Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению на примере ООО «Саяны»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших составляющих ускоренного экономического роста в России является восстановление платежеспособности убыточных предприятий, которых по данным Федеральной службы государственной статистики в 2008 года насчитывалось более 38,2%. По итогам 2007 года в отношении 19238 организаций открывалось конкурсное производство с последующей ликвидацией, и только в 44 случаях дело банкротстве прекращалось в связи с погашением задолженности и восстановлением платежеспособности. Именно поэтому моя тема курсовой работы так актуальна на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..….......3
1. Теоретические основы банкротства и финансового
оздоровления предприятия…………………………………………..…..……....6
1.1. Общее понятие банкротства и его основные стадии..……………....….….6
1.2. Реструктуризация бизнеса в условиях российского кризиса……….…....10
1.3. Методика финансового оздоровления предприятия……………………...13
2. Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению на примере
ООО «Саяны»…………………………………………………………..………..19
2.1. Управление дебиторской задолженностью организации…….....………..19
2.2. Управление кредиторской задолженностью ООО «Саяны»……………..26
2.2. Основные инструменты финансового оздоровления …………………….30
Выводы и предложения………………………………………………..………..33
Список использованной литературы………………...…………………………36

Файлы: 1 файл

банкротство и реструктуризация -Катя.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

"Сжатие" предприятия  должно сопровождаться мероприятиями  как по обеспечению прироста  собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого  объема их потребления. Прежде  всего, это сокращение суммы  постоянных и переменных издержек, проведение ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока, своевременная реализация выбывающего в связи с высоким износом имущества.

Цель этого этапа  считается достигнутой, если предприятие  вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость. Стратегический механизм финансового оздоровления представляет систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия в длительном периоде. Этот механизм базируется на модели устойчивого экономического роста, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.

Таким образом, мы рассмотрели  понятие и основные этапы финансового  оздоровления. Собственно, именно эти механизмы и следовало бы заложить в программы финансового оздоровления предприятий. Также мы сравнили такие понятия, как «банкротство», «неплатежеспособность» и «несостоятельность».

 

 

 

 

 

 

 

2.  Разработка  мероприятий по финансовому оздоровлению на примере

ООО «Саяны»

2.1. Управление  долгами организации

Управление дебиторскими счетами предполагает решение следующего комплекса задач.

1. Анализ и контроль  динамики показателей ликвидности,  кредитоспособности дебиторов с  составлением их рейтинга и портфеля дебиторских счетов.

2. Определение оптимального, максимально приближенного к  среднерыночным показателям периода  погашения дебиторских счетов. Задача  возникает из-за того, что жесткий  срок погашения приведет к  оттоку клиентов к конкурентам, большие сроки погашения уменьшают приток денежной наличности, увеличивают риски неплатежей, а значит, и размеры страховых фондов.

3. Расчеты показателей поступления  денежной наличности в соотношениях  с показателями выручки от  реализации продукции, работ и услуг, а также поступившей денежной наличности - в соотношении с общими суммами долгов.

4. Составление отчета  о дебиторских счетах, выявление  отрицательных факторов, условий  и разработка мероприятий по  улучшению позиций организации  по работе с долгами.

В ходе решения перечисленных  задач одной из основных работ  является развертка дебиторских  долгов по периодам просрочек (см. табл. 1). Анализ таблицы 1 показывает, что при общем размере дебиторских долгов в 16 290 тыс. руб. просроченная задолженность составила 11 370 тыс. руб., или 69,8%. По периодам процентные выражения просрочек составили: от 30 до 60 дней - 43,8%, от 61 до 90 дней - 17,0%, от 91 до 120 дней - 11,7%, от 121 до 180 дней - 9,7% и более 181 дня - 17,8%. Видна тенденция снижения размеров просрочек по увеличивающимся периодам. Однако вызывает опасение резкое увеличение доли просрочек, превышающих 181 день. Практика управления дебиторскими долгами свидетельствует, что чем больше время просрочек, тем крупнее суммы безнадежных долгов.

Таблица 1.

Развертка дебиторской задолженности по  ООО «Саяны»

(тыс. руб.)

Деби- 
торы

Долги  
в сум- 
ме   

Долг за  
текущий  
месяц  

Просроченные  долги по периодам     

от 30 до 
60 дней

от 61  
до   
90 дней

от 91  
до    
120 дней

от 121  
до    
180 дней

более  
181 дня

8 000

2 000

3 000

1 000

500

0

1 500

2 400

1 000

1 000

400

0

0

0

1 700

0

0

500

0

1 000

200

1 200

1 000

200

0

0

0

0

1 100

0

0

0

800

0

300

860

800

60

0

0

0

0

550

0

420

0

0

100

30

480

120

300

30

30

0

0

Итого

16 290

4 920

4 980

1 930

1 330

1 100

2 030


 

Ввиду того, что разные категории клиентов имеют разные размеры дебиторских долгов, полезно их ранжирование по методу Парето. Коротко напомним, что суть этого метода состоит в следующей классификации рассматриваемых параметров: примерно 80% реализации продукции приходится примерно на 20% самых крупных покупателей; примерно 20% самых крупных номенклатурных товарных позиций обеспечивают примерно 80% прибыли компании и так далее. Из этого следует весьма важный вывод, что возможное банкротство покупателей первой категории тяжелее отразится на финансовом состоянии компании, чем то же самое банкротство предприятий - покупателей других категорий. Таким образом, обеспечивается более тщательный контроль по ведущим позициям наиболее крупных дебиторских счетов.

При анализе дебиторских  счетов необходимо сформировать портфель дебиторов, где наряду с такими показателями, как размеры, сроки возврата по отдельным  долгам, нужно рассчитать средний срок возврата по всему портфелю. Далее необходимо проводить сравнительный анализ отдельных долгов со средним показателем. При этом полезно разбить дебиторов минимум на три группы: 1) группа дебиторов со сроками погашения меньше среднего показателя; 2) группа дебиторов со сроками погашения, примерно соответствующими среднему показателю; 3) группа дебиторов со сроками погашения, превышающими средний показатель. Особое внимание, конечно, должно быть уделено третьей группе дебиторов: по отношению к ним будут проводиться дополнительные работы по ужесточению условий договоров, предоставлению высоколиквидных залогов, оформлению дел в арбитражных судах. Напротив, для первой и второй групп возможно использование политики торговых скидок, товарных векселей, новых кредитных линий.

Важным аналитическим  показателем является средний срок погашения дебиторской задолженности - это такой срок, в течение  которого выставленные покупателям  счета будут превращены в денежную наличность. Например, компания за прошлый  год реализовала продукцию в кредит на сумму 180 тыс. руб. На начало нового года остаток дебиторской задолженности составил 18 тыс. руб., тогда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности будет равен 10. Значит, необходимо за год 10 раз "прокрутить", или погасить, существующие дебиторские счета, чтобы инкассировать денежную наличность от покупателей. Средний срок погашения дебиторской задолженности будет равен примерно 36 дням. Если же в бюджетном периоде коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности запланирован равный 12, то средний срок погашения сократится до 30 дней (360 дней : 12).

Анализ дебиторских долгов компании по временным и процентным параметрам можно проводить с целью расчета  итоговой оценки фактических дебиторских  долгов, которые затем сравниваются с нормативными или бюджетными показателями. Вначале общая сумма долгов разбивается по периодам, далее общая сумма долгов, принятая за 100%, распределяется по временным периодам (см. Приложение 10).

Видно, что итоговая оценка по фактическим долгам более чем в три раза превышает бюджетный показатель (1762,6% : 100% х 5 = 3,52), что говорит о плохом управлении дебиторским портфелем компании. За период от 30 до 60 дней фактические дебиторские долги не превышают бюджетные показатели (67,9% против 80%) - это единственный положительный показатель (следующие периоды показывают более чем двух-, четырех- и даже девятикратное превышение). Это создает опасную тенденцию уменьшения притока денежной наличности, а значит, потери ликвидности компании. Необходимо сравнить показатели компании со среднеотраслевыми показателями, а также с показателями компаний - конкурентов. Другими действиями по улучшению положений с дебиторскими долгами являются страхование товарных кредитов или продажа дебиторских счетов специализированным факторинговым фирмам. В обоих случаях необходимо и положительные решения принимать только в случае получения прибыли.

При анализе дебиторских долгов необходимо рассчитывать размер инвестиций в дебиторские долги, которые  можно представить как сумму переменных и постоянных затрат. Переменные затраты включают затраты сырья, материалов, основной заработной платы и другие - те, которые изменяются пропорционально изменению объема производства продукции. Постоянные затраты (на освещение, отопление цехов и участков, амортизация основных фондов, заработная плата управляющих и другие) не изменяются или изменяются незначительно в связи с увеличением объема производства продукции. Расчет размеров инвестиций в дебиторские долги можно представить на примере.

Допустим, компания осуществляет продажи  по схеме "нетто - 20", то есть поступление  денежной наличности должно произойти  в течение 20 дней. Среднегодовой  размер просрочек выплат по счетам составляет 40 дней, годовые продажи  в кредит - 180 000 руб. Инвестиции в дебиторскую задолженность составят: (20 дней + 40 дней) : 360 дней х 180 000 руб. = 30 000 руб. Эти инвестиции и представляют собой совокупные затраты в форме переменных и постоянных затрат.

При анализе дебиторских долгов часто не учитываются влияния "связанных затрат". Суть этих затрат состоит в том, что компания, предоставляя отсрочки покупателям по оплате поставленной продукции, зачастую сама открывает в банке кредитную линию для восполнения денежной наличности, за которую платит банковские проценты.

Почти всегда существует вероятность  возникновения определенной части  дебиторских долгов, безнадежных  к получению. Признание безнадежных  долгов может быть произведено следующими методами: 1) метод прямого списания; 2) метод чистого списания и 3) метод старения дебиторских долгов. Метод прямого списания используется в случаях достоверного определения того, что покупатель (например, в случае банкротства) не сможет оплатить выставленные ему счета.

Для торговых компаний купленные  товарные запасы являются себестоимостью товаров, которые оцениваются на дату проведения инвентаризации запасов. Эти запасы отражаются в активе баланса после наиболее ликвидных активов, (например, денежная наличность в кассе и на расчетном счете в банке). Для определения коэффициента оборачиваемости дебиторских долгов по данным среднегодовых остатков, выручки от реализации продукции рассмотрим пример.

По бухгалтерским счетам остатки дебиторской задолженности по балансу ОО Саяны» в течение 2008 г. составили: 1 января - 15 000 руб., 1 апреля - 8000 руб., 1 июля - 17 000 руб., 1 октября - 4000 руб. и 1 января 2009 г. - 8200 руб. Стоит задача определения оборачиваемости дебиторской задолженности за год. Тогда вначале рассчитаем среднегодовые остатки дебиторской задолженности: (15 000 : 2 + 8000 + 17 000 + 4000 + 8200 : 2) : 4 = 10 150 руб. Годовая выручка от реализации продукции по бухгалтерским книгам составила 58 000 руб., однодневная выручка: 58 000 : 365 = 158,90 руб. Длительность оборота краткосрочной дебиторской задолженности: 10 150 : 158,9 = 64 дня. Коэффициент оборачиваемости: 365 дней : 64 дня = 5,7 оборота за год.

При уменьшении продаж товаров  на рынке, например при их перепроизводстве или для привлечения новых клиентов, компания рассматривает вопрос об увеличении сроков продаж товаров и услуг в кредит. Здесь важно определиться на основе сопоставлений доходов и затрат двух или многих вариантов по срокам дебиторской задолженности.

Допустим, менеджер компании по продажам товаров изучает возможность  увеличения срока продаж в кредит с 20 до 40 дней. Объем продаж - 500 000 руб., средний период инкассации дебиторских  долгов - 30 дней. Сорокадневный срок может дать увеличение объема продаж на 18%, средний период инкассации увеличится до 42 дней. Переменные затраты на каждый 1 руб. продаж составляет 0,65 руб. Норма прибыли инвестиций в дебиторскую задолженность составляет 22%. Есть ли смысл увеличить сроки продаж в кредит с 20 до 40 дней?

Для решения данного вопроса рассчитаем коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности после увеличения срока продаж: 360 дней : 42 дня = 8,57. Рентабельность дополнительных продаж: 500 000 руб. х 0,18 х 0,22 = 19 800 руб. Дополнительная дебиторская задолженность из-за дополнительных продаж: 500 000 х 0,18 : 8,57 = 10 502 руб. Дополнительные вложения в дебиторскую задолженность: 10 502 х 0,65 = 6826,3 руб. Новая дебиторская задолженность по первоначальным продажам: 500 000 : 8,57 = 58 343,1 руб. Прежний уровень дебиторской задолженности по первоначальным продажам: 500 000 : (360 : 30) = 41 666,7 руб. Прирост вложений в дебиторскую задолженность: 58 343,1 - 41 666,7 = 16 676,4 руб. Общее увеличение вложений в дебиторскую задолженность: 6826,3 + 16 676,4 = 23 502,7 руб. Затраты по поддержанию дополнительных вложений в дебиторскую задолженность: 0,22 х 23 502,7 = 5170,6 руб.

Информация о работе Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению на примере ООО «Саяны»