Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по эффективному управлению затратами для улучшения финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических и методических аспектов управления затратами на предприятии.
Анализ финансового состояния ООО «Сhik» за 2 квартал – 4 квартал 2004 г.
Анализ эффективности и обоснованности расходов ООО «Сhik» .
Анализ динамических изменений и применение сведений о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу.
Выявление резервов снижения себестоимости, изыскание путей их мобилизации.
Разработка рекомендаций по снижению уровня затрат путем эффективного финансового управления ими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………….……………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ё ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...…………..………….5
Затраты: понятие и классификация…………………………...………5
Методы управления затратами на предприятии……………...…….17
Роль управления затратами в современных условиях……...………31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ООО «CHIK»......38
Характеристика деятельности ООО «Chik»………………...………38
Анализ финансового состояния ООО «Chik»………………...…….42
Анализ формирования себестоимости на ООО «Chik»..…………..62
Управление себестоимостью на ООО «Chik»…………………...….72
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ООО «CHIK»…………………………...…………………..….77
3.1. Комплекс мер по управлению затратами на ООО “Chik”.………...…77
3.2. Внедрение методов планирования затрат в деятельность ООО “Chik”.........................................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……99

Файлы: 1 файл

Управление затратами на предприятии.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.10

Основные показатели деятельности предприятия

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Прибыль, тыс. руб.

-8,1

15,6

7,1

Темп роста прибыли, %

 

192,6

45,5

Выручка от реализации товаров, тыс. руб.

1107,5

1976,6

2290,5

Темп роста выручки  от реализации, %

 

178,5

115,9

Авансированный капитал, тыс. руб.

1318

1629

2064

Темп роста авансированного  капитала, %

 

123,6

126,7


Показатели деловой  активности находятся на оптимальном уровне лишь в 3 квартале 2004 года, в 4 квартале же рост выручки от реализации ниже роста авансированного капитала, а прибыль снижается с 15,6 тыс. руб. в 3 квартале до 7,1 тыс. руб. в 4 квартале.

К обобщающим показателям  оценки эффективности использования ресурсов предприятия  относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивого экономического роста.

Ресурсоотдача – это  коэффициент  оборачиваемости всего  авансированного капитала. Она характеризует  объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия (табл. 2.11).

 

 

 

 

 

Таблица 2.11

Показатели ресурсоотдачи  ООО «Chik» за 2-4 квартал 2004 г.

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Выручка от продаж, тыс. руб.

1107,5

1976,6

2290,5

Средняя сумма активов, тыс. руб.

1318,0

1629,0

2064,0

Ресурсоотдача

0,84

1,21

1,11


В ООО «Chik» отмечается рост ресурсоотдачи в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом 2004 г., и ее небольшое снижение в 4 квартале с 1,21 до 1,11, что свидетельствует о некотором спаде эффективности использования ресурсов.

Коэффициент устойчивости экономического роста – это фактический  или прогнозируемый темп прироста реализованной  продукции. Он показывает, какими в  среднем темпами может развиваться  предприятие в дальнейшем, не меняя  уже сложившегося  соотношения между источниками финансирования, т.е. между собственным и заемным капиталом, не меняя уровня фондоотдачи, рентабельности, не изменяя дивидендную политику и т.д. (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Показатели устойчивости экономического роста

ООО «Chik» за 2-4 квартал 2004 г.

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Чистая прибыль, тыс. руб.

-8,1

15,6

7,1

Собственный капитал, тыс. руб.

574

589

597

Рентабельность собственного капитала

-0,014

0,026

0,012

Реинвестированная прибыль, тыс. руб.

-8,1

15,6

7,1

Коэффициент реинвестированной  прибыли

1

1

1

Коэффициент устойчивости экономического роста

-0,014

0,027

0,012


Расчеты показали, что  ООО «Chik» может развиваться далее с приростом рентабельности собственного капитала в 1,2 %.

Для оценки эффективности ресурсов также рассчитываются частные показатели оборачиваемости. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, во сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства за анализируемый период (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Частные показатели эффективности  использования ресурсов ООО «Chik» за 2 – 4 квартал 2004 г.

 

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Выручка от продаж, тыс. руб.

1107,5

1976,6

2290,5

Средняя за анализируемый  период сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

40

176

467

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

27,7

11,2

4,9

Средняя за анализируемый  период сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

744

1040

1467

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности

1,5

1,9

1,6

Средняя стоимость материально-производственных запасов, тыс. руб.

73

105

189

Коэффициент оборачиваемости  материально-производственных запасов

15,2

18,8

12,1

Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.

336

317

299

Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)

3,3

6,2

7,7

Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб.

574

589

597

Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала

1,9

3,4

3,8


В данном случае наблюдается  снижение оборачиваемости дебиторской  задолженности. Это говорит о том, что, несмотря на рост выручки от реализации, из-за роста дебиторской задолженности эффективность деятельности предприятия снижается. Данный показатель полезно сравнивать с оборачиваемостью по кредиторской задолженности. Расчеты показали, что условия коммерческого кредитования, которыми пользуется ООО «Chik» гораздо выгоднее тех, которые предприятие предоставляет своим покупателям.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов и рассчитывается делением выручки или себестоимости на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов.

Фондоотдача рассчитывается путем  деления произведенной или реализованной  продукции на среднегодовую стоимость  основных средств. В ООО «Chik» наблюдается положительная тенденция роста данного показателя с 3,3 во 2 квартале до 7,7  в 4 квартале, но в данном случае это связано не только с ростом выручки от продаж, но и со снижением стоимости основных средств.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается делением выручки от продаж на среднегодовую стоимость собственного капитала. Динамика этого показателя, т.е. его рост  с 1,9 до 3,8 отражает положительные тенденции в деятельности предприятия.

В целом, анализ деловой активности показал недостаточную эффективность основной деятельности предприятия, снижение большинства показателей оборачиваемости ресурсов ООО «Chik».

Рентабельность –  это показатель эффективности. Рентабельность – это отношение эффекта к  затратам или результатам (табл. 2.14).

 

 

 

 

 

Таблица 2.14

Показатели рентабельности ООО «Chik» за 2 – 4 квартал 2004 г.

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Чистая прибыль, тыс. руб.

-8,1

15,6

7,1

Среднегодовая стоимость  активов предприятия, тыс. руб.

1318,0

1629,0

2064,0

Выручка от продаж, тыс. руб.

1107,5

1976,6

2290,5

Полная себестоимость, тыс. руб.

1115,6

1961,0

2283,4

Среднегодовая стоимость  собственного капитала, тыс. руб.

574

589

597

Рентабельность всех активов предприятия, %

-0,61

0,96

0,34

Рентабельность продаж, %

-0,73

0,79

0,31

Рентабельность издержек, %

-0,73

0,80

0,31

Рентабельность собственного капитала, %

-1,41

2,65

1,19


Рентабельность всех активов предприятия рассчитывается, как частное от деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость  активов предприятия. Анализ рентабельности активов ООО «Chik» показал, что при использовании 100 денежных  единиц активов, предприятие получило во 2 квартале 0,61 денежной единицы убытков, а в 3 и 4 квартале соответственно 0,96 и 0,34 денежной единицы прибыли.

Рентабельность продаж – это отношение чистой или  валовой прибыли к выручке  от продаж. В ООО «Chik» низкие показатели рентабельности (а во 2 квартале отрицательный показатель) отражают неспособность предприятия контролировать себестоимость продукции, т.е. текущие расходы предприятия. Эффективность всей деятельности предприятия (основной, финансовой, маркетинговой) во 2 квартале составила -0,73 %, в 3 квартале 0,80 %, а в 4 квартале снизилась до 0,31 %.

Рентабельность издержек равна отношению прибыли к  полной себестоимости. В ООО «Chik» данный показатель практически равен рентабельности продаж в связи с низким уровнем прибыли, а во 2 квартале с убытком, а соответственно, с почти равным уровнем выручки и себестоимости. Анализ показал, что на 100 руб. вложенных затрат предприятие получило во 2 квартале 0,73 руб. убытков, в 3 квартале 0,80 руб. прибыли, а в 4 квартале – 0,31 руб. прибыли.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается, как частное от деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость собственного капитала. Как и остальные показатели рентабельности, она находится на очень низком уровне. Собственникам выгоднее было бы вложить инвестированный в ООО «Chik» капитал по другим направлениям, но также следует учитывать  достаточно малый период работы предприятия, что не позволяет сделать однозначный вывод.

Для оценки уровня коэффициентов  оборачиваемости и рентабельности полезно сопоставить эти показатель между собой. Также оборачиваемость и рентабельность можно рассматривать вместе, т.е. оценить взаимозависимость рентабельности и оборачиваемости. Это осуществляется через формулу Дюпона. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности продаж, но и от оборачиваемости (табл. 2.15).

Таблица 2.15

Взаимозависимость рентабельности и оборачиваемости

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Рентабельность активов

-0,61

0,96

0,34

Рентабельность продаж

-0,73

0,79

0,31

Ресурсоотдача

0,84

1,21

1,11


Данная взаимозависимость  показывает, что для обеспечения  необходимого уровня рентабельности активов  необходимо в первую очередь повысить рентабельность продаж до конкурентоспособного уровня, а также увеличить скорость оборота активов.

Таким образом, анализ рентабельности показал, что на данном предприятии  выручка от продаж практически полностью  идет на покрытие текущих расходов, что не дает возможности собственникам  получать прибыль. В связи с этим, все показатели рентабельности находятся на очень низком уровне, т.е. на данном этапе деятельность ООО «Chik» является неэффективной. Поэтому в первую очередь необходим глубокий анализ формирования себестоимости для изыскания причин неэффективной деятельности ООО «Chik».

 

 

    1. Анализ формирования себестоимости на ООО «Chik»

 

Анализ структуры себестоимости  дает возможность установить влияние  технического прогресса, механизации  и автоматизации производства на уровень и динамику себестоимости, определить факторы, влияющие  на ее снижение.

В отдельную статью затрат на предприятиях торговли выделяют покупную стоимость товаров, которая особенна значительна (табл.2.16).

Таблица 2.16

Состав и структура  себестоимости товаров ООО «Chi

за 2 – 4 квартал 2004 г.

Показатели

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Покупная стоимость  товаров

850,0

76,2

1624,0

82,8

1704,3

74,6

Материальные затраты

49,3

4,4

62,0

3,2

126,6

5,5

Затраты на оплату труда

100,4

9,0

154,1

7,9

241,0

10,6

Отчисления на социальные нужды

17,2

1,6

25,8

1,3

38,5

1,7

Информация о работе Управление затратами на предприятии