Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследование сущностных аспектов прямых налогов;
изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней
2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
2.3 Состав и структура прямых налогов в доходах местных бюджетов РФ
3. Пути увеличения доходов бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 152.05 Кб (Скачать файл)

Такой принцип  налогообложения большинством экономистов  мира считается наиболее справедливым.

Однако  следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные  — прямая форма налогообложения  требует сложного механизма взимания  налогов, так как связана с  достаточно сложной методикой  ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

2. Контрольные  — контроль поступления прямых  налогов требует существенного  расширения налогового аппарата  и разработки современных методов  учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские  — прямые налоги связаны с  возможностью уклонения от уплаты  налогов из-за несовершенства  финансового контроля и наличия  коммерческой тайны.

4. Бюджетные  — прямое налогообложение требует  определенного развития рыночных  отношений, так как только в  условиях реального рынка может  формироваться реальная рыночная  цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Также к  недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные налоги. [Тарасова, с 30]

Реальными налогами облагаются отдельные  виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.

Реальные налоги взимаются в  силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот.

В зависимости от объекта обложения  различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог  с наследств и дарений и  др.

Социально-экономическая  сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени  присущие прямым налогам.

Одна  из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и  местного самоуправления финансовыми  ресурсами [Горбунов, с. 332]

Посредством фискальной функции реализуется  главное назначение налогов —  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая  функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий  налогообложения. Взимая налоги, государство  всегда влияет на поведение экономических  субъектов — физических и юридических  лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Налоги  влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит  соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.[4, с. 23-24]

При использовании налоговых льгот  для смягчения социального неравенства  проявляется социальная функция  налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны  друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Итак, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на собственность или доход; к косвенным – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.

Прямые  налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение.

Социально-экономическая  сущность прямых налогов раскрывается через его функции. Основными  функциями присущими прямым налогам  относятся:

  • фискальная;
  • регулирующая;
  • социальная.

 

 

1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов

 

Принятие Конституции Российской Федерации, Бюджетного и Налогового кодексов, а также корректировка  федерального и регионального законодательства с целью приведения его в соответствие с новыми принципами федеративных отношений  и местного самоуправления способствовало повышению роли нормативно-правового  регулирования на всех уровнях бюджетной  системы Российской Федерации.

Доходы бюджетов Российской Федерации  формируются в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о  налогах и сборах и законодательством  об иных обязательных платежах.[БК РФ]

 В соответствии со статьей  41 БК РФ доходы бюджетов образуются  за счет:

  • налоговых доходов;
  • неналоговых доходов;
  • безвозмездных поступлений.

Доходам бюджета посвящен весь раздел II Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходам федерального бюджета посвящена глава 7 БК РФ, доходам регионального бюджета глава 8, доходам местных бюджетов глава 9. Остановимся подробнее прямых налогах. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, перечень которых определяется статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому к прямым налогам относятся:

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- регулярные платежи за добычу  полезных ископаемых;

- сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- водный налог;

- единый социальный налог;

- государственные пошлины.

Согласно статье 12 Налогового кодекса  РФ федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.[нк рф]

Налогу на прибыль организаций  посвящена глава 25 Налогового кодекса  РФ, которая введена Федеральным  законом от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ. В ней  определяются налогоплательщики, объект налогообложения, порядок определения  доходов, классификация доходов, расходы, группировка расходов, налоговая  база, налоговый период, отчетный период и другое. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %. Например в Республике Татарстан действует закон 53-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" и закон 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций - резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан»

Глава 26 Налогового кодекса РФ регулирует налог на добычу полезных ископаемых, она определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую  база, налоговый период, ставки, порядок  исчисления и сроки уплаты налога и т.д.

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов регулируется главой 25.1. Налогового кодекса РФ, которая  введена Федеральным законом  от 11.11. 2003 г. № 148-ФЗ. Глава 25.1. устанавливает  плательщиков сборов, объекты обложения, ставки сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки уплаты, порядок зачисления и т.д.

Водный налог регулируется главой 25 НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2005 года (введена Федеральным  законом от 28.07.2004 г. №83-ФЗ). Налоговый  кодекс определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговую  базу, налоговый период, налоговые  ставки, порядок исчисления, порядок  и сроки уплаты налога.

Единый социальный налог регулируется главой 24 НК РФ, которая вступила в  силу 1 января 2001 г. (Федеральный закон  от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ) смысл введения налога заключается в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых  плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов осуществляющих контроль за их уплатой.

Налоговым кодексом устанавливаются  налогоплательщики, объект налогообложения, налоговую база, налоговые льготы, налоговый период, ставки налога, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты и т.д.

С 2010 г. ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное страхование (Федеральный  закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования»)

Рассмотрим прямые налоги регионального  бюджета, которые, формируются за счет региональных налогов и отчислений от федеральных налогов.

В соответствие со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ зачислению в бюджеты субъектов  РФ подлежат налоговые доходы от следующих  региональных налогов:

  • налога на имущество организаций;
  • налога на игорный бизнес;
  • транспортного налога.

Данной статьей определен  также перечень налоговых доходов  бюджетов субъектов РФ от федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами. Так, например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 70%, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30%, налог на добычу углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых по нормативу 60%. 

Региональные налоги, как  указано в статье 12 НК РФ, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые установлены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам определяются НК РФ. Кроме того, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со статьей 59 БК РФ законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом.

Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов