Сущность и функции государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является:
1) изучение сущности и функций государственных финансов.
2) Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципального образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1) Сущность и функции государственных финансов………………………4
2) Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 27.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Сущность и функции государственных финансов………………………4
  2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под финансами понимается совокупность объективно обусловленных  экономических отношений, имеющих  распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых  в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов  хозяйствования и государства в  форме фондов денежных средств для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Различные  общественные потребности у хозяйствующих  субъектов и государства обусловливают  возникновение тех или иных видов  финансовых связей.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Роль региональных и местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина региональных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Целью контрольной работы является:

  1. изучение сущности и функций государственных финансов.
  2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципального образования.

1. Сущность и функции  государственных финансов.

Государственные финансы - это  совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения  и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот.

Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные финансы  выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной  сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей  развития социально ориентированной  экономики.

Финансы как экономическая  категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между  финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных финансов, позволяющее  выявить направления воздействия  финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные финансы  имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они  ориентированы на решение государственных  и муниципальных задач.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в  целом решающее значение имеют следующие  функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования  предполагает формулирование целей  и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно  относят и распределение ограниченного  объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации  включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает  необходимость определения порядка  составления, утверждения и исполнения  бюджета, выбор уполномоченных  кредитных организаций, разграничение  полномочий законодательных и  исполнительных органов власти  в бюджетном процессе, определения  прав и обязанностей функциональных  подразделений финансовых органов.  С этой функцией связан процесс  организационного построения внутренней  системы регулирования и контроля  бюджетных потоков и финансовых  ресурсов государства.

3. Функция стимулирования  основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей. С помощью  этой функции интерпретируются  факторы, влияющие на финансовую  деятельность и учитывающие ее  потребность в денежных средствах.  Решающую роль играют факторы,  определяющие поведение служащих  в процессе принятия ими решений  по тактическим и стратегическим  аспектам финансов.

4. Функция контроля означает  содействие реализации поставленных  целей. К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными  целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых  изменений в условия и факторы  финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные  с регулированием реального денежного  оборота:

1. Распределительная функция  государственных финансов заключается  в том, что через распределение  и перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы РФ.

Распределительная функция  заключается в том, что вновь  созданная стоимость подлежит распределению  в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, а также  источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс  перераспределения доходов между  различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  государственных финансов заключается  в реализации контроля рублем  за реальным денежным оборотом, участником которого является  государство, формированием централизованных  фондов денежных средств. Контроль  рублем имеет две формы: контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных  финансов реализуется по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

.

2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципального образования.

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных  образований (административных районов, поселков, городов).

Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч  местных бюджетов.

Бюджеты муниципальных образований  являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований  возрастает в связи с расширением  прав местных органов власти в  соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении".

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

- сосредоточение финансовых  ресурсов в бюджете муниципального  образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую  базу для реализации своих  полномочий в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  в которой записано: "Местное  самоуправление в Российской  Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью". И далее в  Конституции сказано: "Органы  местного самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения".

- главная роль местных  бюджетов - создание финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них  денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово-хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально-экономическое  развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам  муниципальной власти обеспечить планомерное  развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства. С помощью  местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий. С этой целью  формируются и реализуются региональные программы экономического и социального  развития муниципальных образований  по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых  случаях межбюджетные отношения.

Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать  нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях  непроизводственной сферы (школах, больницах  и др.)

Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

Финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты  оказывать воздействие на образование  оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования  материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств  и промыслов.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов