Применение маржинального анализа в поиске резервов производственно-экономических показателей молочной подотрасли скотоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы следует считать – поиск резервов увеличения финансовых результатов реализации молока и повышение рентабельности производства.
Достижению поставленной цели соответствуют 3 задачи:
1) анализ динамики финансовых результатов и показателей рента-бельности для выявления общих тенденций и закономерностей;
2) анализ факторов, формирующих сумму прибыли и рентабельности для использования выявленных резервов при разработке комплекса организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение этих показателей;

Файлы: 1 файл

Kursovayaпри.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

 

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли. Выше дается данные показатели с данными используемые в методике и ее результаты исчисления.

 

3.2. Маржинальный анализ прибыли  производства молока

В последнее время большой интерес вызывает методика маржинального анализа прибыли, широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями, в основу которой положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные. В отличие от сложившейся методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет полнее учесть взаимосвязи между показателями, точнее измерить влияние факторов и на основании этого эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

При факторном анализе прибыли, применяемом в нашей стране, обычно используют следующую модель:

П = VРП*(Ц – С), где П – сумма прибыли; VРП – количество (масса) реализованной продукции; Ц – цена реализации; С – себестоимость единицы продукции.

В данном случае исходя из предположения, что все факторы этой модели изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему продаж при условии реализации рентабельной продукции. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.

Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимость. При увеличении объема производства (реализации) себестоимости единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = VРП*(p – b) – A, где p – цена единицы продукции; b – переменные затраты на единицу продукции;  A – постоянные затраты на весь ее выпуск.

Эта модель используется при анализе прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат. Для анализа возьмем данные из таблицы 3.1 и проведем факторный анализ прибыли от реализации молока.

Таблица 3.2

Факторный анализ прибыли

Показатель

Значение показателя

Отклонение,

руб.

факт (2008 г.)

план (2009 г.)

Объем реализации молока, ц

Цена реализации 1 ц молока, руб.

Себестоимость 1 ц молока, руб.

Переменные затраты на 1 ц молока, руб.

Постоянные затраты на 1 ц молока, руб.

Прибыль, руб.

2984

747

589,89

207

1142910

468798

6920

800

700

363

2331568

692000

2125899

366798

 

-1080837

-1188658

223202


 

Расчет влияния факторов произведем способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановый уровень факторных показателей на фактический:

П0 = VРП0 (p0 - b0)-А0 =

2984 (747-207)- 1142910=468798 руб.;

Пусл1 = VРП1 (p0 - b0)-А0 =

6920 (747-207)- 1142910= 2594697 руб.;

П усл2 = VРП1 (p1 - b0)-А0 =

6920 (800-207)- 1142910=2961495 руб.

П усл3 = VРП1 (p1 - b1)-А0 =

6920 (800-363)- 1142910= 1880658 руб.

П1 = VРП1 (p1 - b1)-А1 =

6920 (800-363)- 2331568=692000 руб.

Общее изменение прибыли составляет:

ΔПобщ =692000-469798= 223202 руб.

В том числе произошли изменения за счет:

  1. количества реализованной продукции

ΔПVРП = Пусл1 - П0= 2594697 -468798 = 2125899 тыс.руб.

  1. цены реализации

ΔПp = Пусл2 - Пусл1 = 2961495 – 2594697 = 366798 тыс.руб.

  1. удельных переменных  затрат

ΔПb = П усл3 - П усл2 = 1880658 -2961495 = -1080837 тыс.руб.

  1. суммы постоянных затрат

ΔПА =П усл3 - П1 = 1880658 – 692000 = -1188658 тыс.руб.

 

3.3. Анализ безубыточности производства  молока

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии «затраты – объем продаж – прибыль». Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись графическим способом (рис. 0).

График состоит из двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат, и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции, в зависимости от изменения объемов реализации.

На оси абсцисс откладывается объем реализации в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

Прямые затрат и выручки пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 2116 ц. Интервал в объеме продаж от 0 до 2116 ц представляет собой зону убытков. Если объем реализации превышает 2116 ц, прямая затрат оказывается под прямой доходов, а это означает, что предприятие работает прибыльно.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными расходами. Следовательно, графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВД, который в свою очередь состоит из двух отрезков – отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов.

 

Рис. 3.1. График безубыточности.

Кроме графического можно использовать и аналитический способ. Аналитический способ расчета безубыточности объема реализации и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью довольно быстро рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема реализации в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода покрытия в выручке:

Вкр = А / Дмп = 1142910 / 0,723 = 1580788 руб.

Для одного вида продукции безубыточный объем реализации можно определить в натуральном выражении:

VРПкр = А / (р – b) = 1142910 / (747 – 207) = 2116,5 ц.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

VРПкр = А : МД * 100% = 1142910: 1611708 * 100% = 70,9%.

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

VРП = (А + П) / (р – b).

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

ЗБ = (В – Вкр) / В  = (2229032 – 1580788) / 2229032 =0,29.

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = (VРП - VРПкр) / VРП = (2984 – 2116,5) / 2984 = 0,29.

Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации, издержек и прибыли, выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

  • переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;
  • производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
  • удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), то есть объем реализации соответствует объему производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.

 

3.4. Производственный левередж молока

Производственный левередж используется для оценки факторов влияющих на уровень от продаж продукции, товаров, услуг. В буквальном смысле левередж понимают как рычаг при небольшом усилии, которого можно существенно изменить результаты производственно-финансовой деятельности.

Производственный левередж – это потенциальная возможность влиять на прибыль с помощью изменения структуры себестоимости, объема производства, отпускной цены.

Структура себестоимости или соотношения между постоянными и переменными частями затрат зависит от технической и технологической стратегии предприятия и его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные фонды обуславливает рост постоянных и относительно сокращение переменных затрат.

Производственный левередж, прежде всего, применяется в управлении постоянными затратами. При повышении доли постоянных затрат увеличивается уровень производственного левереджа или степень производственного риска.

Производственный риск обуславливается недополучением выручки необходимой для возмещения постоянных затрат.

 

Коэффициент производственного левереджа рассчитывается по формуле:

Кпл =

(р – b)* VРП

(р – b)* VРП – А


где p – цена единицы продукции; b – переменные затраты на единицу продукции;  A – постоянные затраты на весь выпуск продукции.

В нашем случае при объеме реализации 2984 ц, цене реализации 747 руб./ц, переменных затратах 207 руб./ц, постоянных затратах 1142910 руб. – коэффициент производственного левереджа будет равняться 3,44.

Это значит, что каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся структуре затрат обеспечивает прирост прибыли на 3,44%.

Таблица 3.3

Предполагаемые варианты событий в будущем периоде

Показатели

Вариант

 

1

2

3

2008

  1. Реализовано молока, ц

6920

6920

6920

2984

  1. Выручка, руб.

5169202

5169202

5536000

2229032

  1. Цена реализации 1 ц молока, руб.

747

747

800

747

  1. Полная себестоимость всего, руб.

2534951

2761762

4843090

1760234

                      в т.ч. 1 ц молока, руб.

366,3

399,1

699,9

589,89

  1. Постоянные затраты всего, руб.

1220151

1329322

2331130

1142910

  1. Переменные затраты всего, руб.

1314800

1432440

2511960

617323

                      в т.ч. 1 ц молока, руб.

190

207

363

207

  1. Прибыль от реализации, руб.

2634251

2407440

692910

468798

                      в т.ч. 1 ц молока, руб.      

380,67

347,9

100,1

157,1

  1. Маржинальный доход всего, руб.

3854402

3736762

3024040

1611708

                      в т.ч. 1 ц молока, руб.

557

540

437

540

  1. Доля маржинального дохода к выручке

0,745

0,723

0,546

0,723

  1. Точка безубыточности: в натуральном

выражении, ц

2191

2462

5334

2116,2

              в стоимостном выражении, руб.

1636677

1839114

4267200

1580788,4

  1. Зона безопасности, %

68,34

64,42

22,92

29,08

                в натуральном выражении, ц

4729

4458

1586

868

Коэффициент производственного левереджа

1,46

1,55

4,36

3,44

Производственный риск

0,42

0,45

1,27

1

         

Информация о работе Применение маржинального анализа в поиске резервов производственно-экономических показателей молочной подотрасли скотоводства