Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение инновационной деятельности напредприятий добывающего сектора и улучшения его работы. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики;
2) проанализировать ОАО «Уралкалий»;
3) предложить мероприятия по улучшению работы предприятия;
4) сделать обобщающие выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ РОССИИ…………………………………………………………………………...5
1.1 Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики................................................................................................................5
1.2 Факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия……………………………………………………………………….8
1.3 Правовое регулирование недропользования…………..……………17
2 АНАЛИЗ ЭФФЕЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Уралкалий»…….25
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Уралкалий»…………..25
2.2 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Уралкалий»………………………………………………………………30
2.3 Анализ и оценка финансового положения и результатов деятельности ОАО «Уралкалий»………………………………………..37
3 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ КЛИМОТОМ И ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КОМПАНИЙ ОАО «Уралкалий»……………………………………………………………………..43
3.1 Система управления инновационной деятельностью компании ОАО «Уралкалий»………………………………………………………………43
3.2 Исследование инновационного потенциала и инновационного климата компании……………………………………………………..….49
3.3 Основные направления совершенствование системы управления инновационным климатом и инновационным потенциалом компании ООО «Уралкалий»………………………………………………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………….62
Определенные достоинства и недостатки присущи и централизации. К ее изъянам относятся: громоздкость и медлительность системы гипертрофированных и жестко субординированных вертикальных коммуникаций, снижающих скорость движения информации как сверху вниз, так и снизу вверх; слабость горизонтальных связей между предприятиями-участниками и функциональными службами, вызывающая необходимость непрерывных обращений к высшему руководству корпорации по многообразным частным проблемам, в том числе возникающим на стыках деятельности предприятий-участников, финансовых структур и служб, о которых идет речь; и т.п. Все это приводит к излишней перегрузке высшего руководства оперативными вопросами, соответственно к не проработанности стратегических решений, а в конечном счете — к падению эффективности деятельности корпорации.
Таким образом, обе крайности — и излишняя децентрализация, и гипертрофированная централизация — приводят к падению эффективности работы корпорации, т.е. к возникновению негативных системных эффектов. Между тем смысл и цель объединения разнородных участников в единое целое состоят как раз в продуцировании позитивных системных эффектов. Они суть та «дельта», на которую результаты деятельности корпорации превышают простую сумму результатов деятельности ее участников.
Один из важных факторов достижения этой синергии — рациональность построения совокупности функциональных служб штаб-квартиры корпорации и ее участников. Переход к развертыванию необходимых служб на уровне штаб-квартиры и ликвидация их части у организаций-участников позволяют повысить эффективность работы персонала тех подразделений, которые жизненно значимы для функционирования корпорации как целого и особенно остро ощущают дефицит квалифицированных управленческих кадров.
К сожалению, применительно к сложившимся системам управления отечественными корпорациями действует множество явных и скрытых факторов, затрудняющих реализацию функций стратегического планирования. Среди факторов «внешнего» характера — слабость российского корпоративного законодательства, практически не содержащего норм, стимулирующих интеграционные процессы. Сохраняющийся разрыв в мотивациях промышленников и банкиров, незаинтересованность последних в долгосрочных инвестициях в реальный сектор тоже не способствуют включению в системы корпоративного управления плановой составляющей.
Один из относительно скрытых внутрикорпоративных факторов, неблагоприятно действующих на ситуацию в области стратегического планирования, — отсутствие концентрации функций долгосрочного общекорпоративного регулирования предприятий-участников в едином мощном управляющем центре (подразделении, службе) на уровне головного предприятия.
Таким образом, постепенное реструктурирование систем управления на уровне головных компаний холдингов, нацеливаемое на решение задач налаживания стратегического корпоративного планирования, становится едва ли не главной задачей его утверждения в России.
1.3 Правовое регулирование
Государственное регулирование
Президент РФ «... обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти» (п. 2 ст. 80 Конституции РФ), в частности,
в сфере регулирования отношений
В составе федеральных органов исполнительной
власти, участвующих врегулировании отношений
К группе федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции следует отнести Министерство природных ресурсов, Министерство энергетики и Федеральный горный и промышленный надзор, которые непосредственно занимаются вопросами поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.
ГКЗ — Государственная комиссия по запасам.
ЦКР — Центральная комиссия по разработке
нефтяных и газовых месторождений. К группе
федеральных органов исполнительной власти
общейкомпетенции, функциональноучаствующих
в государственном регулировании
На уровне субъектов Федерации в пределах
полномочий, установленных Конституцией РФ и Законом РФ
«О недрах», вопросы государственного
В составе органов местного самоуправления для регулирования отношений
В группе федеральных органов государственной исполнительной власти специальной компетенции ведущее место занимает Министерство природных ресурсов — МПР.
На МПР возложено проведение государственной политики и осуществление управления в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.
В сфере недропользования МПР является: —федеральным органом управления государственным фондом недр;
специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;
федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным на
осуществление государственного регулирования
Основными задачами МПР в сфере недропользования
разработка и проведение государственной политики осуществления государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны недр и водных объектов;
разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики РФ в минерально-сырьевых, водных и иных природных ресурсах;
координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией.
В соответствии с возложенными задачами МПР осуществляет следующие функции:
В области реализации государственной
политики в сфере недропользования, природ
разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ основные направления изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
разрабатывает и организует выполнение федеральных целевых программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы, рационального использования, восстановления и охраны водных объектов;
разрабатывает и утверждает приоритетные направления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, создания новой техники и прогрессивных технологий в установленных сферах ведения;
разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, издает по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, нормативные правовые акты, а также методические и инструктивно-технические документы;
организует и осуществляет лицензирование видов деятельности, связанных с недра- и водопользованием;
обеспечивает организацию и проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, экспертизы проектно-сметной документации на ведение работ по геологическому изучению недр;
обеспечивает ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета и государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей;
разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию механизма
экономического регулирования
организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр, участвует в подготовке предложений по использованию и охране недр и минерально-сырьевых ресурсов исключительной экономической зоны РФ, Антарктиды и дна Мирового океана;
разрабатывает стратегию в области удовлетворения потребности страны в минеральных ресурсах.
В области управления государственным фондом недр МПР:
организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр территории РФ и ее континентального шельфа;
разрабатывает стратегию и основные направления воспроизводства минерально-сырьевой базы с целью удовлетворения потребностей экономики в минерально-сырьевых ресурсах;
осуществляет организационное
подготавливает в установленном порядке предложения о порядке и об условиях взимания платежей за пользование недрами;
обеспечивает проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр на основе утверждаемых министерством методик;
утверждает классификацию запасов полезных ископаемых и на ее основе организует составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых;
обеспечивает функционирование федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования;
определяет совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и Госгортехнадзором региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых;
организует работы по составлению и изданию в установленном порядке государственных карт геологического, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического содержания;
осуществляет подготовку материалов по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям за открытие и выявление месторождений полезных ископаемых.
Определенный круг отношений недропользования
координирует деятельность организаций нефтедобывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, геологических и геофизических организаций, организаций, обслуживающих топливно-энергетический комплекс;
разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ программы освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов;
участвует в подготовке, заключении и реализации соглашений о разработке месторождений углеводородных ресурсов на условиях раздела продукции;
участвует в разработке государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы нефтяной, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности РФ и согласовывает эти программы;
согласовывает в пределах своей компетенции решения органов, выдающих лицензии на пользование недрами;
согласовывает предложения МПР о порядке, сроках и условиях освоения участков недр, содержащих горючие полезные ископаемые;
согласовывает основные технико-экономические показатели добычи нефти и газа, включаемые в условия лицензий (лицензионные соглашения) при выдаче лицензий на пользование недрами;
принимает участие в осуществлении государственной экспертизы запасов месторождений нефти, природного газа, газового конденсата и угля;
согласовывает проектно-технологическую и техническую документацию на разработку месторождений углеводородного сырья в РФ, определяет варианты разработки месторождений указанных полезных ископаемых и устанавливает порядок реализации проектов разработки этих месторождений, обязательный для организаций независимо от формы собственности, разрабатывающих месторождения углеводородного сырья в соответствии с лицензиями;