Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:28, отчет по практике
Целью данного отчета по практике является анализ деятельности ОАО «ДЭК».
Объектом исследования является учетная политика организации.
Предметом исследования является взаимосвязь элементов учетной политики и показателей финансового состояния организации.
В ходе анализа учетной политики и данных бухгалтерской отчетности ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» в части, приходящейся на финансовые вложения, было установлено, что они недостоверно отражают фактическое состояние дел в организации: сведения разных форм отчетности противоречат друг другу и расходятся с данными регистров бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н. предписывает самостоятельный выбор организацией единицы бухгалтерского учета. Выбранная единица должна обеспечивать формирование полной и достоверной информации о финансовых вложениях, надлежащий контроль за их наличием и движением. В учетной политике ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» информация о единице бухгалтерского учета финансовых вложений в ценные бумаги отсутствует. Более того, политикой не урегулированы многие альтернативные варианты ведения бухгалтерского учета финансовых вложений, в связи, с чем затрудняется контроль соблюдения организацией принципа последовательности применения выбранного метода ведения учета той, или иной категории финансовых вложений. В ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» для раздельного учета различных финансовых вложений к счету 58 предусмотрено открытие нескольких субсчетов, перечень которых представлен в табл. 11.
Таблица 11. Перечень счетов для учета финансовых вложений по данным Рабочего плана счетов ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт»
Номер счета |
Наименование счета |
58 |
Финансовые вложения |
58-1 |
Краткосрочные инвестиции в облигации государственных и муниципальных займов |
58-2 |
Долевые ценные бумаги (акции) |
58-3 |
Долговые ценные бумаги, депозиты |
По данным таблицы 11 можно сделать вывод о том, что применяемые в ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» аналитика счета 58 не соответствует действующему Плану счетов. К недостаткам аналитического учета финансовых вложений в ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт», следует также отнести отсутствие раздельного учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, что особенно важно для достоверного раскрытия информации по ним в отчетности. В целях устранения выявленных недостатков и создания более прозрачной структуры аналитического учета финансовых вложений в ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт», рекомендуется организовать учет в соответствии с аналитикой, предусмотренной таблицей 12.
Таблица 12. Рекомендуемый перечень счетов учета финансовых вложений ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт»
Номер счета |
Наименование счета |
58 |
Финансовые вложения |
58-1 |
Паи и акции |
58-2 |
Долговые ценные бумаги |
58-2-1 |
Краткосрочные долговые ценные бумаги |
58-2-1-1 |
Облигации |
58-2-1-2 |
Векселя |
58-2-2 |
Долгосрочные долговые ценные бумаги |
58-2-2-1 |
Облигации |
58-2-2-2 |
Векселя |
58-5 |
Краткосрочные долевые ценные бумаги (акции) |
Рекомендуемая аналитика позволяет четко определить величину долевых (счета 58-1, 58-5) и долговых (счет 58-2) ценных бумаг, долгосрочных (счета 58-1, 58-2-2) и краткосрочных (счета 58-2-1, 58-5) финансовых вложений. Таким образом, хотя учетная политика организации и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом.
Принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер), исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент.
Участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности. Исследование учетной политики показало, что выбор вариантов учетной политики осуществляется в ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» с ПБУ и Налоговым кодексом РФ. К недостаткам учетной политики ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» за 2007 - 2008 годы следует отнести отсутствие обязательных по законодательству приложений в виде графика документооборота, порядка проведения инвентаризаций. Однако на 2009 год к учетной политике по ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» в качестве приложений являются рабочий план счетов, график документооборота и график внутреннего аудита хозяйственных операций.
Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.
Поэтому целью исследования учетной политики ОАО «ДЭК Дальэнергосбыт» стало не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.
В соответствии с пунктом
7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной
политики по конкретному вопросу
организации и ведения
Так, согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): «Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)» [67, с. 114].
С точки зрения бухгалтерского учета, базой для исчисления является счет 01 «Основные средства» за вычетом счета 02 «Амортизация основных средств» и счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Тогда, в учетной политике в методическом разделе в отношении основных средств должны быть раскрыты элементы, представленные в таблице 6.
С другой стороны, в соответствии со ст. 275 Налогового кодекса РФ «налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации» [2].
В соответствии с ПБУ 6/01 организации самостоятельно решают, проводить или не проводить переоценку однородных групп основных средств. Принимая решение о проведении переоценки, руководителю следует учитывать, что тогда в последующие годы переоценка должна будет проводиться регулярно. В настоящее время предприятию экономически невыгодно проводить дооценку, так как ее результаты не учитываются при исчислении налога на прибыль, но учитываются при исчислении налога на имущество [47].
Также процедура переоценки требует значительных дополнительных трудовых и финансовых затрат, так как необходимо привлекать независимого оценщика либо создавать собственную комиссию.
Налоговую экономию (по налогу на имущество) может принести лишь уценка основных средств. Два последних элемента, представленных в таблице 6 никакого влияния на налогооблагаемую базу по налогу на имущество не оказывают. Однако в пользу принятия решения о проведении переоценки говорит то, что необходимо повышать достоверность финансовой отчетности, и это позволяет сблизиться с международными стандартами.
Дооценка объектов основных средств приводит к увеличению их остаточной стоимости и, соответственно, начисляемой в дальнейшем амортизации и операционных расходов (из-за увеличения налога на имущество). Уценка ведет к снижению стоимости основных средств, а, следовательно, и налога на имущество.
В ПБУ 6/01 сказано, что в учетной политике должен быть установлен лимит отнесения к основным средствам (максимум 20 000 рублей), исходя из технологических особенностей, следовательно, предприятие может установить лимит и меньше, чем 20000 рублей, и соответственно, у организации станет больше основных средств, по которым амортизация будет начисляться в обычном порядке. Однако в этом случае увеличится сумма на 01 счете, что, в свою очередь, приведет к увеличению начисленного налога на имущество. Поэтому, если предприятие стремится уменьшить свое налоговое бремя, ему следует устанавливать лимит по допустимому максимуму.
Что касается стоимости основных средств, не превышающей 20 000 рублей за единицу, то:
1) во-первых, выбор того или иного способа (то есть начислять амортизацию или единовременно списать на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию) обусловливает последующий режим амортизации, а следовательно, уровень затрат и прибыли;
2) во-вторых, величину операционных расходов (в части налога на имущество). Чем медленнее начисляется амортизация, тем выше остаточная стоимость, тем выше налог на имущество.
В принципе, при выборе того или иного способа разница заключается только во времени. Списывается одна и та же сумма. Себестоимость в итоге все равно будет увеличена на стоимость основного средства. Однако, если списать на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию, себестоимость резко возрастет по сравнению с тем, если бы начислялась амортизация, то есть себестоимость периодически бы увеличивалась на незначительную сумму амортизационных отчислений. С одной стороны, это может негативно отразиться на финансовых показателях (рентабельности). А с другой стороны, данный элемент учетной политики влияет на операционные расходы, позволяя организации уменьшить платежи по налогу на имущество. При единовременном списании основного средства далее не будет начисляться налог на имущество, как если бы это было при начислении амортизации.
Еще одним объектом влияния данного элемента учетной политики является стоимость имущества, поскольку, если предприятие выберет вариант единовременного списания на затраты стоимости основных средств, не превышающих 20 000 рублей за единицу, в первом разделе баланса не будет отражаться их стоимость, то есть меняется структура актива баланса.
Что касается элемента учетной политики относительно порядка включения в состав основных средств объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, то в зависимости от принятой в организации учетной политики рассматриваемые объекты недвижимости, подлежащие государственной регистрации, до момента ее окончания могут учитываться либо на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», либо на счете 01 «Основные средства». Иными словами, только во втором случае соблюдаются все формальные правила бухгалтерского учета при признании объектов в балансе предприятия основными средствами и, соответственно, объектами налогообложения по налогу на имущество. Тем не менее, налоговые органы, как правило, настаивают на обязательности учета таких объектов недвижимости в составе основных средств, что противоречит требованию бухгалтерского учета (имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации). В данном случае бухгалтер должен сделать выбор - учитывать такие основные средства на счете 01 «Основные средства» и начислять по ним амортизацию или учитывать их на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В первом случае объекты, не прошедшие государственную регистрацию, будут включаться в базу по налогу на имущество, а во втором - нет. В первом случае амортизация начисляется (только в целях бухгалтерского учета), а значит, увеличивается себестоимость, во втором - нет. Но зато при выборе первого варианта выполняется требование приоритета содержания над формой, а во втором - нет.
В налоговом учете предусмотрено два метода - линейный и нелинейный. Поскольку учреждения стремятся по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет, в налоговом учете применяют для расчета амортизационных отчислений линейный метод. Порядок исчисления амортизации линейным методом в отношении объекта амортизируемого имущества приведен в п. 3 ст. 259 НК РФ [52]. Ее начисление осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования, которая определяется по формуле:
= (1/n) * 100%, (1)
где:
- норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;- срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Из приведенной формулы видно, что норма амортизации находится в прямой зависимости от срока полезного использования, поэтому следует уточнить, подлежат ли нормы амортизации изменению после завершения работ по восстановлению основных средств, в результате которых увеличиваются стоимость амортизируемого имущества и срок полезного использования [6, с. 84].