Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;
Продолжение таблицы 17
Рентабельность |
% |
___Прибыль____*100 Себестоимость |
Позволяют оценить экономическое состояние сельского хозяйства |
Удельный вес прибыльных хозяйств |
% |
Число прибыльных хозяйств Общее число хозяйств | |
Среднемесячная номинальная |
Ср.месячная з/пл в с/х Ср.месячная з/пл в регионе |
Характеризует социальную эффективность сельского хозяйства и свидетельствует о социальном положении занятых в сельском хозяйстве региона | |
Вовлечение в |
гектар |
S обрабатываемых сх. угодий в отчетном периоде S обрабатываемых сх. угодий в предыдущем периоде |
Характеризует степень вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель, интенсивность и эффективность их использования |
Урожайность зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) |
ц/га |
V собранной продукции в отчетном периоде S обрабатываемых сх. угодий в отчетном периоде |
Данный перечень является открытым и может пополняться другими индикаторами характеризующими узкую специализацию программы. Данные показатели необходимо рассчитывать по итогам каждого года для возможности мониторинга программ. Данная процедура позволить выявить сильные и слабые стороны реализации целевых проектов и уделить дополнительное внимание в плане контроля над эффективностью и добросовестности исполнительных органов.
Для эффективного развития сельского хозяйства всего федерального округа и Российской Федерации в целом, необходимо применить такое понятие как «Стейкхолдер-менеджмент».
Стейкхолдер-менеджмент – это
управление отношениями с заинтересованными группами.
Теория стейкхолдеров утверждает, что
при достижении целей деятельности организации
следует принимать во внимание разнообразные интересы различн
Так при разработке областных целевых программ необходимо выявить группы заинтересованных лиц в конечных результатах данной программы. Затем проранжировав полученные группы определить целенаправленность программы, ее цели и задачи. При данном подходе к разработке программ мы получим наиболее полную отдачу от вложенных в проект инвестиций.
В рамках данной курсовой работы
проведен сравнительный анализ областных
целевых программ развития агропромышленного
комплекса на примере Саратовской
области и Ульяновской области.
Рассмотрены теоретические
В настоящее времяАПК России переживает кризис. Основными проблемами данной отрасли является: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей. Так же не осталась безвнимание и внешнее положение страны на рынке. Такая нестабильность породила инфляцию, удорожание кредитных ресурсов, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию
Анализ состояния АПК Саратовской и Ульяновской областей показал, что:
- наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и зависимости от импортного сырья, объем которого растет быстрее, чем внутреннее производство;
- происходит снижение плодородия земель, вынос питательных веществ с урожаем;
- остается низким темп структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
-остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство.
Для решения этих и других проблем на базе «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» регионами были разработаны следующие программные мероприятия:
Сегодня социально-экономическое
положение человека-
Острый дефицит материальных
и финансовых ресурсов, низкий технический
уровень, слабая мотивация труда, нарушение
межотраслевых связей, социальная отсталость
деревни обусловливают
Поэтому решение проблем
социального развития села является
основой развития аграрной экономики
и обеспечения
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
Паспорт
областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Саратовской области
на 2008 - 2012 годы"
Наименование программы |
- областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков |
Основание для разработки |
- распоряжение Правительства |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- министерство сельского |
Исполнители основных мероприятий программы |
- министерство сельского
хозяйства области, |
Основные разработчики программы |
- министерство сельского
хозяйства области, ассоциация "Аграрное
образование и наука" в |
Цели программы |
- устойчивое развитие сельских территорий; повышение привлекательности
сельских территорий для инвесторов
и квалифицированных стимулирование роста благосостояния населения и повышение качества социальной сферы в сельской местности; повышение конкурентоспособности
отечественной сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий АПК; развитие продовольственных рынков на территории области; стабильное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности; насыщение потребительского рынка области продуктами питания местного производства; удовлетворение потребности населения области в продуктах детского и лечебного питания; повышение инвестиционной привлекательности отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности |
Задачи программы |
- создание предпосылок
для устойчивого развития развитие рыночных институтов и инфраструктуры аграрного бизнеса; стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, торговле и кредитовании, формирование ассоциаций и союзов сельхозпроизводителей; оптимизация общих условий
функционирования сельского хозяйства
путем улучшения кадрового и
информационного обеспечения проведение необходимых природоохранных мероприятий; обеспечение ускоренного
развития приоритетных отраслей и прежде
всего - животноводства на основе обновления
и модернизации основных фондов, роста
эффективности использования повышение финансовой устойчивости
сельского хозяйства за счет
мер по финансовому оздоровлению
сельхозпроизводителей, расширению их
доступа к кредитным ресурсам,
развитию страхования продвижение в сельское хозяйство инноваций; совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; формирование на территории
области соответствующей создание условий для устойчивого развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности за счет восстановления, реконструкции и модернизации производства продуктов питания; увеличение объемов развитие партнерских
взаимоотношений предприятий оснащение современным технологическим оборудованием действующих и строящихся боен, цехов первичной переработки молока и приближение их к сельхозпроизводителю; внедрение инновационных технологий на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности; проведение мероприятий
по техническому перевооружению и модернизации
предприятий пищевой и повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции; организация выпуска специализированной мясной продукции для детского и диетического питания |
Сроки реализации программы |
- 2008 - 2012 годы |
Объемы и источники |
- общий объем финансирования Программы на период 2008-2012 годов составит 18749901,3 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (прогнозно) - 5444680,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 679500,0 тыс. рублей, 2009 год - 1239500,0 тыс. рублей, 2010 год - 928920,0 тыс. рублей, 2011 год - 1296460,0 тыс. рублей, 2012 год - 1300300,0 тыс. рублей; из областного бюджета – 4899721,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 853730,0 тыс. рублей, 2009 год - 862719,1 тыс. рублей, 2010 год - 1127709,2 тыс. рублей, 2011 год - 995415,0 тыс. рублей, 2012 год - 1060148,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 8405500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 1227400,0 тыс. рублей, 2009 год - 1272400,0 тыс. рублей, 2010 год - 1980700,0 тыс. рублей, 2011 год - 1910600,0 тыс. рублей, 2012 год - 2014400,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- реализация мероприятий Программы за период 2008 - 2012 годов позволит: повысить уровень и качество жизни сельских жителей; увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства области предприятиями всех форм собственности на 26,3 процента по сравнению с 2006 годом; достигнуть среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 12 процентов; увеличить объем инвестиций в сельское хозяйство и отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности области; повысить производительность
труда и уровень доходов обеспечить стабилизацию
рынка сбыта стабилизировать экологическую ситуацию в сельском хозяйстве; привлечь в аграрное производство наиболее квалифицированную рабочую силу; повысить увеличить объемы производства пищевой продукции на 25 процентов по сравнению с 2007 годом; укрепить позиции местных товаропроизводителей на областном и российском рынках |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением
Программы осуществляется в |
Приложение 2
Паспорт
областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008 - 2012 годы
Наименование Программы |
Областная
целевая программа "Развитие сельского
хозяйства Ульяновской |
Основание для разработки Программы |
решение
Правительства Ульяновской |
Дата принятия решения о разработке Программы |
14 декабря 2007 года. |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области |
Разработчики Программы |
Министерство
сельского хозяйства |
Цели и задачи Программы |
- устойчивое развитие сельских территорий, -повышение занятости и уровня жизни сельского населения; - повышение - сохранение и воспроизводство
используемых в |
Основными задачами Программы являются: |
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; - улучшение общих
условий функционирования - обеспечение ускоренного
развития - повышение финансовой
устойчивости сельского - совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- ввод и приобретение жилья
для граждан, проживающих в
сельской местности, молодых - обеспеченность сельского населения питьевой водой - 66,3%; - уровень
газификации домов (квартир) - предотвращение
выбытия из - защита
земель от водной эрозии, затопления
и подтопления - 500 га; защита и
сохранение - внесение
в почву минеральных удобрений
- 77,7 тыс. тонн действующего - производство скота и птицы (в живом весе) - 324,4 тыс. тонн; производство молока - 1598,5 тыс. тонн; - прирост
реализации племенного - удельный вес племенного скота в общем поголовье - 13,1 условных голов в процентах к предыдущему году; - удельный
вес площади, засеваемой - валовой сбор овощей закрытого грунта - 10500 тонн; - посевная площадь открытого грунта - 1000 га; - валовой сбор овощей - 30 тыс. тонн; - урожайность - 300 центнеров с 1 га; - посевная
площадь рапса озимого и - валовой сбор семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий - 60 тыс. тонн; - урожайность рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий – 12 центнеров с 1 га; - площадь
закладки многолетних - объем
выданных субсидируемых кредитов(займов)
крупнымисельскохозяйственнымит - объем
субсидируемых кредитов,привлеченных
крестьянскими(фермерскими) хозяйствами,
личнымиподсобными хозяйствами, - приобретение
сельскохозяйственнойтехники сельскохозяйственнымиорганизац -удельный вес застрахованных посевныхплощадей в общей посевной площади -40,0%. |
Сроки реализации Программы |
2008 – 2012 года |
Объемы и финансирования с разбивкой по годам реализации программы |
- предполагаемый
объем финансирования 2008 год федеральный бюджет - 368831,0 тыс. рублей; областной бюджет Ульяновской области (далее - областной бюджет) - 534924,0 тыс. рублей; собственные средства - 862924,0 тыс. рублей; 2009 год федеральный бюджет - 379011,8 тыс. рублей; областной бюджет - 679172,7 тыс. рублей; собственные средства - 994104,7 тыс. рублей; 2010 год федеральный бюджет - 411559,2 тыс. рублей; областной бюджет - 858026,2 тыс. рублей; собственные средства - 1152290,7 тыс. рублей; 2011 год федеральный бюджет - 487448,3 тыс.рублей; областной бюджет - 985444,7 тыс. рублей собственные средства - 1358298,9 тыс. рублей; 2012 год Федеральный бюджет - 546391,9 тыс. рублей; областной бюджет - 1111526,7 тыс. рублей; собственные средства - 1599269,5 тыс. рублей. |
Ожидаемые реализации Программы и показатели оценки мероприятий Программы |
- улучшение жилищных условий в сельской местности - ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов общей площадью 16 тыс.кв. м; - повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 45,9% и уровня газификации домов природным газом - до 43,6%; - предотвращение
выбытия из - производство скота и птицы (в живом весе) на уровне 62,5 тыс. тонн ежегодно; - производство молока на уровне 309 тыс. тонн ежегодно; удельный вес племенного скота в общем поголовье составит 8,3%; - удельный вес
площади, засеваемой - удельный вес
застрахованных посевных - привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 год в размере 1916821,0 млн. рублей; |