Сущность и функции государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике……………..4
1.1. Общее понятие о государственных финансах…………………………….4
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике………………….6
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны…………….7
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений…………………………………………………………7
2.2. Значение внебюджетных фондов…………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

РЕЕРАТ.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

 

Предмет «Государственные и муниципальные финансы»

 

Домашняя  работа на тему

«Сущность и функции государственных финансов.»

 

 

 

Выполнила:

Махмутов Карим Каняфиевич

студент 4 курса Уп-1

специальность 080504

Проверил: Спановский В.А.

.\

Москва 2012 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Государственные финансы  и их роль в рыночной экономике……………..4

1.1. Общее понятие о  государственных финансах…………………………….4

1.2. Место и роль государственных  финансов в экономике………………….6

2. Классификация и особенности  финансовых ресурсов страны…………….7

2.1. Понятие и сущность  государственного бюджета как  основного ресурса финансовых  отношений…………………………………………………………7

2.2. Значение внебюджетных  фондов…………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает сегодня  трудности не только в области  государственного устройства, но и  в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической  реформы во многом связано с достижением  финансовой стабилизации.

Для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Для становления российской бюджетной  системы, несомненно, будет полезно  использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие  бюджетные органы.

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики  должно стать эффективное и грамотное  управление финансовыми ресурсами  страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

 

1. Государственные  финансы и их роль в рыночной  экономике

 

1.1. Общее понятие  о государственных финансах

 

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение  и использование денежных средств  субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования  валового внутреннего продукта. Эта  сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает  производство, реализацию и потребление  товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы  организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов  в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы  отражают взаимоотношения всех юридических  субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.1

Государственные финансы  являются составной частью общей  финансовой системы.

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение  и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного  условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные  финансы страны.

Финансовые ресурсы сектора  государственного управления формируются  главным образом за счет налогов  и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.

Средства, мобилизуемые посредством  государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные  нужды, которые не могут быть удовлетворены  за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся  государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Государство осуществляет свои функции не в целях получения  коммерческой выгоды или прибыли, а  для обеспечения коллективного  потребления. В этом плане государственные  финансы отражают взаимоотношения  между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними  хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства  и использования этих средств  в интересах налогоплательщиков.2

 

 

1.2. Место и роль  государственных финансов в экономике

 

Государственные финансы  занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе  экономической и политической жизни  страны, мобилизуя денежные ресурсы  для выполнения государством своих  функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:

Оказание государственных  услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.

Обеспечение законодательных  основ страны предполагает наряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.

Разделение полномочий между  законодательной, исполнительной и  судебной ветвями власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов  об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый  кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.

Разработка и  реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

 

2. Классификация  и особенности финансовых ресурсов  страны

 

2.1. Понятие и  сущность государственного бюджета  как основного ресурса финансовых отношений

Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей3.

Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу  получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов