Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
исследование сущностных аспектов прямых налогов;
изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов
1.2 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней
2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
2.3 Состав и структура прямых налогов в доходах местных бюджетов РФ
3. Пути увеличения доходов бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 152.05 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  состав и структуру налоговых  доходов бюджета Пензенской области, представленных в Приложении 7. По данным таблицы мы видим, что поступления  налоговых доходов меньше почти  в 6 раз, и составляет в абсолютной величине 11 838,95 млн. руб. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается положительна динамика поступлений налоговых доходов в бюджет Пензенской области. В Пензенской области распределение происходит несколько иначе. Основную долю в доходах занимают налоги на доходы физических лиц. На второе место приходится налог на прибыль организаций. Третье – на акцизы.

Структура налоговых доходов бюджета Пензенской области за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.2.3

 

Рис. 2.2.3.  Структура налоговых доходов бюджета Пензенской области за 2009 год

 

Структура поступлений прямых налогов в  бюджет Пензенской области за 2009 год  показывает, что наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 38 процентов. Затем следует  налог на прибыль организаций - 22 процента всех поступлений, косвенные  налоги – 17 процентов, налог на имущество  организаций – 16 процентов, налог, взимаемый  в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 4 процента, и транспортный налог – 3 процента. Мы видим, что на рисунке не отображаются налог на игорный бизнес, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, единый сельскохозяйственный налог и государственные пошлины, это связано с тем, что доля поступлений от данных налогов незначительна и в совокупности составляет менее 0,5 процента.

Наглядно  представим структуру основных налоговых  доходов трех изучаемых регионов за 2009 год на рис. 2.2.4.

 

Рис. 2.2.4. Структура налоговых доходов  бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области  за 2009 год

 

На рисунке  видно, что основную долю доходных источников всех трех регионов составляют налог  на прибыль и налог на доходы физических лиц, но если в бюджете РТ и РБ преобладает первый, то в Пензенской области наоборот наблюдается преобладание налога на доходы физических лиц. Это  говорит о том, что в данной области налоговые отчисления граждан  являются основным источником поступлений. Необходимо отметить, что удельный вес налога на имущество в общей  доле поступления от прямых налогов  Пензенской области заметно выше, чем в республиках.

Итак, рассматривая структуру доходной части бюджетов Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Пензенской области можно сделать  вывод о том, что в Республике Татарстан и Башкортостан преобладают поступления по налоговым доходам, а в Пензенской области безвозмездные поступления, поэтому она является дотационным регионом.

Поступления налоговых доходов Республики Татарстан  и Республики Башкортостан примерно на одном уровне, а в Пензенской области меньше почти в 6 раз. Наибольший удельный вес в структуре налоговых  доходов в Республики Татарстан  и Республики Башкортостан занимает налог на прибыль организаций, в  Пензенской области – налог на доходы физических лиц.

В ходе проделанной  работы мы увидели, что мировой экономический  кризис сильно задел экономику недотационных регионов, таких как Республика Татарстан и Республика Башкортостан. В 2009 году в данных регионах существенно возросла доля безвозмездных поступлений, и снизились поступления по налоговым доходам, особенно по таким как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.

 

 

3. Пути увеличения доходов  бюджетов всех уровней за счет  прямых налогов

 

3.1 Зарубежный опыт формирования  доходной базы бюджетов всех  уровней за счет прямых налогов

 

Каждое  государство, исходя из экономических  реалий и своего понимания эффективности  социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в  национальной налоговой системе, в  бюджетной системе.

В большинстве  развитых стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых  поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и  Испании, предпочтение отдается косвенным  налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге  и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно  встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения  делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается  и в Канаде, Австралии. Противоположная  ситуация сложилась в Японии, где  бремя налогов сосредоточено  на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов  граждан [Тютюрюков, с.77].

Наибольшее  значение в формировании доходов  бюджетной системы США в настоящее  время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды  социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.

Персональный (личный) подоходный налог был введен в США в середине XIX века. В 1990-е  годы выплаты личного подоходного  налога составляли примерно 8% ВВП страны. Применяется широкий перечень налоговых вычетов и четырехразрядная шкала ставок – 10, 15, 25 и 33%. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к перераспределению и относительному уравниванию социального блага.

Налоговые отчисления в фонды социального  обеспечения являются второй по величине статьей бюджетных доходов, которые  составляют около 34%. Отчисления в фонды  социального обеспечения осуществляются как работодателями так и работниками. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс.дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение.

 Налог  на доходы корпораций занимают  третье место в доходах федерального  бюджета США (10%). Он претерпел  изменения в ходе реформ 80-90-х  гг. Правительство использует данный  налог для влияния на соотношения  и пропорции в экономике с  целью обеспечения стабильных  темпов ее развития. Ставки налога  ступенчатые, в зависимости от  суммы дохода корпораций.

Налоги  на доходы корпораций взимаются также  и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок  этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.

В налоговых  доходах штатов прямых налогам отводится  также значительная роль, поскольку  составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог  с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов [57, с.42].

Одним из самых значимых налоговых поступлений  в доходы местных бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.

Активно использует возможности прямого  налогообложения и Германия, когда  с 90-х годов XIX века, когда были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, с 1906 года – налог с наследства, с 1913 года – налог на имущество и налог на прирост имущества.

В настоящее  время две трети налоговых  поступлений в федеральный бюджет Германии обеспечивают прямые налоги – подоходный, корпорационный и  промысловый. Эти налоги относятся  к совместным поступлениям, так как  они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального  финансового выравнивания. Так, в  федеральный бюджет направляются: 42,5% сборов подоходного налога; 50% налога на корпорации и 9% сборов промыслового налога.

В первую очередь доходы государственного бюджета  Германии обеспечивает подоходный налог  – более трети общей суммы  налоговых поступлений. Минимальная  ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная – 45% [41, с.112].

Налогом на доходы, уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка равна 25%. В общей сумме  налоговых поступлений федерального бюджета корпорационный налог составляет около 4,5% [41, с.113].

Основным  налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная  стоимость всех элементов имущества  исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в  суммарный показатель по цене его  реализации на момент оценки, движимое имущество – по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество  физического лица составляет 1%, для  промышленных предприятий и компаний – 0,6%.

Главным налогом общин, который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог. В муниципальные  бюджеты поступает около 82% общего сбора этого налога. Общинам перечисляется также 15% подоходного налога. Доля промыслового налога в консолидированном бюджете всего 5%, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой начисления промыслового налога являются прибыль от занятий промыслом (ставка 5%) и размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).

Особенностью  формирования доходов бюджета Франции  является преобладание косвенных налогов  – налогов на потребление. В группе налогов на доходы важное место отводится  подоходному налогу с физических лиц, который приносит бюджету около 20% налоговых доходов. Ставка подоходного  налога прогрессивная и изменяется от 0 до 56,8% в зависимости от доходов.

Акционерные общества уплачивают налог на прибыль, общая ставка которого равна 34%. Более  низкие ставки применяются для прибыли  от землепользования и от вкладов  в ценные бумаги – от 10 до 24% [41, с.124].

Следующая группа государственных прямых налогов  – налоги на собственность, которыми облагаются имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество), имущественные  права и ценные бумаги. Ставка налога на собственность зависит от стоимости  имущества и изменяется от 0 до 1,5%. Сумма подоходного налога и налога на собственность не может превышать 85% дохода [41, с.125].

К налогам  на собственность относят социальный налог на заработную плату, который  уплачивают работодатели из фонда заработной платы. Ставка налога прогрессивная  и изменяется от 4,5 до 13,6 % в зависимости  от размера фонда заработной платы.

В Великобритании из налогов общегосударственного значения наибольшее распространение получили прямые налоги – подоходный налог, налог на капитал и налог на наследство, составляющие более 50% всех налоговых поступлений государственного бюджета.

Подоходный  налог окончательно утвердился в  английской налоговой практике с 1842 года. Для расчета налога доход  делится на части (шедулы) в зависимости от источников дохода (жалованье, имущество, дивиденды, рента и пр.), при этом каждая часть облагается по-своему. Минимальная ставка подоходного налога, 20%, распространяется на доходы от 0 до 4300 ф.ст., основная ставка, 23% - на доходы от 4301 до 27100 ф.ст. Максимальная ставка налога составляет 40% [41, с.138].

Долгое  время подоходный налог платили  физические и юридические лица, в  том числе корпорации. С введением  налога на прибыль корпораций сфера  действия подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая  занимающихся предпринимательской  деятельностью. Ставка налога на прибыль  корпораций равна 33%.

Налог на капитал (или прирост капитала) взимается  при реализации некоторых видов  капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, облигации и пр.). Плательщиками  налога являются частные предприниматели, трастовые фонды и др.

Налогом на наследство облагается имущество, полученное по завещанию, а также завещанные дары, переданные в течение семи лет после смерти. Ставка налога на наследство равна 40%.

Главную часть доходов федерального бюджета  Канады составляет подоходный налог  с населения. Налог на доходы с  обязательными отчислениями в фонд страхования занятости и пенсионный фонд составляет около 60% всех поступлений  федерального бюджета. Плательщиками  подоходного налога являются физические лица и некорпорированный бизнес. В налоговую базу включается заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды, проценты на вклады, доходы от собственности. Шкала налога выглядит следующим образом: 17% - на годовой доход в размере до 29590 долл., 26% - на доходы от 29590 до 59180 долл., 29% - на доходы свыше 59180 долларов [41, с.156].

К числу  федеральных прямых налогов относится  налог на прирост капитальных  активов. Объектом обложения является доход, полученный от различных операций с имуществом – продажи или  обмена земельных участков, строений, ценных бумаг и пр.

Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов