Пути совершенствования хозяйственной деятельности ООО «Прибой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ показателей хозяйственной деятельности турфирмы. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- раскрыть сущность анализа хозяйственной деятельности и рассмотреть основные показатели хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ основных показателей хозяйственной деятельности туристической фирмы;
- рассмотреть пути совершенствования хозяйственной деятельности турфирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Анализ хозяйственной деятельности
туристского предприятия 3
1.1. Сущность анализа хозяйственной деятельности предприятия 3
1.2. Методология анализа хозяйственной деятельности 4
1.3. Особенности финансового анализа деятельности турфирмы 9
2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Прибой» 16
2.1. Характеристика предприятия и его роль на рынке туристических услуг 16
2.2. Организационная структура предприятия и кадровый состав 19
2.3. Характеристика основных услуг предприятия и анализ
конкурентной среды 21
2.4. Анализ финансового состояния предприятия 25
3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности ООО «Прибой» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ турфирмы прибой.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

По содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, к примеру: объем произведенного товара, объем обслуживания туристов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, количество поездок и др. Качественные показатели раскрывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются: себестоимость, рентабельность, производительность труда, туродень, объем обслуживания. Изменение количественных показателей в обязательном порядке приводит к изменению качественных.

По использованию на разных уровнях экономики показатели делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели объема продаж, себестоимости, прибыли и др. Примером специфических показателей для системы туризма являются: объем обслуживания туристов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, туродень и др.

По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).

По способу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норматив лимита средств в кассе и т.п.), плановые (экономического и социального развития предприятия и др.), учетные (данные бухгалтерского, статистического учета), отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), исчисляемые в процессе анализа для оценки результатов эффективности работы предприятия.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей и определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные и стоимостные. Натуральные выражают величину явления в физических единицах измерения: объем, масса и т.д. Стоимостные имеют денежное измерение.

Причинно-следственные отношения  изучаются с участием факторных  и результативных показателей. Результативными являются показатели, которые рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

Важное условие, которое  следует соблюдать при анализе,—  обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При  этом должны быть учтены следующие требования:

•  единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;

•  единство промежутков  или моментов времени, за которые  были исчислены сравниваемые показатели;

•  сопоставимость исходных условий производства;

•  единство методики исчисления показателей и их состава.

Действенность и эффективность  анализа может быть обеспечена только правильно организованной работой  по аналитическому исследованию результатов хозяйственной деятельности, предполагающей поэтапность:

1) выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исследователями;

2)  планирование аналитической  работы;

3)  информационное  и методическое обеспечение;

4) аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования;

5)  оформление результатов  анализа;

6)  контроль за внедрением  в производство предложений, сделанных  по результатам анализа.

1.3. Особенности финансового анализа деятельности турфирмы

 

Под финансовым состоянием понимается способность туристского предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования туристского предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Все это – показатели его деловой активности и надежности, определяющие конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, гарантирующие эффективность деятельности – собственной и партнеров.

Финансовое состояние  организаций, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры  источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов организации и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов организации по функциональному признаку.

Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников организации и оценить степень  финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитывают следующие показатели:

1.  коэффициент финансовой автономии (или независимости) — удельный вес собственного капитала в его общей сумме;

2.  коэффициент финансовой зависимости — доля заемного капитала в общей валюте баланса;

3.  коэффициент текущей задолженности — отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;

4.  коэффициент долгосрочной финансовой независимости (или коэффициент финансовой устойчивости) — отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса;

5.  коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) — отношение собственного капитала к заемному;

6.  коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансового риска — отношение заемного капитала к собственному [20, с. 289].

Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей  и ниже второго, третьего и шестого, тем устойчивее финансовое положение  организации.

В процессе анализа финансовой устойчивости организации важным направлением является изучение его деловой активности, которая проявляется в динамичном развитии организации, достижении им поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала.

В процессе анализа деловой активности организации важным направлением является оценка относительных показателей, которые можно интерпретировать как:

–  показатели ликвидности и качества активов, то есть время их скорость их преобразования в денежную наличность (для оборотного имущества) и показатели, характеризующие период и скорость погашения краткосрочных долговых обязательств;

– показатели экономической эффективности использования средств и источников их формирования, поскольку при их расчёте используемые ресурсы организации сопоставляются с объёмом деятельности

Рассмотрим методику расчета показателей деловой  активности.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности характеризует ее ликвидность, т. е. скорость трансформации в денежные средства. При расчете данного показателя в объем продаж принято включать только реализацию по безналичному расчету, так как продажа за наличные не ведет к образованию дебиторской задолженности.

Среднее значение коэффициента оборачиваемости активов показывает, сколько раз в анализируемом  периоде они образуются и погашаются. Изменение в динамике этого показателя свидетельствует о снижении или расширении коммерческого кредита, предоставляемого другим субъектам хозяйствования.

Коэффициенты оборачиваемости  товарных запасов, безусловно, также  можно отнести к показателям  ликвидности в том плане, что они выражают скорость, с которой запасы товаров могут быть преобразованы в наличность. Замедление их оборачиваемости приводит к дополнительному вовлечению средств в оборот, которые можно было бы использовать на другие цели.

При расчете оборачиваемости товаров по данным бухгалтерского баланса их средние остатки сопоставляются с полной себестоимостью реализации товаров, поскольку запасы в форме 1 показаны не по цене реализации, а по себестоимости (цене приобретения плюс издержки обращения на остаток товаров). Данные о полной себестоимости реализованных товаров содержатся в “Отчете о прибылях и убытках” (по строкам 020, 030 и 040).

Методика расчета оборачиваемости  кредиторской задолженности должна базироваться исходя из задач, поставленных в ходе анализа финансовой устойчивости организации. Если оборачиваемость кредиторской задолженности рассчитывается с целью сравнения сроков погашения долговых обязательств дебиторами и кредиторам, то целесообразно в данном случае показатели оборачиваемости средств в расчетах определять относительно одной и той же величины — объема реализации, чтобы добиться сопоставимости данных и абстрагироваться от воздействия других факторов.

Если же целью анализа  кредиторской задолженности является точное определение сроков погашения кредиторской задолженности и сравнение их а динамике или в разрезе организаций, то ее средние остатки необходимо сопоставить с оборотами по погашению задолженности по оплате труда, поставщикам, бюджету, органам социального страхования и т. д.

Устойчивость финансового  состояния субъекта предпринимательской  деятельности и его деловую активность характеризует сравнение оборачиваемости дебиторской задолженности с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сравнить условия кредитования, которыми организация пользуется у других организаций, с теми условиями кредитования, которые организация предоставляет дебиторам. При этом важно соблюдать важнейшее требование финансовой устойчивости: условия привлечения кредита должны быть выгоднее тех условий, на которых сам субъект хозяйствования его предоставляет. Чем больший период товарного оборота обслуживается капиталом кредитора, тем легче организации  обеспечить свою платежеспособность. Следовательно, длительность периода, в течение которого операционный цикл обслуживается капиталом кредитора, является важнейшим критерием финансовой устойчивости.

К показателям деловой  активности организации также относят  продолжительность коммерческого (операционного) и финансового циклов. Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы обездвижены в запасах и дебиторской задолженности, т.е. раскрывает период с момента вложения денежных средств в текущую деятельность до момента их возврата в виде выручки.

Для собственного капитала в ходе анализа деловой активности субъекта хозяйствования рассчитывается только коэффициент его оборачиваемости, который раскрывает скорость его обращения или величину товарооборота на один рубль вложенных собственных источников покрытия имущества субъекта хозяйствования.

Этот показатель характеризует  различные стороны функционирования субъекта хозяйствования: с коммерческой точки зрения он отражает рост оборота, с финансовой — скорость оборота  вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует собственник. Его резкий рост означает более быстрый рост объёма деятельности по сравнению с темпом роста собственного капитала организации вследствие усиления его финансовой зависимости от внешних источников финансирования.

Методика анализа достаточности  инвестируемого капитала базируется на сопоставлении постоянных пассивов с различными элементами активов  организации, сгруппированными по степени их ликвидности (таблица 1).

 

Структура ликвидности баланса

Таблица 1

Активы

Пассивы

А1. Наиболее ликвидные  активы (денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения) или мобильные  ликвидные активы

П1. Наиболее срочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства  и ссуды, непогашенные в срок)

А2. Быстрореализуемые  активы (краткосрочная дебиторская  задолженность, долгосрочные финансовые вложения) или немобильные ликвидные  активы

П2. Краткосрочные пассивы (краткосрочные заёмные средства и кредиты банков, подлежащие погашению в течении года после отчётной даты)

А3. Медленнореализуемые  активы (запасы) или нефинансовые активы

П3. Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы, включая  прочие долгосрочные обязательства)

А4. Труднореализуемые  активы (внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность) или неликвидные активы

П4. Постоянные пассивы (собственный  капитал, увеличенный на сумму остатков средств “по фондам потребления”)


 

Сравнение постоянного  капитала с немобильными, нефинансовыми  и неликвидными активами позволяет сделать вывод о типе финансовой устойчивости и безопасности субъектов хозяйствования.

В настоящее время  набор относительных показателей  структуры капитала, применяемый  для анализа финансовой устойчивости организации, не устоялся и поэтому  лишен полноценной системной упорядоченности. Зачастую исследователи предлагают избыточное количество показателей этой группы. При этом показатели рассчитываемые по однотипной методике имеют различные названия. Например, коэффициент автономии, определяемый как отношение собственного капитала к валюте баланса, называют коэффициентом независимости, концентрации собственного капитала.

Необходимо выделить некоторые проблемы оценки финансового  состояния на основе анализа структуры  баланса.

Основная доля прироста собственного капитала обеспечивается за счет переоценки внеоборотных активов, которая производится на базе публикуемых государством коэффициентов переоценки (индексов), построенных на базе статистической оценки уровня инфляции на рынке соответствующих факторов производства. Как известно, в Санкт-Петербурге инфляция на рынке товаров производственного назначения была существенно выше, чем на рынке потребительских товаров, поэтому темпы роста собственного капитала будут значительно выше темпов роста заемного. При этом восстановительная стоимость внеоборотных активов, рассчитанная на базе их стоимости в момент приобретения и темпов инфляции, как правило, совершенно не соответствует их рыночной стоимости, поскольку спрос на средства производства (основные средства) постоянно уменьшается. Также значительно завышен норматив коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами, который установлен на уровне 0,5. Очевидно, что выбытие половины активов разрушит нормальную воспроизводственную деятельность организации, что в свою очередь неизбежно вызовет его финансовую дестабилизацию.

Информация о работе Пути совершенствования хозяйственной деятельности ООО «Прибой»