Применение маржинального анализа в поиске резервов производственно-экономических показателей молочной подотрасли скотоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы следует считать – поиск резервов увеличения финансовых результатов реализации молока и повышение рентабельности производства.
Достижению поставленной цели соответствуют 3 задачи:
1) анализ динамики финансовых результатов и показателей рента-бельности для выявления общих тенденций и закономерностей;
2) анализ факторов, формирующих сумму прибыли и рентабельности для использования выявленных резервов при разработке комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение этих показателей;

Файлы: 1 файл

Kursovayaпри.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время спрос на продукцию молочного скотоводства в Российской Федерации является стабильным, но далеко не предельным. Среднестатистический житель страны в среднем за год потребляет молока и молочных продуктов значительно меньше (в 2 раза и более), чем предусматривают требования рационального питания человека, что напрямую связано с низкой платежеспособностью населения.

Наращивание объемов производства отечественными товаропроизводителями в ближайшей перспективе тоже маловероятно. В течение последних 3 лет поголовье крупного рогатого скота в Росси сократилось вдвое. Вместе с тем молочная продуктивность коров увеличилась в 1,3 раза.

При дальнейшем развитии тенденции снижения поголовья крупного рогатого скота мы столкнемся со значительным сокращением производства молока, а это должно являться первоочередным вопросом агропродовольственной безопасности Российской Федерации.

Поэтому развитие отрасли мясного скотоводства крайне необходимо и актуально.

Основной целью данной курсовой работы следует считать – поиск резервов увеличения финансовых результатов реализации молока и повышение рентабельности производства.

Достижению поставленной цели соответствуют 3 задачи:

  1. анализ динамики финансовых результатов и показателей рентабельности для выявления общих тенденций и закономерностей;
  2. анализ факторов, формирующих сумму прибыли  и рентабельности для использования выявленных резервов при разработке комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение этих показателей;
  3. разработка комплекса организационно-экономических мероприятий, по практической реализации резервов увеличения финансовых результатов и повышение рентабельности производства, выявленных в ходе анализа.

Для полного изучения метода маржинального анализа в курсовой работе применяются методы производственного левереджа и корреляционно-регрессионного анализа, позволяющие в полной мере оценить факторы влияющих на уровень результатов производственно-финансовой деятельности, а также выявить зависимость одного фактора от другого.

При написании курсовой работы использовались годовые отчеты предприятия за 2004-2008 г.г., нормативные справочники, статистические отчетности и первичные документы хозяйства. В разработке данной темы использованы специальная литература по вопросам учет затрат и анализ финансовых результатов реализации молока.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Понятие маржинального анализа, его возможности,

основные этапы и условия проведения.

В зарубежной практике больше внимания уделяется перспективному (прогнозному) анализу, чем ретроспективному (историческому). Руководители иностранных фирм склонны к тому, чтобы сравнивать разные варианты получения прибыли в будущем, чем тратить время на анализ результатов фактического выполнения стандартных решений. Предприниматель заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и получить максимум прибыли, которая должна быть обоснована соответствующими аналитическими расчетами.

Большую роль в обосновании управленческих решений и максимизации прибыли играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью – и прогнозировании критической и предельной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование предельных величин.

К переменным затратам относятся:

  • транспортные затраты;
  • затраты на оплату труда основных категорий персонала;
  • отчисления на социальные нужды;
  • затраты на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
  • затраты на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  • затраты на рекламу;
  • потери продукции и производственные отходы;
  • расходы на тару;
  • ряд элементов затрат по стать «Прочие расходы».

К постоянным относят:

  • затраты на оплату труда работников аппарата управления, оплачиваемых по должностным окладам;
  • отчисления на социальные нужды;
  • затраты на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
  • амортизация основных средств;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • ряд элементов по статье «Прочие расходы».

Отчисления на социальные нужды относятся к постоянным и переменным затратам, пропорционально соответствующим суммам расходов на оплату труда.

Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень  удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу. Предельные величины в экономике начали исследоваться со второй половины XIX века, когда возникла новая школа – маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затратах и их оптимизации.

Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты – объем продаж – прибыль»:

  • более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов;
  • определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
  • установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
  • исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  • обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Основные этапы анализа:

  1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
  2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
  3. Расчет величины исследуемых показателей.
  4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
  5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  6. Прогнозирование их величины в изменяющееся среде.

Проведение расчетов, основанных на соотношении «затраты – объем – прибыль», требует соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значительного) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен не будет подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Анализ природных и экономических  условий деятельности предприятия

Территория СХПК имени Ульянова расположена в западной части Ядринского района Чувашской Республики. Центральная усадьба хозяйства находится в селе Ойкас-Асламасы, расположенной в 23 км от районного центра – города Ядрина и 56 км от республиканского  центра – города Чебоксары. Ближайшая железнодорожная станция Шумерля находится на расстоянии 52 км от центра усадьбы СХПК имени Ульянова. Через территорию хозяйства проходит шоссейная дорога Чебоксары – Шумерля.

СХПК имени Ульянова относится к сельскому поселению Большечурашевское, который объединяет населенные пункты Лешкас-Асламасы, Ойкас-Асламасы, Вурманкас-Асламасы.

Территория землепользования СХПК имени Ульянова входит в первый агроклиматический район Чувашской Республики, который характеризуется умеренно континентальным теплым летом, умеренно холодной зимой и хорошо выраженными переходными сезонами. По данным Чебоксарской метеорологической станции среднегодовая температура воздуха составляет +2,9оС. Продолжительность безморозного периода в среднем составляет 146 дней. Климатические условия зоны расположения хозяйства по поступлению тепла и влажности позволяют получить высокие урожаи возделываемых в республике сельскохозяйственных культур.

Территория СХПК имени Ульянова относится к Приволжскому агропочвенному району Чувашской Республики. Рельеф этого района сильно волнистый, местами волнисто холмистый, глубоко и часто расчлененной овражно-балочной сетью. По данным почвенных обследований на территории хозяйства расположены почвы следующих типов: серые лесные, аллювиальные и овражно-балочный комплекс с местами дерново-подзолистыми почвами. Преобладают серые лесные почвы. Почвообразующими породами здесь являются покровные лесоводные суглинки и глины, современные делювиальные отложения, реже элювий пермских пород и современные аллювиальные отложения.

По территории хозяйства протекают реки Ошмашка и Штранга, которые впадают в Вылу. Они относятся к малым рекам и характеризуются бурным, но кратковременным половодьем, во время которого проходит до 90 % годового стока воды. Основной источник их питания снеговой.

Вид деятельности СХПК имени Ульянова состоит в производстве продукции растениеводства: зерна, кормовых культур; животноводства: молока и мяса. В составе кооператива имеются полеводческая бригада, тракторный парк, автомобильный парк, две молочно-товарные фермы, ферма по откорму и выращиванию КРС, свиноводческая ферма, имеется мастерская по ремонту тракторов, автомашин и сельхозмашин, пилорама, мельница. Основные пункты реализации сельскохозяйственной продукции – г. Ядрин.

Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации и концентрации производства. Специализация и концентрация сельскохозяйственного производства развиваются под воздействием двух тенденций с одной стороны, углубление общественного разделения труда содействуют более узкой специализации, а с другой – особенности сельскохозяйственного производства (сезонность, особая роль земли и тесная связь растениеводства и животноводства) вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий.

Сельскохозяйственная освоенность земель хозяйства высокая, 1142 га общей площади землепользования занимают  сельскохозяйственные угодья, в составе которых пашня занимает 94,2%, сенокосы – 1,4%, пастбища 4,3%. Средняя численность работников в хозяйстве составляет 97 человек. Среднемесячная заработная плата на 1 работника составляет 2267 рублей. Ведется работа по обучению работников животноводства и механизаторов. Механизаторы ежегодно перед началом весеннее- полевых работ проходят обучение.

 

2.2. Анализ финансовых результатов  и финансового состояния предприятия

Таблица 2.1

Расчет коэффициента специализации предприятия

п/п

Отрасль

Денежная выручка

Порядковый номер отрасли (i)

2i-1

Ymn(2i-1)

сумма, тыс. руб.

% к итогу (Ymn)

1.

Растениеводство

3 321

32,69

2

3

98,07

2.

из них: зерно

3 319

32,68

3

5

163,4

3.

Животноводство

6 839

67,31

1

1

67,31

4.

из них: молоко

2 734

26,91

4

7

188,37

5.

мясо КРС

290

2,85

6

11

31,38

6.

свиноводство

1 749

17,21

5

9

154,89

7.

свинина

26

0,29

7

13

3,77

Итого пос.-х. производству

10 160

100,0

Х

Х

707,19

Информация о работе Применение маржинального анализа в поиске резервов производственно-экономических показателей молочной подотрасли скотоводства