Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере ООО "Волгаконтракт", а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.
Далее необходимо разделить товары по признаку его предназначения для оптовой или розничной продажи. Для этого к счету 41 можно открыть субсчета 41.1 - товары на складах, 41.2 - товары в розничной торговле.
В общем смысле товарооборот – это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю.
Таким образом, полный и достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль.
Анализ товарооборота предприятия позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.
Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо так же проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.
Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Целью анализа товарооборота является оценка положения оптового предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Однако предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл. типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.
В процессе анализа оптового товарооборота
предприятия решают целый ряд задач и
оценивают их с позиции достижения поставленных
целей. Множество таких задач целесообразно
разделить на две группы:
задачи, связанные с реализацией, и задачи,
связанные с закупками товаров и услуг.
В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.
Во-вторых, необходимо выполнить анализ
источников закупок (провести маркетинговые
исследования закупок), правил отбора
по определённым критериям поставщиков
товаров, выработке мер по активизации
закупок (использование инструментов
маркетинга закупок), условий разовых
и постоянных закупок, концентрации и
распыления заказов, изучить политику
цен, осуществлять контроль за поступлением
товаров.
Из приведённых положений видно, что
главным для предприятия явл. определение
потребностей оптовых покупателей, установление
постоянных связей и нахождение источников
приобретения товаров в целях полного
удовлетворения указанных потребностей.
Деление задач на две группы позволяет
более глубоко исследовать оптовую реализацию
товаров и услуг.
В процессе анализа товарооборота оптовые
предприятия изучают следующие показатели:
- динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
- долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;
- долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
- заявки покупателей и структуру оптового
товарооборота;
- отношение оптово-складского товарооборота
к розничному и коэффициент звенности
товародвижения, исчисляемый как отношение
валового товарооборота (всех видов оптового
и розничного) к чистому (розничному в
динамике по зоне деятельности предприятия
и в сравнении с показателями по региону
в целом).
Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности.
На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.
Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности.
Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей - обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.
Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах.
В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.
При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения на стоимостную величину поставок.
Оптовые предприятия изучают и ритмичность поставок:
V = b * 100 : П
где V - коэффициент вариации;
b - среднее квадратическое отклонение фактического объёма
поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле:
bn
= ? (Пi - П)2 / n
где Пi - поставка за первый период;
П - средний уровень поставки, рассчитанный как П = ? П / n;
n - число поставок.
При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.
Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:
1) в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг;
2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;
3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;
4) каков уровень рентабельности.
Такая политика в области цен может быть признана успешной в том случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.
В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно разобраться в маркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли место проникновение товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования.
На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий:
1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;
2) установление цен на уровне конкурентов;
3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.
В процессе анализа предприятие должно
привести доказательства обоснованности
ценовой стратегии и провести расчёт её
влияния на конечные результаты оптового
предприятия - объёмы товарооборота и
прибыли.
Заключительным этапом анализа товарооборота
оптового предприятия явл.:
Ведение бухгалтерского учета в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса разделяются на следующие уровни указаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Система нормативных документов.
1-й уровень |
Закон "О бухгалтерском учете" Гражданский кодекс РФ Другие законы по бухгалтерскому учету Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ |
2-й уровень |
Положения по бухгалтерскому учету (стандарты) |
3-й уровень |
Нормативные документы Минфина России: - приказы - методические рекомендации (указания) - инструкции - комментарии - письма |
4-й уровень |
Приказ по учетной политике организации Другие рабочие документы организации |
Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон содержится четыре главы, в которых раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего, в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации; регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушения действующего законодательства по бухгалтерскому учету. Федеральным законом установлены общие положения по бухгалтерскому учету, порядок учета финансово-хозяйственной деятельности.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, Приказ Минфина РФ "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета…», Аудиторские стандарты и д.р.
К нормативным документам первого уровня также относится Гражданский кодекс РФ. Гражданский кодекс определяет такие понятие как «сделка», «договор купли-продажи», «договор поставки», «цена товара», «качество товара» и д.р. Также в Гражданском кодексе определены обязанности продавца и покупателя, порядок совершения сделок, виды оплаты товара, условия поставки товара, порядок обмена товара, основания изменения и расторжения договора и т.д.
Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы
торгового товарооборота в
К данному уровню нормативного регулирования относятся также Трудовой кодекс, Законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», « Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», постановление правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» и т. п.
Нормативные акты второго уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные и утвержденные Министерством финансов РФ.
Учетный стандарт можно определить
как свод основных правил, устанавливающий
порядок учета и оценки определенного
объекта или их совокупности. Учетные
стандарты (в отечественном