Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке мероприятий по эффективному управлению затратами для улучшения финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических и методических аспектов управления затратами на предприятии.
Анализ финансового состояния ООО «Сhik» за 2 квартал – 4 квартал 2004 г.
Анализ эффективности и обоснованности расходов ООО «Сhik» .
Анализ динамических изменений и применение сведений о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу.
Выявление резервов снижения себестоимости, изыскание путей их мобилизации.
Разработка рекомендаций по снижению уровня затрат путем эффективного финансового управления ими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………….……………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ё ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……...…………..………….5
Затраты: понятие и классификация…………………………...………5
Методы управления затратами на предприятии……………...…….17
Роль управления затратами в современных условиях……...………31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ООО «CHIK»......38
Характеристика деятельности ООО «Chik»………………...………38
Анализ финансового состояния ООО «Chik»………………...…….42
Анализ формирования себестоимости на ООО «Chik»..…………..62
Управление себестоимостью на ООО «Chik»…………………...….72
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ООО «CHIK»…………………………...…………………..….77
3.1. Комплекс мер по управлению затратами на ООО “Chik”.………...…77
3.2. Внедрение методов планирования затрат в деятельность ООО “Chik”.........................................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……99

Файлы: 1 файл

Управление затратами на предприятии.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Из таблицы видно, что в 3 квартале общая сумма затрат выше затрат второго  квартала на 845,4 тыс. руб. или на 75,8 %, в том числе в связи с  увеличением объема реализации товаров на 78,5 % сумма затрат увеличилась на 680,8  тыс. руб. или на 61 % (680,8/1115,6*100). За счет увеличения уровня удельных переменных затрат издержки на реализацию товаров увеличились на 158,2 тыс. руб. или на 14,2 % (158,2/1115,6*100), а за счет влияния уровня постоянных расходов издержки на реализацию товаров увеличились на сумму 6,4 тыс. руб. или на 0,6 % (6,4/1115,6*100). Таким образом, общая сумма затрат повысилась на 75,8 % (61 + 14,2 + 0,6).

В 4 квартале наблюдается также повышение общего уровня затрат, но в данном случае оно обусловлено повышение объема реализации товаров, что привело  к увеличению уровня затрат на 263,5 тыс. руб. или на 13,4 %, и увеличением удельных переменных затрат, что привело к повышению уровня затрат на 68,7 или на 3,5 %. Изменение же уровня постоянных издержек привело к снижению затрат на реализацию товаров. За счет снижения постоянных затрат себестоимость снизилась на 9,8 тыс. руб. или на 0,5 %. Общая сумма затрат повысилась на 16,4 % (13,4 + 3,5 – 0,5).

Снижение постоянных издержек на ООО  «Chik» объясняется повышением объемов реализации товаров, и соответственно уменьшению доли постоянных издержек в себестоимости единицы товаров. Это дало некоторое увеличение прибыли и снижение силы воздействия операционного рычага.

Помимо изучения действующей практики формирования затрат, необходимо критически осмыслить происходящие изменения  в системе управления финансами  предприятия, в частности в системе  управления затратами на ООО «Chik».

 

 

 

 

 

2.4. Управление себестоимостью на ООО «Chik»

 

В условиях свободной  конкуренции цена товаров, реализуемых  предприятиям, выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного  ценообразования. В то же время каждое предприятие стремится к получению  максимально возможной прибыли. И здесь, помимо увеличения объемов реализации товаров, продвижения их на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на реализацию товаров.

На ООО «Chik» управлению затратами на реализацию продукции не уделяется должного внимания. Предприятие не способно контролировать текущие расходы предприятия, о чем свидетельствуют низкие показатели рентабельности ООО «Chik».

На предприятии не осуществляется ни текущее, ни перспективное  планирование, не прогнозируется поведение затрат при освоении новых рынков сбыта, расширении ассортимента реализуемых товаров. Это приводит к высокому уровню производственного риска.

Как и в большинстве  частных компаний, в ООО «Chik» бухгалтерия занимается не только бухгалтерским учетом, но и вопросами финансового управления, при этом основное значение придается именно учетной работе, т.е. непосредственно бухгалтерскому учету. Для целей же управленческого учета система бухгалтерского учета не адаптирована.

До сих пор руководители многих фирм не видят необходимости в содержании сотрудников и структурных подразделений, целью которых являлось бы финансовое планирование деятельности предприятия. В итоге эта задача ложится на плечи бухгалтера, который и без этого имеет большой объем работы. Таким образом, ООО «Chik» может анализировать лишь фактически сложившийся уровень затрат, когда повлиять на их рациональное формирование уже невозможно. В этом случае руководство  ООО «Chik» может разобраться лишь в уже совершенных операциях, тогда, как есть объективная необходимость в проектировании будущих финансовых операций. Только так возможно будет оценить все возможные выгоды и потери, сопряженные именно с данной операцией. При этом ни в коем случае не должно  отвергаться накопленных данных.

В сложившейся системе управления затратами на  ООО «Chik» для обоснования финансовых решений, нацеленных на получение будущих результатов, не используется соответствующий инструментарий.

Цены на товары ООО  «Chik» устанавливает в соответствии с ценами конкурентов, фактическая же себестоимость товаров на момент установления цен не рассчитывается, из-за чего фирма может оказаться в убытке.

Такой метод управления как  нормирование на ООО «Chik» применяется недостаточно эффективно. Благодаря установленным нормам и нормативам регламентируется расходование персоналом ресурсов, не допускаются излишнее расходование ресурсов, ненужные потери и т.д. На ООО «Chik»  применяются разработанные на основе методической литературы и утвержденные руководителем нормы расхода по ГСМ по автопарку, также нормируется рабочее время работников ООО «Chik».

На предприятии довольно эффективно используется материальное стимулирование деятельности работников торговых точек. Заработная плата данной категории персонала зависит  от объема продаж в торговой точке, что способствует повышению объемов реализации. Так, в соответствии с Положением об оплате труда, на ООО «Chik» действует следующая система оплаты труда: выплачивается гарантированный минимум и комиссионное вознаграждение от объема продаж (табл. 2.22).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.22

Размер комиссионного  вознаграждения

в торговых точках ООО  «Chik», %

Структурное подразделение

Выручка до 50 тыс. руб. в  месяц

Выручка свыше 50 тыс. руб. в месяц

Магазин № 1

2

4

Магазин № 2

4

4

Магазин № 3

4

4

Магазин «Автозапчасти»

5

5


Но при этом  в  недостаточной степени применяется  стимулирование деятельнос.ти персонала  по итогам работы других работников, в  частности оплата труда торгового  представителя оптового центра, товароведа-экспедитора  по снабжению торговых точек не зависит от объемов реализации товаров.

Учет фактических затрат на реализацию товаров организован  на ООО «Chik» на должном уровне, т.е. осуществляется формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия. Но как и во многих организациях необходима система учета, адаптированная для целей учета управленческого, для целей финансового анализа.

Недостаточное внимание уделяется  выявлению и оценке результатов деятельности структурных  подразделений предприятия –  при высокой эффективности деятельности одних подразделений, допускается убыточная деятельность других.

На предприятии не производится сопоставление затрат, объема производства и прибыли, т.е. не проводится маржинальный анализ, не анализируется действие операционного (производственного) рычага, не рассчитывается безубыточный объем производства, порог рентабельности, окупаемость издержек, запас финансовой прочности предприятия, необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли.

Руководством ООО «Chik» недооценивается метод учета затрат «директ-костинг», при котором все затраты делятся на постоянные и переменные. По-прежнему такой метод считается всего лишь разновидностью общей бухгалтерии и решение возникающих вопросов отдается учетному персоналу ООО «Chik». Бухгалтерия же, не видя существенной выгоды от такой замены, подсознательно противится изменениям, которые ничего не могут ей принести, кроме дополнительных неудобств и лишней работы.

Таким образом, необходима система управленческого учета, которая должна существенно отличаться от традиционной бухгалтерии, поэтому при ее создании необходимо учитывать требования и потребности прежде всего финансового менеджмента. При этом система данного учета должна разрабатываться и осуществляться не главным бухгалтером ООО «Chik», а финансовым директором (менеджером).

Пренебрежительное отношение  к теоретическим основам финансового  менеджмента характеризует недостаточную  профессиональную компетентность. В  конце концов предприятие понесет  вполне ощутимые реальные финансовые потери, обусловленные действием абстрактных категорий, о существовании которых руководители не догадывались или просто не хотели знать.

В результате анализа  финансовой системы ООО «Chik» был выявлен ряд недостатков, анализ финансового состояния показал, что предприятие находится в критическом состоянии, что не позволяет ему в быстрые сроки за счет имеющихся активов погасить свои обязательства. Также  ООО «Chik» характеризуется низкими показателями ликвидности деловой активности, рентабельности.  Показателем, значение которого усугубляет тяжелое финансовое состояние ООО «Chik», является высокий уровень затрат на реализацию товаров, при этом при росте объемов реализации удельные затраты не сокращаются, что свидетельствует об неэффективной управленческой политике руководства ООО «Chik». Четкая система управления затратами на предприятии практически отсутствует, что порождает рост непроизводительных затрат. Данные недостатки могут быть устранены после реализации проектных мероприятий, предложенных в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования были получены следующие  результаты.

Достижение высоких  результатов работы предприятия  предполагает управление затратами  на производство и реализацию продукции. Оно осуществляется с целью изыскания резервов снижения затрат и, следовательно, максимизации прибыли предприятия.

Управление издержками необходимо прежде всего для:

- получения максимальной  прибыли;

- улучшения финансового  состояния фирмы; 

- повышения конкурентоспособности предприятия и реализуемых товаров;

- снижения риска стать  банкротом и др.

Анализ затрат на реализацию товаров является важнейшим инструментом управления затратами. Он строится на информации учета, отчетности. Анализ затрат на реализацию товаров проводился на базе данных ООО “Chik”. Это предприятие расположено в п. Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия, действует с 2003 года. Основными видами деятельности являются оптовая торговля алкогольными и безалкогольными напитками и розничная торговля товарами народного потребления.

Анализ основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности ООО “Chik” показал, что предприятие находится в сложном экономическом положении. Хотя растет объем реализованных товаров, основные показатели эффективности хозяйственной деятельности ухудшаются.

 Обобщая результаты  исследования финансового состояния  ООО «Chik», можно сделать следующие выводы:

- имущественный потенциал  предприятия представлен, в основном  оборотными средствами, высокий  удельный вес которых обусловлен отраслевыми особенностями ООО «Chik»; в составе оборотных активов наибольшую долю занимают материальные активы (в основном товары), растет дебиторская задолженность;

- основные фонды предприятия  на данный момент находятся  в хорошем состоянии, но  в динамике износ существенно растет; практически все производственные фонды непосредственно участвуют в процессе реализации;

- анализ финансовой  устойчивости ООО «Chik» показал, что собственного капитала недостаточно для обеспечения финансовой независимости, стабильной структуры средств предприятия, это грозит проблемами при погашении обязательств ООО «Chik». Целесообразно на данном этапе вовлечение денежных средств в форме займов;

- несмотря на рост  собственных оборотных средств  в динамике и увеличение коэффициента маневренности, данных средств не хватает на обеспечение запасов и затрат ООО «Chik». Финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как неустойчивое, и от риска банкротства спасает лишь превышение кредиторской задолженности над дебиторской;

- проанализировав ликвидность  предприятия, можно сказать, что  ООО «Chik» имеет низкие платежные возможности, и хотя удельный вес быстрореализуемых активов высок, данные активы не всегда могут в короткий срок обратиться  в денежные средства из-за наличия большой доли дебиторской задолженности и сверхнормативных остатков товаров;

- показатели деловой  активности предприятия находятся  на оптимальном уровне лишь  в 3 квартале, в 4 квартале рост  выручки ниже роста авансированного  капитала, а прибыль и вовсе снижается;

- анализ большинства  показателей оборачиваемости ресурсов  показал их снижение, обобщающий  показатель, т.е. ресурсоотдача также  после роста в 3 квартале, снижается  в 4 квартале, все эти изменения  свидетельствуют о некотором  спаде эффективности использования ресурсов;

- показатели рентабельности  находятся на очень низком  уровне, т.к. в ООО «Chik» выручка от продаж практически полностью идет на покрытие текущих расходов, что не дает собственникам получать прибыль;

- анализ формирования затрат показал, что набольший удельный вес в структуре затрат занимает покупная стоимость реализуемых товаров. Следовательно, необходимо искать резервы по сокращению данных расходов. Снижение себестоимости товаров, лежащей в основе ценообразования, является предпосылкой для снижения цен, что делает товары более доступными для широкого круга потребителей.

Информация о работе Управление затратами на предприятии