Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 15:34, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена произошедшими за последнее десятилетие коренными экономическими преобразованиями, которые резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере - широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.
Введение. 2
1. Теоретические основы применения классических методов экономического анализа. 6
1.1. Значение экономического анализа в современных условиях 6
1.2. Сущность и характеристики классических методов экономического анализа 19
1.3.Прибыль и ликвидность как основные показатели деятельности коммерческого банка 31
2. Анализ основных показателей деятельности Северо-Кавказского банка Сбербанка России. 53
2.1. Характеристика деятельности Северо-Кавказского банка Сбербанка России……………………………………………………………………………53
2.2. Анализ прибыли Северо-Кавказского банка 59
2.3. Анализ ликвидности Северо-Кавказского банка 68
3. Совершенствование применения классических методов экономического анализа при управлении ликвидностью Северо-Кавказского банка Сбербанка России. 92
Заключение. 105
Литература. 108
1. Идентифицируется базовый показатель В (например, выручка от реализации).
2. Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес для руководства предприятия (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяется его значимостью в отчетности.
3. Для каждого производного показателя Р устанавливается вид его зависимости от базового показателя: Р = f(B). Чаще всего зависимость может устанавливаться одним из двух способов: а) значение Р устанавливается в процентах к В (например, на основе экспертных оценок); б) путем изучения динамики данных выявляется простейшая регрессионная зависимость (линейная) Р от В. Выявление зависимостей в отдельных случаях может быть достаточно несложной процедурой; например, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит с тем же темпом, что и изменение объема реализации. Для других показателей, например, отдельных статей производственных затрат, выявление зависимостей может быть весьма трудоемкой процедурой. Отметим, что в состав производных показателей, значения которых необходимо спрогнозировать, могут входить и такие, которые не обязательно связаны формализованными зависимостями с базовым показателем, а определяются некоторыми другими условиями. Например, проценты за пользование банковскими ссудами зависят от объема реализации лишь в той степени, в какой эти ссуды связаны с текущей деятельностью. Если банковский кредит был получен ранее, например, в связи с капитальным строительством и проценты по нему определены договором, соответствующая статья (или часть статьи) определяется без применения какого-либо формализованного подхода.
4. При разработке прогнозной отчетности прежде всего составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.
5. При прогнозировании баланса рассчитывают прежде всего ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей; а именно, чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.
6. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира осуществляются уже с помощью неформализованных критериев.
Описанный метод основан на предположении, что а) значения большинства статей баланса и отчета о прибылях и убытках изменяются прямо пропорционально объему реализации и б) сложившиеся в компании уровни пропорционально меняющихся балансовых статей и соотношения между ними оптимальны (имеется в виду, что, например, уровень производственных запасов на момент анализа и прогнозирования оптимален).
• Неформальные методы.
Неформальные методы (вероятно, правильнее их назвать трудно формализуемыми) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей. Большую роль в применении этих методов играют опыт и интуиция аналитика.
В большинстве случаев при анализе (в том числе экспресс-анализе) финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяют в первую очередь неформальные методы, а также классические методы экономического анализа и статистики. Применение компьютеров существенно расширило аналитический инструментарий, расширив возможности "старых" методов и дав аналитикам новые. Аналитические пакеты того или иного объема и сложности есть практически в любой бухгалтерской программе, а также в табличных процессорах для персональных компьютеров. Сегодня работа по анализу деятельности предприятия немыслима без применения компьютеров
.
1.3.ПРИБЫЛЬ И ЛИКВИДНОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
В связи с возрастающей ролью банковской системы региона в обслуживании экономических субъектов, расширением связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового результата банка.
Сумма прибыли, и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует банк и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.
Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики (8):
1) прибыль представляет собой форму дохода;
2) прибыль является формой
3) прибыль не является гарантированным доходом банка, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса;
4) прибыль характеризует не весь
доход полученный в процессе
деятельности, а только ту часть
дохода, которая “очищена” от
понесенных затрат на
5) прибыль является стоимостным
показателем, выраженным в денежной
форме. Такая форма оценки прибыли
связана с практикой
Таким образом, на основе выше изложенных характеристик можно сделать вывод о том, что прибыль определяет финансовую устойчивость и служит источником роста собственного капитала банка. Общественное значение банковской прибыли очень велико, значительно шире, чем прибыли других участников процесса воспроизводства, поскольку в ней заинтересованы большие группы населения, предприятия и государство. Так, например, заинтересованность в росте прибыли проявляют:
- акционеры (пайщики) банка, так как это связанно с доходом на инвестированный ими капитал;
- клиенты, разместившие свои денежные
средства в коммерческих
- группы населения, предприятия и организации, источником доходов и содержания которых являются выплаты из бюджета, также заинтересованы в увеличении прибыли банков, так как её значительная часть поступает в доход бюджета.
Даже те экономические группы, которые непосредственно не прибегают к услугам коммерческих банков, получают косвенную выгоду от банковской прибыли, так как надёжная банковская система является одним из условий стабилизации денежного обращения в стране.
Экономическое содержание банковской прибыли раскрывается через взаимосвязи её с прибылью клиентов банка. Стремление банка к максимальной доходности операций должно разумно сочетаться с ликвидностью и уровнем риска в банковской деятельности. Это объясняется, прежде всего, тем, что источником банковской прибыли является заёмный капитал (капитал клиентов), поэтому «прибыль для себя и любой ценой» может привести банк к риску невозврата вложенных ими средств в ходе проведения активных операций, потере ликвидности и как следствие - снижению или неполучению прибыли клиентами - кредиторами банка (8).
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическую категорию, выражающую определенные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта, стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. В настоящее время используется несколько понятий прибыли: валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции. В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относится к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции:
1) измеритель (мера) эффективности
общественного производства
2) стимулирующая функция прибыли
предопределена тем, что прибыль
позволяет получать не только
личный доход акционерам банка,
связанных с выплатой дивидендо
Прибыль является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты различных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли банка части социальных потребностей его персонала.
Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой изучение экономических условий её формирования. Экономические условия могут быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и другие. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников в банке, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.
Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объём прибыли банка (10). К ним относятся:
1. Проценты полученные (уплаченные) и аналогичные доходы (расходы) от:
1.1. Размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов и на счетах в других банках.
1.2. Ссуд предоставленных другим клиентам.
1.3. Средств, переданных в лизинг.
1.4. Ценных бумаг с фиксированным доходом.
1.5. Других источников.
2. Комиссионные доходы (расходы).
Ко второй группе относят так называемые прочие факторы:
1. Прочие операционные доходы (расходы):
1.1. Доходы (расходы) от операций с иностранной валютой и с другими валютными ценностями, включая курсовые разницы.
1.2. Доходы (расходы) от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества.
1.3. Доходы, полученные в форме дивидендов.
1.4. Другие текущие доходы (расходы).
1.5. Расходы по оплате труда.
1.6. Эксплуатационные расходы.
1.7. Расходы от операций РЕПО.
2. Непредвиденные доходы (расходы).
Если говорить об основных факторах, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном создаётся за счёт прибыли от реализации кредитов, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от не основной деятельности банка, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов.
Прочие факторы, также, как и основные, сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа, можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития банка.
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путём их последовательного соотношения. Интенсивное развитие банка может характеризоваться не только привлечением дополнительных вкладов, но и повышением прочих доходов, увеличением капитала и другие.
Величина прибыли в банке зависит от объёмов спроса на товары, которые предоставляет банк. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода, так и к сокращению валовой прибыли.