Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследование сущностных аспектов прямых налогов;
изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
Ведение
1. Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней
2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
2.3 Состав и структура прямых налогов в доходах местных бюджетов РФ
3. Пути увеличения доходов бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Ранее предполагалось, что единый налог вступит в силу с 1 января 2010 года. Однако к началу функционирования закона существуют и технические препятствия, а именно, единый налог на недвижимое имущество будет рассчитываться исходя из рыночной, а не инвентаризационной стоимости объекта, как сейчас. Процедура такой оценки на законодательном уровне ещё не установлена, а после того как это будет сделано, необходимо будет провести массовую оценку зданий по всей стране.
Также переход
к налогообложению
Кроме того, должны быть разработаны ставки налога на недвижимость. Для налогоплательщиков ставка может стать различной, это связано с тем, что налоговая нагрузка на граждан, особенно с низкими доходами, не должна увеличиваться. Например, предполагается вариант, когда граждане, имеющие единственное жильё, будут платить символическую сумму, а для тех, у кого есть две и более квартиры или дома, будут платить повышенный налог.
Одновременно с реформой системы налогообложения идёт реформа системы учета и оформления недвижимости – учёт зданий объединяется с учётом земельных участков, таким образом, будет упрощена процедура оформления недвижимости.
Следует отметить, что о том каков будет единый налог на недвижимость пока рано, однако можно однозначно сказать, что он будет выше налогов, которые уплачиваются собственниками сейчас, так как будет исчисляться исходя из рыночных цен, а они значительно выше стоимости БТИ и кадастровых оценок.
Введение налога на недвижимость должно будет привести к сокращению способов ухода от налогообложения, к упрощению налогового контроля за полнотой уплаты налога в бюджет, к более полному привлечению недвижимого имущества к налогообложению, к обложению недвижимости на основе реально сложившихся стоимостных показателей. Методы взимания нового налога на недвижимость призваны привести к единому показателю существующие методики исчисления отдельных налогов на отдельные объекты недвижимости, что приведет к стимулированию развития рынка недвижимости, его легализации и будет способствовать наиболее рациональному и прибыльному ее использованию [Елкина, c.13].
В настоящее время предполагается, что налог будет введен не раньше 2012 года, а не в 2010 году как предполагалось ранее, причин для этого сразу несколько. В первую очередь, это кризис на муниципальном уровне бюджетной системы: реформа может оказаться для них в 2010 году слишком дорогой и требовать новых вливаний и без того кризисных региональных бюджетов. Второй момент – отставание с планами создания единого земельного кадастра: базой для исчисления суммы налога должна стать именно кадастровая оценка, создание же единого кадастра земель и недвижимости в России идет не так быстро, как планировал Белый дом. Наконец, очевидно, что сейчас правительство просто не хочет предоставлять муниципалитетам возможность экспериментировать со ставками налога (проекты 2005-2009 годов предполагали возможность устанавливать свои ставки, ограниченные лишь максимумом). Налог на недвижимость, ставки которого ранее могли беспокоить лишь физические лица, в условиях кризиса может затронуть интересы и юридических лиц.
Опыт
стран с развитой рыночной экономикой
показывает, что налог на недвижимость,
базой которого является рыночная или
близкая к ней стоимость, –
это эффективный фискальный и
стимулирующий инструмент, который,
с одной стороны, является основой
благополучия местного бюджета, с другой
– создает условия для
При реформировании транспортного налога, следует учитывать, что большая часть транспортных средств используется свыше установленного срока эксплуатации. Поэтому при исчислении транспортного налога для таких транспортных средств, следовало бы установить понижающий коэффициент. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Это приведет к снижению поступления налога в бюджет, однако будет положительным моментом с точки зрения социальной справедливости.
Следует обратить внимание на разработку проектов нормативных актов об ужесточении штрафных санкций за неуплату транспортного налога, потому что есть такие категории транспортных средств, по которым годовая сумма транспортного налога значительно меньше, чем сумма штрафов, например, водные транспортные средства. То есть, когда проходят проверки и выявляется неуплата налога, штраф оказывается значительно меньше, и поэтому выгоднее для владельца транспортного средства.
Также дело
обстоит с популярными в
Особое внимание следует уделить налаживанию информационного обмена о зарегистрированных автотранспортных средствах между органами МВД России и ФНС России [Смолен, c.10].
Огромное
значение в дальнейшем должно быть
также уделено мерам по совершенствованию
налогового администрирования прямых
налогов, направленным, с одной стороны,
на пресечение имеющейся практики уклонения
от налогообложения путем
Таким образом, в целях повышения доходов бюджета целесообразно введение дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти, что обеспечило бы более справедливое изъятие у недропользователей дифференциальной платы, обусловленной объективными различиями природных факторов, влияющими на себестоимость добычи полезных ископаемых.
Предлагается
вернуться к прогрессивной
Следует ввести местный налог на недвижимость жилого назначения, который заменить налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. Введение этого налога должно обеспечить перераспределение соответствующей налоговой нагрузки с граждан, располагающих невысокими доходами и которые, как правило, имеют в собственности недорогое жилье, на обеспеченные слои населения; В рамках реформирования транспортного налога, рекомендуется установить понижающий коэффициент, связанный со сроком службы транспортного средства, что способствует социальной справедливости и защиты малообеспеченных слоев населения.Кроме того, для повышения доходов бюджетов за счет прямых налогов необходимо:
-активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;
-стимулировать привлечение инвестиций на территории;
-развивать объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширять доступ предпринимателей к информационным ресурсам, принимать действенные меры по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
-проводить инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению.
Заключение
В настоящее время прямые налоги в РФ являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней.
Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на наследство; налоги на доход с недвижимого имущества; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж, ресурсные платежи и др.
Эффект
преимущественного
К специфическим
особенностям, присущим прямым налогов
можно отнести следующие
В процессе
эволюции налоговой системы России
произошла переориентация с доминирования
прямых налогов в доходах
Анализ зарубежного опыта построения эффективной налоговой системы показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и интересы налогоплательщиков, является экономически обоснованное сочетание прямого и косвенного налогообложения.
В большинстве
стран сложилась вполне сопоставимая
структура налоговых
Исходя из зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.
Анализ общих доходов
Сравнительный анализ роли прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета показал, что налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета в 2006-2008 гг. можно считать системой, построенной на преобладании прямого налогообложения. За рассматриваемый период рост поступлений доходов от прямых налогов значительно превышает рост косвенных налогов.
Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 31 процентов, налог на прибыль – 15 процентов, единый социальный налог – 10 процентов, государственная пошлина – 1 процент.
Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов