Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;
По данным вышеизложенной таблицы можно сделать вывод что увеличение данного показателя произошло в области животноводства, в частности увеличение живой массы скота и птицы на 1,6%, и производства яиц на 0,3%.
Снижение объемов производства
продукции растениеводства
Актуальные проблемы общего
функционирования сельского хозяйства
области призвана решать областная
целевая программа «Развитие
сельского хозяйства
Программой предусмотрены цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, а также индикаторы оценки эффективности Программы на пятилетний период[10].
Основными целями областной
целевой программы «Развитие
сельского хозяйства
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение
конкурентоспособности российской
сельскохозяйственнойпродукции
- сохранение и
воспроизводствоиспользуемых в
сельскохозяйственномпроизводст
Предполагаемый объем финансирования данной программы составил 12329 млн.руб. Структура источников финансирования целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области"на 2008 - 2012 годы представлена в таблице 8[10].
Таблица 8 – Структура источников финансирования целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области"на 2008 - 2012 годы
Источники |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||
Млн.руб |
% |
Млн.руб |
% |
Млн.руб |
% |
Млн.руб |
% |
Млн.руб |
% | |
Всего: |
1767 |
100 |
2052 |
100 |
2422 |
100 |
2830 |
100 |
3257 |
100 |
В т.ч.: Средства Федерального бюджета |
369 |
21 |
379 |
19 |
412 |
17 |
487 |
17 |
546 |
17 |
Средства областных бюджетов |
535 |
30 |
679 |
33 |
858 |
35 |
985 |
35 |
1112 |
34 |
Собственные средства |
863 |
49 |
994 |
48 |
1152 |
48 |
1358 |
48 |
1599 |
49 |
По данным приведенной таблицы можно сделать вывод, что финансирование собственными средствами занимает доминирующую роль. Общий объем денежных средств, выделенных из собственных средств, составил 5966 млн.руб., что в процентном выражении составило 48%. Общем денежных средств, выделенных из Федерального бюджета и областного бюджета, составил 2192 млн.руб. и 4169 млн.руб. соответственно, что в процентном выражении составило 18 и 34 процентов соответственно [22].
Другим важным показателем реализации программы является динамика объема финансирования целевых программ, которая представлена в таблице 9.
Таблица 9 - Динамика объема финансирования целевых программ развития АПКУльяновской области за 2008-2012гг., млн. руб.
Регион |
Годы |
2012г. к 2011г., % |
2012г. к 2008г., % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||
Ульяновская область |
1767 |
2052 |
2422 |
2830 |
3257 |
115,1 |
184,3 |
По данным вышеизложенной таблицы можно сделать вывод, что в целом финансирование с каждым годом увеличивалось. В Ульяновской области данный показатель увеличился на 84,3%. В среднем объем финансирования целевой программы Ульяновской области увеличивался каждый год на 16,5%.
Для достижения более полной
обеспеченности скота кормами
Сравнивая поставленные цели и достигнутые результаты, можно сказать что из за неблагоприятных погодных условий развитие АПК не укладывается в заданные программой рамки. Об этом свидетельствует данные из нижеизложенной таблицы 10.
Таблица 10 – Сравнительный анализ фактических и плановых показателей развития АПК Ульяновской области, тыс.т.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||||
Факт. |
План. |
Ф-т./ п-н.,% |
Факт. |
План. |
Ф-т./ п-н.,% |
Факт. |
План. |
Ф-т./ п-н.,% | |
Растениеводство: - зерно |
746,9 |
765 |
97,6 |
823,3 |
819 |
100,5 |
273 |
911,3 |
29,9 |
- картофель |
188,7 |
191,1 |
98,7 |
153,6 |
183,5 |
83,7 |
90 |
217,8 |
41,3 |
- овощи |
107 |
101,9 |
105 |
102,7 |
108,6 |
94,6 |
76,3 |
131,3 |
58,1 |
Животноводство: -скот и птица |
63,8 |
62,5 |
102,1 |
63,1 |
63,6 |
99,2 |
64,8 |
63,6 |
101,9 |
- молоко |
300,8 |
309 |
97,3 |
304 |
312 |
97,4 |
300 |
320 |
93,8 |
- яйца, млн.шт. |
434 |
428,7 |
101,2 |
419 |
416,9 |
100,5 |
435,5 |
427 |
102 |
По данным таблицы видно, что фактическийобъем производства продукции растениеводства заметно отклоняется от плановых показателей. По состоянию на 2010 год, валовой сбор зерна составил всего29,9% от запланированного показателя. Так же не достигнуто 100% валового сбора по картофелю и овощам, по данным показателям было собранно 41,3% и 58,1% от плановых норм соответственно. В целом по животноводству фактический валовой сбор не на много отклоняется от плановых показателей [22].
Для предотвращения и предупреждения таких значительных спадов в растениеводстве необходимо увеличивать объемы страхования посевов. В 2011 году Минсельхозом области введена новация - в областном порядке по предоставлению субсидий в отрасли растениеводстве (на приобретение удобрений, средств химизации, семян) предусмотрено, что субсидии будут выплачиваться только при их внесении на застрахованные посевы. Данная норма будет применяться, начиная с озимых посева под урожай 2012 года.
Снижение объемов производства
продукции растениеводства
2.4. Сравнительный анализ целевых областных программ развития АПК Саратовской области и Ульяновской области
Проводя анализ и сравнение областных целевых программ развития АПК необходимо учитывать многие факторы состояния и развития анализируемых регионов:
- разные площади регионов;
- различная численность населения;
- различное социально-
Сравнение паспартов областных целевых программ анализируемых областей производим по следующим критериям, представленных в приложении 4.
Проводя анализ финансирования
областных программ развития можно
сделать вывод что объем
Таблица 11 - Динамика объема финансирования целевых программ развития АПК Саратовской области и Ульяновской области за 2008-2012гг., млн. руб.
Годы |
Ульяновская область |
Саратовская область |
Отклонение | |
Абсолютное,млн.руб |
Относительное, % | |||
2008 |
1767 |
2761 |
994 |
156,6 |
2009 |
2052 |
3375 |
1323 |
164,5 |
2010 |
2422 |
4038 |
1616 |
166,7 |
2011 |
2830 |
4203 |
1373 |
148,5 |
2012 |
3257 |
4374 |
1117 |
134,3 |
По данным таблицы видно, что объем финансирования целевой программы развития АПК Саратовской области в среднем превышает объем финансирования целевой программы развития АПК Ульяновской области на 50%. Это обусловлено тем, что по площади пригодных для использования в сельском хозяйстве земель Ульяновская область уступает Саратовской области. Так же в Саратовской области расположено большее количество животноводческих комплексов, которые нуждаются в поддержке государства.
Для того что бы дать оценку степенисоответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета и иных источников ресурсного обеспечения государственной программы, необходимо сопоставить плановые и фактические объемы финансирования подпрограмм и основных мероприятий государственной программы, по формуле:
Уф=Фф/Фп*100 %
Где, Уф – уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы, Фф – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий государственной программы, Фп – плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Таким образом, можно дать оценку финансирования ОЦП по данным таблицы 12.
Таблица 12 - Сведения о соответствии результатов фактическимзатратам на реализацию ОЦП Ульяновской и Саратовской областей в 2011 г., млн.руб.
Области |
2011 год | |
План |
Факт | |
Ульяновская обл., всего: |
2838 |
3032 |
- Федеральный б-т |
487 |
1111 |
- Областной б-т |
985 |
525 |
- Собственные ср-ва |
1358 |
1396 |
Саратовская обл., всего: |
4203 |
4192 |
- Федеральный б-т |
1297 |
1305 |
- Областной б-т |
995 |
997 |
- Внебюджетные ист. |
1911 |
1890 |
По данным таблицы можно рассчитать степень соответствия:
Ульяновская область, всего = *100% = 106,8%;
- федеральный бюджет = * 100% = 228%;
- областной бюджет = * 100% = 53,3%;
- собственные средства = * 100% = 102,8%.
Саратовская область, всего = * 100% = 99,7%;
- федеральный бюджет = * 100% = 100,6%;
- областной бюджет = * 100% = 100,2%;
- внебюджетные источники = * 100% = 98,9%.
По вышеприведенным расчетам
можно сделать вывод что в
Ульяновской области
Фактическое финансирование Саратовской области ниже планового на 0,3% по причине нехватки финансирования из внебюджетных источников. Но данное отступление не повлияло на результаты выполнения плана по другим направлениям.
Для качественного анализа объема финансирования рассчитаем количество денежных средств направленных на реализацию областных целевых программ приходящееся на одного работника занятого в сельском хозяйстве и на один гектар сельскохозяйственных угодий. Полученные результаты приведем в таблице 13.
Таблица 13 – Удельный вес выделенных средств из государственного бюджета на один гектар сельхоз угодий и одного человека занятого в сельском хозяйстве
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | |
Абсолют., руб. |
Относит., % | |||
Саратовская область | ||||
Посевная площадь, га |
3408678 |
3322119 |
- 86559 |
97,5 |
Численность человек с.х. организаций |
46598 |
42982 |
- 3616 |
92,2 |
Объем бюджетных средств приходящихся на 1 га сельхоз угодий |
990 |
1215,5 |
225,5 |
122,8 |
Объем бюджетных средств приходящихся на 1 чел. с.х. орг-й |
72428 |
93946 |
21518 |
129,7 |
Ульяновская область | ||||
Посевная площадь, га |
3405525 |
3316301 |
- 89224 |
97,4 |
Численность человек с.х. организаций |
35422 |
20843 |
- 14579 |
58,8 |
Объем бюджетных средств приходящихся на 1 га сельхоз угодий |
602,5 |
730,3 |
127,8 |
121,2 |
Объем бюджетных средств приходящихся на 1 чел. с.х. орг-й |
57930 |
116202 |
58272 |
200,6 |