Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследование сущностных аспектов прямых налогов;
изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней
2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
2.3 Состав и структура прямых налогов в доходах местных бюджетов РФ
3. Пути увеличения доходов бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 152.05 Кб (Скачать файл)

Положительная динамика поступлений от указанных  налогов вызвана ростом деловой  активности российских предприятий, увеличением  их прибыли, ростом заработной платы, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти  и газа, и среднегодового курса  доллара и евро.

Проведенный анализ поступлений прямых налогов  в доходы бюджета Республики Татарстан  показал, что прямые налоги занимают существенную долю, более 80 процентов  всех налоговых доходов. Наблюдается  рост доли прямых налогов за рассматриваемый  период в налоговых доходах бюджета  на 3,5 процентов. При этом основным налоговым  доходным источником бюджета Республики Татарстан в 2008 году являются налог  на прибыль организаций, и налог  на доходы физических лиц, удельный вес  которых в совокупности составляет 72,5 процентов. Следует отметить, что  в 2008 г. резко уменьшаются объемы поступлений по налоговым дохода, и существенно увеличиваются  объемы безвозмездных поступлений, что вызвано мировым финансово-экономическим  кризисом. Финансово-экономический  кризис оказал отрицательное влияние  на все отрасли народного хозяйства  и инфраструктуры.

В бюджете  муниципального образования г.Казани в 2008 году прямые налоги занимают 100 процентов налоговых доходов и 50,3 процентов общей суммы доходов бюджета, наблюдается рост удельного веса налоговых доходов на 21,2 процента. В доходах бюджетов местного уровня косвенные налоги полностью отсутствуют, а доходы формируются полностью за счет прямых налогов, таких как земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на доходы физических лиц. Основным налоговым доходным источником бюджета муниципального образования г.Казани в 2008 году является налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 56,9 процентов. В целях повышения доходов бюджета целесообразно введение дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти, что обеспечило бы более справедливое изъятие у недропользователей дифференциальной платы, обусловленной объективными различиями природных факторов, влияющими на себестоимость добычи полезных ископаемых.

Предлагается  вернуться к прогрессивной шкале  налогообложения по налогу на доходы физических лиц и установить ставку в размере 10 процентов на те виды деятельности, где происходит укрытие  от налогообложения значительной части  доходов, и затруднен или вообще невозможен налоговый контроль за ними (сдача в аренду жилых и нежилых помещений).

Следует ввести местный налог на недвижимость жилого назначения, который заменить налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. Введение этого налога должно обеспечить перераспределение соответствующей налоговой нагрузки с граждан, располагающих невысокими доходами и которые, как правило, имеют в собственности недорогое жилье, на обеспеченные слои населения.

В рамках реформирования транспортного налога, рекомендуется установить понижающий коэффициент, связанный со сроком службы транспортного средства, что способствует социальной справедливости и защиты малообеспеченных слоев населения.

Кроме того, для повышения доходов бюджетов за счет прямых налогов необходимо:

-активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;

-стимулировать привлечение инвестиций на территории;

-развивать объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширять доступ предпринимателей к информационным ресурсам, принимать действенные меры по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

В современной России сегодня в  конечном итоге система мобилизации  прямых налогов в бюджетную систему  РФ для гражданина должна обеспечить:

-установление налогового бремени соразмерного платежными способностями населения;

-прозрачность налоговой системы, в том числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;

-создание партнерских отношений с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;

-возможность влияния на налоговую политику государства.

Для государства  должна обеспечить:

-формирование налоговой системы, реально способствующей повышению экономической активности всех участников экономического процесса;

-обеспечение бюджетов всех уровней надежными источниками доходов;

-установление единой системы налогового администрирования в рамках единой вертикали власти.

 

 

Список использованных источников

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 09.04.2009.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон (часть первая от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.): офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2009.

3. O бюджете Республики Татарстан на 2006 год: Закон РТ от 04.12.2005 г., № 60-ЗРТ//Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. – 2005.- № 48.

4. O бюджете Республики Татарстан на 2007 год: Закон РТ от 07.12.2006 г., № 129-ЗРТ//Ведомости Государственного Совета Татарстана.- 2006.- № 12.

5. O бюджете Республики Татарстан на 2008 год: Закон РТ от 30.11.2007 г., № 71-ЗРТ//Республика Татарстан.-2007.-№ 239.

6. O бюджете муниципального образования г. Казани на 2006 год: Решение Казанского Совета народных депутатов от 10.12.2005 г., № 21-21//Казанские Ведомости.-2005.-№ 292.

7. O бюджете муниципального образования г. Казани на 2007 год: Решение представительного органа муниципального образования от 24.12.2006 г., № 19-5// Казанские Ведомости.-2006.- №301/302.

8. O бюджете муниципального образования г. Казани на 2008 год: Решение Казанской городской Думы от 11.12.2007 г., № 19-14//Казанские Ведомости.-2007.- № 287.

9. О бюджетной политике в 2008-2010 годы: бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007г.

10. Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс 2007. – 189, [1] с. – (Высшее образование).

11. Косов М.Е. Налогообложение физических лиц: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение»/М.Е. Косов, И.В. Осокина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 367с.

12. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2007. - 134 с.

13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/О.И. Мамрукова. – 7-е изд., переработ. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008. – 302с. – ил., табл. – (Высшее финансовое образование).

14. Налоги и налогообложение, 5-е изд./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.: ил. – (Серия «учебник для ВУЗов»).

15. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям/[Д.Г. Черник и др.] под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2008. – 311с.

16. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2007. – 320с.

17. Налоги и налогообложение : учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2007. – 304с.

18. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова. – М.: Эксма, 2008. – 496с. – (Высшее экономическое образование).

19. Налоги и налогообложение : Учебное пособие / Перов А.В., Толкушкин А.В. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 720с.

20. Налоги : Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656с.: ил.

21. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464с.: ил.

22. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников А.С. //Под ред. Букаева Г.И. История налогов России: важнейшие даты, факты и события.– М.: Гелиос АРВ, 2002.– С.240.

23. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги налогообложение: учебное пособие-6-е издание, перераб. и доп. – М: Юрайт, 2005. – 799 с.

25. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России: учебное пособие/М.А. Петров. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 403, [1]с. – (Высшее образование).

26. Пепеляев С.Г. Налоговое право: учебник. – М.: Проспект, 2005. – 351с.

27. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 344 с.

28. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 834с. – (Высшее образование)

29. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

30. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги налоговое планирование в мировой экономике: учебное пособие. – М.: Альянс, 2005. – 260 с.

31. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоги и налогообложение: Краткий курс/ А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 320с.

32. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран:Европа и США: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002 – 174 с.

33. Финансовое право: Учебник . 3-е изд., перераб. и доп. / отв. Редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006. – 587 с.

34. Черник Д.Г. Налоги: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 279 с.

35. Лермонтов Ю.М. Доходные составляющие федерального бюджета 2007 года // Налоговая политика и практика. – 2007. - № 11. - с.21.

36. Смолин Е.В. Об особенностях преобразований системы прямого налогообложения России // Налоговое планирование. - 2007. - № 1. - с.7-10.

37. O бюджете муниципального образования г. Казани на 2007 год: Решение представительного органа муниципального образования от 24.12.2006 г., № 19-5// Казанские Ведомости.-2006.- №301/302.

38. Бычков С.С. Администрирование поступлений в бюджетную систему РФ // Право и экономика. – 2006. - № 1. – с.34-35.

39. Елкина С.С. К вопросу о налогообложении недвижимости //Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2006. - № 4. - с.13.

40. O бюджете муниципального образования г. Казани на 2008 год: Решение Казанской городской Думы от 11.12.2007 г., № 19-14//Казанские Ведомости.-2007.- № 287.

41. Минаев Б.А. О требующих решения проблемах в области налогообложения // Налоговый вестник. – 2006. - № 4. - с.24.

42. Никитин С.М. Социальные налоги в развитых странах: особенности, тенденции, последствия // Деньги и кредит. - 2007. - № 2. - с.41-50.

43. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2006. - № 20. - с.23-25.

44. Князев В.Г. Налоги в странах - членах ЕС / В.Г.Князев, Б.В.Попов Финансы. - 2003. - № 5. - с.75-78.

45. Березин М.Ю. Недвижимость и российские налоги // Финансы. - 2007. - № 8. - с.26-27.

46. Бобоев М.Р. О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации / М.Р.Бобоев, Д.В.Наумчев // Налоговый вестник - 2005. - № 9. - С.17-20.

47. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Дашков и К., 2005. – 654 с.

48. Годин А.М. и др. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Дашков и К, 2007. – 278 с.

49. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацило М.К. История налогов в России. IX – начало XX а. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 322 с.

50. Тютюрюков Н.Н. Региональные и местные налоговые доходы // Финансы. – 2009. – №4.

51. Че А.Ю. Прогрессия при налогообложении доходов физических лиц // Налоговая политика и практика. – 2008. - № 7.

52. Юмаев М.М. Ресурсные и имущественные налоги, сборы и платежи: итоги и перспективы// Налоговый вестник. - 2008. - № 2.

53. Сокол М.П. Подоходное налогообложение физических лиц в свете современной налоговой политики применения налога на доходы физических

лиц // Налоговый вестник. – 2009. - № 1.

54. Синельников-Мурылев С., Баткибеков С., Кадочников П., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации. - Вопросы экономики. - 2004. - № 6.

55. Попова А.А., Дрожжина В.А. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник. – Инфра – М, 2008.

56. Кашин В.А. Налоговая система: Как ее сделать эффективной // Финансы. – 2008. - №10.

57. Караваева И.В. О тенденциях изменений в налоговой сфере // Финансы. – 2009. - №5.

58. Голубева Н.В. Исчисляем земельный налог по новым правилам // Российский налогвый курьер. – 2006. - №4.

 

 

Приложение 1

 

Налоговые поступления России во второй половине XIX века, в млн. рублей

Годы

1867

1877

1887

1897

Всего доходов, в том числе:

294,3

421,7

514,4

617,1

Прямые налоги

Подушные подати

37,2

56,8

1,1

1,3

Оброчная подать

34,0

33,8

2,4

2,4

Налоги местные с земель

10,6

16,4

19,9

16,5

Налог на недвижимые имущества в городах 

2,1

4,3

6,3

7,8

Государственный поземельный налог 

-

7,7

12,4

8,0

Промысловый налог 

9,5

15,0

28,9

46,6

Налог с денежных капиталов 

-

-

11,7

15,6

Квартирный налог 

-

-

-

3,2

Косвенные налоги

Таможенные пошлины 

38,0

52,6

97,0

95,6

Акцизы 

Питейные 

133,9

190,9

257,7

280,1

Табачный 

7,0

12,6

24,1

35,3

Соляной

6,8

9,1

-

-

Нефтяной 

-

-

-

22,8

Спичечный

-

-

-

7,1

Пошлины

Гербовые 

6,9

9,6

18,2

28,3

Крепостные, канцелярские, судебные

6,3

10,3

15,2

26,3

С имуществ, переходящих безмездными  способами 

-

-

3,8

5,4

С паспортов 

2,0

2,6

3,6

2,3

С застрахованных от огня имуществ

0,2

0,1

3,5

3,1

С пассажиров и грузов большой скорости

-

-

8,6

9,7

Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов