Учет и анализ товарооборота в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере ООО "Волгаконтракт", а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 106.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Торговля  – одна из главных отраслей национальной экономики любого государства, в  частности, и России. Показатель товарооборота, характеризующий объём продаж (в  том числе в оптовой и розничной  торговле), является важнейшим показателем  хозяйственной деятельности торговых организаций. Оптовый товарооборот характеризует объём товарной массы, реализованной одними организациями  другим с целью последующей продажи  или переработки. Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения  в сферу потребления путём  их обмена на денежные доходы. В любом  случае это показатель, характеризующий  масштабы деятельности любой организации, занимающейся торговлей товарами и  услугами.

Товарооборот  отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень  развитости рынка и его конъюнктуру. Он является основой для определения  потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и  вместе с тем занимает соподчинённое  положение по отношению к прибыли.

Торговля  - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Максимизация  прибыли – основная цель деятельности любой торговой организации. Её достижение невозможно без определения оптимального объёма товарооборота, обеспечивающего  достижение наибольшей прибыли. Для  торговых организаций необходимо достичь  такого объёма реализации, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

От объёма реализации товаров (работ, услуг) (товарооборота) зависят многие показатели эффективности  работы организаций торговли (чем  выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения, выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации), поэтому учёт и анализ процесса реализации занимают важное место в системе  управления субъектом хозяйствования. Правильно организованный учёт реализации имеет огромное значение как для  самой торговой организации в  части определения результатов  от её хозяйственной деятельности, так и для государства в  целом, получающего налоги от реализации товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная же система  анализа товарооборота позволяет  выявлять резервы увеличения его  объёма и принимать обоснованные управленческие решения по повышению  эффективности работы организаций.

Таким образом, товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны и рассматривается  на макроуровне в числе важнейших  целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует  стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики  к устойчивому развитию, поэтому  учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.

Предмет исследования – совокупность хозяйственных  операций по движению товаров. Объект исследования - ООО "Волгаконтракт".

Целью данной дипломной работы является комплексное  изучение методик бухгалтерского учета  реализации товаров, оценка и комплексный  анализ товарооборота торговой организации  на примере ООО "Волгаконтракт", а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

 Для  решения этой цели поставлены  следующие задачи:

- изучить теоретические основы, значение, состав и основные направления  развития товарооборота на современном  этапе;

-    изучить нормативно-правовые акты, регулирующие учёт реализации;

- изучить  и охарактеризовать основные  направления и результаты деятельности  рассматриваемой организации;

- изучить  и проанализировать состояние  учёта и документального оформления  реализации товаров;

- проанализировать  состав, структуру, динамику, равномерность  и ритмичность развития товарооборота;

-   проанализировать влияние факторов  на изменение товарооборота;

- провести  управленческий анализ в части  оптимизационного ценообразования  и прогнозный анализ оптового  товарооборота;

-  выработать  рекомендации по совершенствованию  учёта реализации товаров и  повышению эффективности деятельности  организации.

Для достижения поставленных задач были использованы различные литературные источники. В книгах Кожарского В.В., Пономаренко  П.Г., Завилейского Г.Г. и др. подробно рассмотрены понятие товарооборота, учёт оптовой и розничной реализации, детально описано документальное оформление реализации товаров. Такие авторы, как  Баканов М.И., Кравченко Л.И., Чернов В.А. и др. проводят глубокий анализ товарооборота в общем и по его составу и структуре, анализ равномерности развития товарооборота; факторный анализ реализации.

Кроме того, были использованы труды российских экономистов (Вахрушина М.А., Бороненкова  С.А. и др.) по управленческому анализу, раскрывающие методы оптимального формирования цен и обоснование необходимого объёма продаж при помощи маржинального  анализа.

Была  использована периодическая литература, в которой были изложены некоторые  актуальные аспекты учёта реализации и анализа товарооборота, а также нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические аспекты учета и анализа товарооборота в торговле
    2. Понятие, цель и задачи учета товарооборота в торговле

Придавая  большое значение реализации как  одной из стадий круговорота хозяйственных  средств, торговлю справедливо считают  связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную  деятельность любой организации. Так  как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой  товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных  направлений деятельности субъекта хозяйствования. 

Товарооборот - это продажа товаров в денежном выражении. Он бывает розничным и  оптовым. Розничный товарооборот включает в себя продажу товаров за наличный и безналичный расчет населению, предприятиям розничной торговли и общественного питания. Оптовый товарооборот – это продажа товаров другим предприятиям для дальнейшей переработки и реализации. Существует 2 формы оптовой реализации: складской – это реализация товаров от поставщиков покупателю через склады оптовой торговли. Транзитный оборот – это реализация товаров от поставщика к покупателю. Транзитный оборот бывает с участием оптовой базы в расчетах и без участия. При транзитном обороте без участия в расчетах, оптовая база не участвует в расчетах между поставщиком и покупателем. Он может организовать поставку товаров от поставщика покупателю. Выручка предприятия оптовой торговли определяется по расчетным документам на отпущенные товары. Выручка в рознице и общественном питании определяется по показателям кассовых счетчиков. Объем выручки контролируется налоговыми органам.

Для правильного руководства деятельностью  предприятия торговли необходимо располагать  полной, точной, объективной, своевременной  и достаточно детальной экономической  информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации  торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное  отражение в учете операций, связанных  с их выбытием.

Главной целью бухгалтерского учета  в торговле являются:

контроль товаров и их сохранность; своевременное предоставление руководству  организации информации о фактическом  валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для целей  учёта используется показатель выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг, отражаемый организацией в форме  бухгалтерской отчётности "Отчёт о прибылях и убытках", который формируется по данным учётных регистров (счёт 90 "Реализация"). Показатель товарооборота же (в разрезе направлений деятельности) показывается в формах статистической отчётности ф.-№ 1-опт "Отчёт о деятельности организации оптовой торговли" (полугодовая), 1-торг "Отчёт о товарообороте и запасах товаров" (месячная), 3-торг "Отчёт о розничной торговле" (квартальная) и используется для оценки и анализа его объёмов.

Объём товарооборота  субъекта хозяйствования определяется путём корректировки показателя выручки от реализации (в разрезе  сфер деятельности и в целом по организации), полученного по данным учёта и отражённого в бухгалтерской  отчётности, согласно указаниям по заполнению соответствующей формы  государственной статистической отчётности и другим нормативным-правовым актам, содержащим порядок расчёта показателя товарооборота.

Учёт  товаров и их реализации в торговых организациях предполагает соблюдение следующих принципов:

1) Принцип материальной ответственности работников за товарно-материальные ценности при их приёмке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учёта товаров и тары по местам хранения и материально ответственным лицам.

2) Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые организации реализуют путём применения типовых и специализированных форм товарных документов для учёта поступления и реализации товаров и тары, которые являются бланками строгой отчётности.

3) Принцип периодической отчётности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчётности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п.

4) Принцип использования в учёте денежного и натурального измерителей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учёта в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов.

5) Принцип соответствия в учёте товарных операций требует:

- отражения  в учёте поступления, выбытия,  внутреннего перемещения товаров  и тары, результатов их инвентаризации  в том отчётном периоде, в  котором совершены хозяйственные  операции, проведена инвентаризация;

-  единства оценки поступивших  и выбывших товаров, что обусловливает  списание с материально ответственных  лиц выбывших товаров и тары  по тем же ценам, по которым  они были оприходованы под  отчёт; 

-  соответствия учётных и  отчётных данных фактическому  наличию товаров и тары, что  обеспечивается их инвентаризацией  и отражением в учёте выявленных  отклонений;

- тождества данных натурально-стоимостного  и стоимостного учёта, синтетического  и аналитического учёта товаров,  что обусловлено отражением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учёта и обеспечено сверкой соответствующих учётных данных в регистрах бухгалтерского учёта.

6) Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчётности по себестоимости. Себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) в торговле – их покупная без налогов с реализации. В оптовых торговых организациях учёт товаров осуществляют по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость) или фиксированным розничным ценам. Полную себестоимость продаж (остатка) товаров в оптовой торговле определяют суммированием себестоимости реализованных товаров (остатка товаров) по покупным ценам и расходов на их реализацию (на остаток товаров).

7) Определение момента реализации (признания выручки) и оценки доходов от видов деятельности позволяет обеспечить единые методические основы учёта выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговых платежей в бюджет.

 В учетах автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Торговая организация либо самостоятельно разрабатывает систему нумерации товаров, либо пользуется системой, предложенной бухгалтерской программой. 

Для учета товаров используется балансовый счет 41 «товары» и два забалансовых, счет 002 «тмц на ответственном хранении» и счет 004 «товары, принятые на комиссию». Такое разделение в учете осуществляется по признаку права собственности на товар. На счете 41 учитываются товары право собственности, на которые перешло торговой организации. На забалансовых счетах учитываются товары на хранении и принятые на комиссию. Таким образом, в учете делятся товары, принадлежащие самой организации и товары, принадлежащие другим собственникам.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота в торговле