Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;
1.1 стимулирование
роста производства основных
видов сельскохозяйственной
1.2 осуществление
2.1 поддержка развития
инфраструктуры
2.2 повышение эффективности
регулирования рынков
2.3 поддержка малых форм хозяйствования;
2.4 обеспечение эффективной
деятельности органов
2.5 научное обеспечение
эффективного развития
3.1 повышение уровня
4.1 диверсификация сельской
экономики, повышение
5.1 стимулирование инновационной
деятельности и инновационного
развития агропромышленного
5.2 создание условий для
сохранения и восстановления
плодородия почв, стимулирование
эффективного использования
5.3 развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
5.4 экологически
В качестве значимых тенденций в прогнозном периоде будут такие, как:
- увеличение инвестиций на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;
- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.
Прогноз реализации Государственной
программы основывается на достижении
уровней её основных показателей (индикаторов),
а также частных индикаторов
по соответствующим подпрограммам
и федеральным целевым
В части основных показателей
Государственной программы
- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 146,2% (к 2009 г. – 129,7%), в том числе продукции растениеводства – 169,7% (к 2009 г. – 129,3%), продукции животноводства – 126,9% (к 2009 г. – 128,0%);
- индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табака в 2020 г. к 2010 г. – 139%;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;
- уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 г. – 25%;
- достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны к 2020 г. до 95%.[24]
В растениеводстве предстоит
освоить интенсивные
В животноводстве решение
задачи ускоренного наращивания
производства мяса и молока позволит
повысить уровень потребления населением
этих продуктов при одновременном
их импортозамещении. Более оптимистические
возможности связаны с
Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одновременно возрастут
ресурсы для экспорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия. Кроме
зерна и продуктов его
Все это позволит существенно
повысить конкурентоспособность
- увеличивать объемы
- улучшить качество контроля
за эффективностью и
- стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;
- осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
-проводить работу по расширению посевных площадей и росту урожайности сельскохозяйственных культур;
- оказывать весь комплекс поддержки растениеводства: субсидии на приобретение семян, минеральных удобрений, средств химизации, на страхование посевов;
- выплачивать дополнительные субсидии для хозяйств, работающих на низкобалльных почвах.
- осуществлять выплаты субсидий на приобретение племенного скота;
- вобластном бюджете предусмотреть возмещение части затрат на строительство и реконструкцию животноводческих объектов;
- осуществлять выплаты субсидий на развитие молочного скотоводства в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах.
- создать условия для стимулирования роста сельского населения за счёт естественного роста и за счёт миграции, а также инвестиций в человеческий капитал;
- активно развивать не только сельское хозяйство, но и другие виды сельской экономики;
- создать все необходимые условия для роста занятости и доходов жителей села;
- разработать новую жилищную политику, нацеленную на увеличение объемов строительства доступного и комфортного жилья для сельчан;
- создать современную социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в сельской местности. В разы улучшить благоустройство сельских территорий;
- обеспечить надлежащий уровень пожарной, общей и экологической безопасности на селе.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных производственных, финансовых, социальных проблем. Повышение уровня продовольственного обеспечения населения областей будет способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Ульяновской и Саратовкой областей.
Для усовершенствования целевых программ различных уровней и улучшения качества их исполнения необходимо установить перечень целевых индикаторов обязательных для обоснования и исполнения в программах, направленных на стимулирование сельского хозяйства. В качестве целевых индикаторов целесообразно использовать показатели, представленные в таблице 17.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Расчет |
Интерпретация значения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах |
В % к предыдущему году |
W продукции отчетного года в ценах предыдущего года W продукции предыдущего года в ценах предыдущего года |
Характеризует количество произведенной продукции в сопоставимых ценах для сравнения полученных результатов |
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
В % к предыдущему году |
W прод. растениеводства отчетного года в ценах предыдущего года W прод. растениеводства предыдущего года в ценах предыдущего года |
Характеризует количество произведенной продукции растениеводства в сопоставимых ценах для сравнения полученных результатов |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
В % к предыдущему году |
W прод. животноводства отчетного года в ценах предыдущего года W прод. животноводства предыдущего года в ценах предыдущего года |
Характеризует количество произведенной продукции животноводства в сопоставимых ценах для сравнения полученных результатов |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства |
В % к предыдущему году |
V инвестиций в основной (V инвестиций в основной |
Характеризует изменение инвестиционной активности |
Отношение числа граждан занятых в с.х возрастом до 30 лет к общему числу занятых в с.х. |
В % |
Число граждан занятых в с.х возрастом до 30 лет общее число граждан занятых в с.х. |
Характеризует уровень привлекательности
отрасли для молодых |
Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий |
В рублях |
выработка валовой продукции предприятия на 1 работника производственного персонала планируемом периоде выработка валовой продукции предприятия на 1 работника производственного персонала в базисном периоде |
Характеризует динамику производительности труда |