Учет и анализ товарооборота в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере ООО "Волгаконтракт", а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 106.43 Кб (Скачать файл)

 

Показатели  взяты из приложения 1. Выручка от продажи продукции и произведенных работ увеличилась в отчетном периоде на +29303 тыс. руб. Вместе с тем возрос показатель себестоимости на +29224 тыс. руб. Данное увеличение пропорционально объему поставленной продукции и оказанных услуг. Но вместе с тем наблюдается сокращение финансового результата. Так прибыль до выплаты налога сократилась на –99 тыс. руб., а чистая прибыль сократилась на –136 тыс. руб. Это связано с тем, что увеличились Затраты на 1 руб. товарной продукции, увеличение составляет +0,01 руб/руб. товарной продукции. Отсюда наблюдается снижение показателей рентабельности на –1,9 пункта относительно показателя за прошлый отчетный период, снижение более чем на 40%. На предприятии увеличивалась численность рабочих на + 47 человек, и так же увеличился фонд заработной платы на +1732 тыс. руб. что составляет +30% от уровня прошлого отчетного периода. Вместе с тем Затраты зарплаты на 1 руб. товарной продукции сократились, на -0,03 руб/руб., что составляет –21% от уровня прошлого периода. А увеличение среднемесячной заработной платы составляет +8% от уровня прошлого отчетного периода. Показатель среднегодовой выработки рабочего увеличился на +71,63 тыс. руб. или на +38% относительно уровня прошлого отчетного периода.

2.2 Учет товарооборота в ООО "Волгаконтракт"

Предметом бухгалтерского учета в торговле является хозяйственная деятельность торговой организации. Составными частями  предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К  ним относятся:

1) имущество  (активы организации);

2) обязательства  организации (источники формирования  имущества);

3) хозяйственные  операции, вызывающие изменение  имущества и источников их  формирования.

Порядок отражения товаров в бухгалтерском  учете регулируется ПБУ 5/01.

При поступлении  товаров оформляется Акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Если количество и качество товаров не совпадает с данными, указанными в сопроводительных документах дополнительно составляется Акт об установленном расхождении (форма № ТОРГ-2). При этом приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки) покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется "Акт об установленном  расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (форма N ТОРГ-2) для отечественных  товаров и "Акт об установленном  расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров" (форма N ТОРГ-3) для импортных товаров.

Для оформления приемки и оприходования (принятия на ответственное хранение) тары или  упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров и не указанных  поставщиком (грузоотправителем) отдельно в счете, применяется "Акт об оприходовании  тары, не указанной в счете поставщика" (форма N ТОРГ-5).

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых  передается в бухгалтерию, другой остается у материально-ответственного лица.

Если  в результате хранения на складе предприятия  по тем или иным причинам товар  портится, теряет качество и свои полезные свойства и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма N ТОРГ-16).

Единица бухгалтерского учета товарных запасов  выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной  политике.

Выбранный метод обеспечивает формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.

Для учета  товаров предназначен один балансовый счет 41 "Товары" и два забалансовых счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию". В данном случае разделение в учете  осуществляется по признаку права собственности  на товар. На балансовом счете 41 учитываются  товары, право собственности на которые  перешло к торговой организации. На забалансовых счетах учитываются  товары на хранении (002) и принятые на комиссию (004). Таким образом, в бухгалтерском  учете делится товар, принадлежащий  самой торговой организации, и товар, принадлежащий другим собственникам.

Далее необходимо разделить товар по признаку его  предназначения для оптовой или  розничной продажи. Для этого  к балансовому счету 41 открываются  субсчета:

1 - товары  на складах;

2 - товары  в розничной торговле;

3 - тара  под товаром и порожняя;

4 - товары  в пути;

5 - неотфактурованные  поставки.

Следующий уровень учета - по местам хранения и материально-ответственным лицам. Такой учет необходим для управленческих целей и проведения инвентаризации. Учет по материально-ответственным  лицам ведется на аналитическом  уровне.

Под оценкой  товарных запасов понимают выбор  цены (балансовой стоимости), по которой  приходуют (учитывают) товары в бухгалтерском  балансе организации.

Для целей  бухгалтерского учета организация  выбирает цену товаров и порядок  отражения на счетах из способов:

  1. По покупным ценам
  • товары учитываются по фактической стоимости (на счете 41 "Товары");
  • товары учитываются по учетной стоимости (с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей");
  1. По продажным ценам
  • товары учитываются по продажной стоимости (с использованием счета 42 "Торговая наценка").

Покупная  стоимость = цена поставщика (без НДС) + акцизы + таможенные пошлины

Продажная цена = покупная цена + торговая наценка

Торговая  наценка = доход организации + сумма НДС

При этом в зависимости от выбранного способа  корреспонденция будет следующей: Корреспонденция в зависимости от выбранного способа показана в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Порядок отражения на бухгалтерских счетах операций с товарами

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Учет по фактической стоимости

1.1.

Приобретены товары у поставщика

41

60

1.2.

Учтена сумма транспортно-заготовительных расходов

41(44)

60

2. Учет товаров по учетной стоимости

2.1.

Учтена стоимость товаров поставщика

15

60

2.2.

Учтена сумма транспортно-заготовительных  расходов

15

60

2.3.

Учтена стоимость поступивших  товаров

41

15

2.4.

Учтена сумма отклонений в стоимости  товара

16

15

3. Учет товаров по продажной  стоимости

3.1.

Учтена стоимость товаров поставщика

41

60

3.2.

Учтена сумма посреднического  вознаграждения

41

60

3.3.

Учтена сумма транспортных расходов

44

60

3.4.

Установлена сумма торговой наценки

41

42


 

В ООО "Волгоконтракт" товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения (по покупной стоимости). В покупную стоимость товара входят цена поставщика без НДС и акциз по подакцизным товарам. В покупную стоимость импортных товаров включают контрактную цену (включая расходы по доставке товара до российской границы), таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление, другие обязательные таможенные платежи, установленные законом. Формирование балансовой стоимости товара из указанных элементов является наиболее удобным для бухгалтерского учета в торговле.

Оптовая цена - цена, по которой предприятие-изготовитель продает свою продукцию оптовым  покупателям. Оптовая цена складывается из цены предприятия-изготовителя (себестоимость  плюс прибыль) и скидки (наценки) в  пользу сбытовой организации для  покрытия сбытовых расходов и получения  прибыли.

Розничная (продажная) цена - цена, по которой товар  продается населению в розницу. Розничная цена включает в себя оптовую  цену и наценку для покрытия торговых расходов розничной торговой организации, уплаты установленных налогов (например, НДС, налога с продаж) и получения  прибыли.

Продажная цена - цена, по которой товар продается  оптом и мелким оптом.

Договор купли-продажи может предусматривать  изменение цены в результате изменения  показателей, формирующих структуру  цены (себестоимость, расходы на продажу, прибыль, косвенные налоги и т.п.). В таком случае в договоре должен быть определен способ пересмотра цены. Если же этого нет, то надо следовать  норме п.3 ст.485 ГК РФ: цена определяется исходя из соотношения перечисленных  показателей на момент заключения договора и передачи товара.

Свободная (рыночная) цена - цена, которая устанавливается  продавцом товара с учетом конъюнктуры  рынка, спроса и предложения.

Наиболее  полное определение рыночной цены товара содержится в ст.40 Налогового кодекса  РФ (НК РФ).

Рыночной  ценой товара признается цена, сложившаяся  при взаимодействии спроса и предложения  на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в  сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении  рыночных цен надо соблюдать следующие  правила:

  • не берутся во внимание сделки между взаимозависимыми лицами. Сделки между взаимозависимыми лицами принимаются во внимание только при условии, что взаимозависимость лиц не повлияла на результаты сделки;

учитывается информация о заключенных на момент продажи товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.

Вопрос  правильного определения цены очень  важен для торговой организации. Во-первых, от этого зависит финансовое состояние организации: сможет ли она  покрыть свои расходы и получить прибыль, продавая товары по установленным  ценам. Во-вторых, уровень цен в  торговой организации в определенных случаях является предметом интереса налоговой инспекции.

В условиях рыночной экономики торговая организация  приобретает товар одного и того же наименования у разных поставщиков. Соответственно и покупные цены на эти товары различаются. Однако устанавливать  на эти товары разные розничные цены не имеет смысла. Следовательно, при  разной цене поставщика и одинаковой розничной цене торговая наценка  на один и тот же вид товара будет  различной. Поэтому в реестр розничных  цен вводят еще одну графу - "Поставщик".

Розничная цена в общем случае определяется по формуле:

РЦ = ЦП + ТН                                                                                    (2.1),

где РЦ - розничная цена;

ЦП - цена поставщика (с НДС) ;

ТН - торговая наценка.

Однако  если поставщик товара не является плательщиком НДС, то розничную цену следует определять по формуле:

РЦ = (ЦП + ТНо) + % НДС х (ЦП + ТНо)                                       (2.2),

где ТНо - торговая наценка на цену поставщика;

% НДС  - ставка НДС, по которой облагается  товар (в соответствии со ст.164 НК РФ).

В данном случае общая величина торговой наценки  должна составлять:

ТН = ТНо + % НДС х (ЦП + ТНо)                                                     (2.3).

Учет издержек обращения на остаток  товаров.

В процессе осуществления хозяйственной  деятельности на счете 44 "Расходы  на продажу" организация торговли отражает все производственные затраты, как относящиеся к реализованным  товарам, так и к тем, которые  еще не нашли своего покупателя. Среди всех производственных расходов, осуществляемых организациями торговли, самыми значительными являются, расходы  на доставку товаров, которые увеличивают  покупную стоимость товаров на достаточно значительные суммы (до 50%). И если все  остальные производственные расходы  торговых организаций, в силу своей  незначительности, могут списываться  на финансовые результаты через счет реализации в полном объеме, то в  отношении транспортных расходов этого  делать нельзя, так как это приведет к искажению реального положения  дел в организации торговли.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота в торговле