекция 1. Организационное поведение:
научная дисциплина и реальность…………….…….…….. . 4
Вопрос 1. Организационное поведение — научная
дисциплина……………………………………………….……….. 4
Вопрос 2. Организационное поведение как предмет изучения,
управления и развития…………………………………….…….. 5
Лекция 2. Механизмы регуляции
организационного поведения…………………………….. 19
Вопрос 1. Когнитивная регуляция
организационного поведения……………………………………….19
Вопрос 2. Мотивационная регуляция
организационного поведения………………………………….… 24
Лекция 3. Деятельностная разновидность
организационного поведения…………………………….. 27
Вопрос 1. Структура деятельности…………………………... 27
Вопрос 2. Программа изучения и анализа деятельности……. 32
Лекция 4. Коммуникативная разновидность
организационного поведения…….. ………..…………… 36
Вопрос 1. Межличностное общение в организации………….. 36
Вопрос 2. Особенности группового общения…………………. 41
Вопрос 3. Искажения информации
в коммуникативных процессах……………………………….… . .44
Заключение………………………………………………………………. 50
Литература ………………………………………………………….……50

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ курс лекций.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Когнитивная регуляция поведения  в организации осуществляется при  помощи познавательных функций: восприятия, памяти, воображения и мышления. Все эти функции подчиняются закону внимания. Реализуются они на двух уровнях: речевом, или символическом и предметно-образном, поскольку наша жизнь проходит в мире вещей и мире людей. Когнитивная регуляция включает три основных процесса (или этапа): восприятие, осмысливание и оценку обстановки.

Ориентация одинокого человека в окружении начинается чаще всего восприятием предметной информации при помощи органов чувств. Информацией является сигнал, который устраняет или уменьшает неопределенность ситуации и поэтому является значимым. То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что находится фактически в поле его восприятия, от прошлого опыта, а также от имеющихся желаний и устремлений20. Если предмет является многозначным, то аспект восприятия определяется в значительной степени потребностями и ценностями. И нередко человек воспринимает окружение таким, каким бы хотел его видеть.

Социальные ценности «срастаются» с предметами, становясь как бы частью их полного образа. После  такого «срастания» ценности влияют даже на простые восприятия, например, на оценку величины предметов. Дж.Брунер и другие установили в экспериментах, что величину диаметра монет дети из бедных семей определяют с более значительными ошибками в сторону преувеличения в сравнении с детьми обеспеченных родителей.

Наиболее сложные структуры  мы воспринимаем при помощи зрения и слуха. Зрение — это главный  орган пространственного восприятия, который дает нам разнообразие форм и красок и три измерения пространства. Зрение является вместе с тем органом восприятия времени, поскольку мы видим последовательность, движение и перемены. Слух также является пространственным органом, хотя его возможности по восприятию пространства более ограниченные по сравнению со зрением. Слух — это прежде всего орган восприятия времени, потому что его основными системами являются последовательности, перемены и ритмы. Осязание, обоняние и вкус также играют важную роль в жизни и деятельности людей. Обоняние включено во взаимодействие людей и оказывает влияние на их взаимоотношения. Осязание необходимо для манипулирования с предметами, что является составной частью почти всех видов деятельности.

Восприятие предметно, то есть оно  ориентировано, скорее на предметы, чем  на свойства этих предметов. Отдельные  свойства также воспринимаются, но не абстрактно, а как качества конкретных предметов. Мы видим оранжевые цветы, мягкий диван или горячий калорифер, но не “желтизну”, мягкость, или теплоту. Воспринимаются предметы, а не изолированные свойства, например, цвет, величина и пр.

Между тем в истории психологии есть эпизод, отразивший две точки  зрения на предмет и границы восприятия. Один из критиков Платона заметил  как-то: «Я вижу лошадей, а не «лошадность». На что Платон ответил: «Это оттого, что у тебя есть глаза, но нет ума». Суть спора в том, что если одни (например, Аристотель) связывают восприятие с моделированием предметов, то другие (Платон) видят цель восприятия в отражении «идей», общих, идеальных свойств, которые в конкретных предметах полностью никогда не воплощаются. На самом же деле, многое зависит от задачи, которая решается при помощи восприятия. В одних случаях значимость имеют предметы, в других — свойства, которые их объединяют или разделяют.

Восприятие подчиняется ряду закономерностей. Одной из таких закономерностей является константность. После того, как мы освоились с некоторым предметом или ситуацией, они обретают в наших глазах устойчивость и постоянство, независимо от освещения, положения, расстояния. Константность свойственна восприятию цвета, формы, величины и положения предметов. Черный шелк виден черным и при ярком солнечном освещении, и в тени. Константность цвета нарушается только при цветном освещении. Константность формы — это тенденция воспринимать предмет в его нормальной форме, независимо от угла зрения. Тенденция к тому, чтобы видеть предмет в его обычных размерах, независимо от расстояния, называется константностью величины. Из-за константности восприятия определенные организационные перемены не фиксируются сознанием, и сотрудники, бывает, затрудняются в оценке того, что изменилось в организации за один-два года.

Восприятию присуща также закономерность структурирования. Основой структурирования сигналов является выделение фигуры на фоне. Фигура и фон — это первичное структурирование поля восприятия. Тенденция придавать структуру тому, что мы видим, является очень сильной. Даже незнакомые комплексы стимулов дифференцируются на фигуру и фон. Иногда фигура и фон меняются местами. Воспринимаемые элементы принимают определенную структуру, подчиняясь принципам близости, сходства, протяженности и замкнутости. После того как воспринимаемые элементы примут некоторую целостность, ее части маскируются, отходят на второй план.

Важная закономерность восприятия — категоризация. Ее суть в том, что информация, полученная органами чувств, соотносится с определенными категориями, или понятиями, после чего она становится предметной. «Сырой» материал всего увиденного и услышанного обретает свои контуры благодаря подведению под соответствующую категорию. Значит, результат восприятия зависит от того, какая именно категория будет использована в качестве референтной.

Информация, полученная восприятием, может использоваться непосредственно  в поведении. Так бывает, когда  организационными предписаниями предусмотрены  определенные действия в ответ на «штатные» ситуации и сигналы. Чем более четки сигналы и соответствующие им предписания, тем короче путь от восприятия к поведению. Инстинкты и рефлексы также опираются на сигналы восприятия.

В более сложных случаях, когда  перцептивная информация противоречива, или когда нет прямой связи между результатами наблюдения и поведением, в ориентационные процессы включается мышление.

Люди прибегают к мышлению, прежде всего, в трудных — проблемных — ситуациях. Поэтому мышление часто называется «решением проблем». Проблема — это вид задачи, которую нельзя решить непосредственно при помощи тех данных, которыми располагает человек. Нужна предварительная реструктурализация наличных данных. Сотрудник стоит перед проблемой, если активность, направленная к какой-то цели, тормозится, потребность остается неудовлетворенной, сомнение — неразрешенным, а вопрос — без ответа. Проблемная ситуация характеризует прежде всего психическое состояние сотрудника, а не те обстоятельства, в которых он находится.

Проблемы делятся на открытые и закрытые. Открытая проблема не содержит данных о возможных решениях (альтернативах). Чтобы решить открытую проблему, надо создать гипотетические варианты решений, оценить их и выбрать один. Пример открытой проблемы: «Что нужно предпринять, чтобы уменьшить текучесть персонала в данном отделе организации?» Закрытая проблема уже содержит конечный набор решений и дело заключается в том, чтобы установить определенные приоритеты. Задачи, которые решали былинные богатыри, были закрытыми: «налево пойдешь, коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь...»

Мышление — интеллект (ум, разум, рассудок, рефлексия) в действии. Это  — процесс преобразования перцептивной информации, ее, так сказать, обогащения, упорядочения и обобщения, получения более ценных сведений и поиска нужных решений. Осмысливание проблемы производится такими операциями, как сравнение, анализ, синтез, «сортировка» данных по их значимости («абстрагирование») и др. Во всех этих операциях обязательно участвует память.

Мышление — это познавательно-преобразовательная умственная деятельность, осуществляющаяся как на предметном, так и на символическом, понятийном уровне. Предметный уровень — это умственное оперирование образами предметов и наглядных ситуаций. Символическое мышление — оперирование понятиями. Символический уровень является специфическим для человека.

Мышление исходит из уверенности  в том, что исходная информация, которой  человек располагает, имеет скрытый  слой, искомое решение, которое «зашифровано»  в осознаваемых данных. Умственное преобразование наличной информации дает новую информацию. Конечно, иногда оказывается, что для решения проблемы необходимы дополнительные данные.

Самое интересное в этой умственной работе — умение выдвигать гипотезы. Опираясь на имеющиеся знания, человек делает предположение о неизвестном. Ценность гипотезы в том, что ее можно проверить мысленно или практически. Если выдвинутое предположение не поддается проверке, то это уже не рабочая гипотеза, а фантазия или мечта.

На всю эту работу требуется известное время, но организационные условия в этом отношении достаточно жесткие. Скорость профессионального мышления должна быть достаточно высокой, потому что ценность имеют не только верные, но и своевременные решения. Люди различаются тем, насколько эффективно их мышление и как часто они пускают его в ход. Индивидуальное мышление в известной степени специализированно, то есть оно более эффективно в определенных предметных областях. Скажем, в профессиональном отношении мышление безупречно, а в социальной области или повседневной жизни оно беспомощно, или наоборот.

Определенные категории людей  опираются в своем поведении  не столько на мыслительные функции, сколько на эмоциональные, интуитивные  или перцептивные. По мнению К.Г.Юнга, доминирующей всегда является одна из названных функций. «Люди с развитым сознанием предпочитают думать, они приспосабливаются с реальности посредством мыслей. Другие — те, у кого лучше развита функция чувств, — весьма общительны и ценностно ориентированы… Люди с чутким восприятием внешней реальности опираются главным образом на свои ощущения. Человек интуитивного типа пытается охватить ситуацию целиком, и тогда что-то неожиданно обнаруживает себя. Если же вы принадлежите к сенсорному типу, вы воспринимаете факты такими, каковы они есть, но при этом у вас уже нет никаких интуиций, хотя бы потому, что невозможно делать два дела одновременно»21.

Результат мышления, как и результат  восприятия, можно использовать в  практических действиях, его можно передать другим сотрудникам или отправить на хранение в память, в том числе включить в определенный документ.

2. Мотивационная регуляция организационного  поведения

 

Все, свершаемое человеком, в том  числе множество заранее не планируемых  и зависящих от обстоятельств  ежедневных действий — имеет мотивационные основания22. Мотивация – это процесс побуждения себя к действиям для достижения личных целей или целей организации. Мотивом называют внутреннее побуждение, явившееся психологической причиной того или иного отдельно взятого действия. В структуре каждого поступка имеется мотивационное звено, которое выполняет регулирующие функции. Особенности мотивационной регуляции заключаются в решении двух основных проблем: мобилизации энергии, необходимой для всякого действия, и направлении этой энергии на конкретный предмет с определенной целью. Мотивационная регуляция затрагивает также и другие звенья поступка (деятельности), например, выбор предпочитаемых способов решения задачи. Содержание и уровень мотивации проявляется в том, как человек относится к своему делу, какова мера его ответственности, заинтересованности, какова его трудовая мораль и степень преданности организации. В то же время мотивация характеризует личностную ценность того, чем человек занимается.

Вопрос о том, что именно побуждает  человека к труду или иной активности вообще, а также к конкретному поступку, в частности, является очень сложным. И поэтому существует много вариантов ответов на этот вопрос.

Есть два основных подхода к  тайнам мотивации. Согласно первому  подходу, мотивация носит рациональный характер. Дело представляется так, что все мотивы направлены к разрядке эмоционального напряжения. У людей есть неудовлетворенные потребности и интересы, и они выстраивают свое поведение так, чтобы создать условия для удовлетворения этих потребностей и освободиться от дискомфорта неудовлетворенности.

Второй подход обращает внимание на более сложные и менее осязаемые  источники мотивов деятельности, — на ценности. Ценности побуждают людей не только не избегать напряжения, но стремится к нему и поддерживать его на достаточно высоком уровне, откладывая удовлетворение потребностей во имя более высоких целей. Ценности заставляют неограниченно усложнять и напрягать жизнь, вносить изменения в устоявшиеся методы работы, ставить перед собой все более высокие и сложные цели.

Специальные теории мотивации, нацеленные на выявление механизмов управления поведением, подразделяются на две категории: потребностные и когнитивные.

Потребностные теории (иногда их называют содержательными) заключаются в установлении, инвентаризации и группировке тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этом ключе написаны работы Г.Мюррея, А.Маслоу, Д.МакКлелланда и Ф.Герцберга. Одни из этих авторов пытаются составить возможно более полный перечень потребностей, неудовлетворенность которых активизирует поведение (Г.Мюррей, Э.Хилгард); другие ранжируют потребности, устанавливая последовательность их включения в процесс регуляции поведения (А.Маслоу); третьи сосредоточиваются на поиске базовых мотивационных потребностей (Д.МакКлеланд); четвертые дифференцируют потребности на «гигиенические» и «мотивационные» (Ф.Герцберг)

Все перечисленные теории исходят  из того, что люди стремятся повторить  то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Если сотрудник видит, что поставив перед собой какую-то задачу, он удовлетворяет свою потребность в содержательной работе, он будет стремится и в будущем искать аналогичные задачи. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджер должен создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством поведения, приводящего к достижению целей организации.

Информация о работе Организационное поведение