Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;
Чтобы избежать просчетов
и ошибок в оценке программ, используется
разработка не одного варианта проектов,
а нескольких. На их основе выбирается
наиболее эффективный (оптимальный). Для
расчета эффективности
Для конкретных целевых комплексных программ уточняются данные, методические подходы с учетом их целей и особенностей.
При подготовке региональных
программ должны решаться
Критериями отбора программной проблемы следует считать:
• особо важную
ее значимость для
• межотраслевой и
многоплановый характер
• принципиальная
новизна и прогрессивность
К этим признакам
иногда относят еще
Один из возможных
приемов отбора проблем — их
ранжирование по количеству
Так, основными
Методы определения
приоритетных признаков
Ответственная задача
- определение целей
Для разработки программ
рекомендуют использовать
Оценка эффективности программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера использования бюджетных средств [21].
Основой оценки эффективности
программ являются следующие принципы,
применяемые независимо от их технических,
технологических, финансовых, отраслевых
или территориальных
- рассмотрение программы на протяжении всего цикла (расчетного периода) - от разработки до выполнения;
- сопоставимость условий сравнения различных программ (вариантов программы);
- принцип положительности и максимума эффекта. Эффект от реализации программы должен быть положительным, предпочтение отдается программам с наибольшим значением эффекта;
- учет фактора времени. Должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров программы и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции, оказанием услуг или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
- учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе ее реализации затраты и поступления. Ранее созданные ресурсы, используемые в программе, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;
- сопоставление ситуаций не "до программы" и "после программы", а "без программы" и "с программой";
- учет всех наиболее существенных последствий программы. Должны учитываться все последствия, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
- учет наличия разных участников программы, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
- многоэтапность оценки. На различных этапах разработки и осуществления программы эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;
- учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации программы социальных и экономических институтов;
- учет влияния инфляции;
- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию программы [23].
Для оценки эффективности
программы должны применяться показатели
государственной статистической отчетности.
При отсутствии таких показателей,
позволяющих оценить
Обоснования прилагаются к проекту программы.
Общая результативность разработки
и реализации региональной программы
— ее экономическая, социальная, научно-техническая,
экологическая и иная эффективность
— выражается конкретными показателями
(абсолютными, относительными, стоимостными,
натуральными) итогов достижения программной
цели. Анализ соотношения результатов
и затрат хозяйственной деятельности
отражается в общих и частных
показателях экономической
С учетом отечественной и мировой практики и адаптации к условиям рыночной экономики, в зависимости от типа программы для оценки ее эффективности обычно рекомендуется использовать многие показатели, в том числе производительность труда, удельные капиталовложения, срок окупаемости и др. К показателям программных результатов относятся также объемы производства важнейших видов конечной продукции (услуг, работ), ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы, показатели развития науки, техники, ресурсо- и импортозамещения и др. [23].
Целесообразность
Среди важнейших результатов любой программы обязательно следует учитывать влияние на соседние и другие регионы, обеспечение национальной безопасности и устойчивости развития страны, а производственной программы - еще социальные и экологические последствия.
Для применения каждого
из показателей необходимо
Агропромышленный комплекс
(АПК) имеет особое значение в экономике
страны. Он относится к числу основных
народнохозяйственных комплексов, определяющих
условия поддержания
В последние годы в результате
мер, осуществленных федеральным центром
и администрациями субъектов
Российской Федерации, по стабилизации
и повышению эффективности
По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерна в хозяйствах составил 108,1 млн. т., что на млн. т, или 32,6%, больше, чем в прошлом году. Урожайность зерновых в после доработки составила 23,8 ц/га, что является самой высокой продуктивностью зерновых посевов за всю историю России. Также впервые собрано 63,7 млн. т пшеницы. Продолжился рост продуктивности коров. Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях вырос на 7,1%, или на 266 кг, и составил 4024 кг [11].