Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа
Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.
Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Таким образом, прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
- является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- является источником
Определенную роль играют и убытки. Они
высвечивают ошибки и просчеты предприятия
в направлениях использования финансовых
средств, организации производства и сбыта
продукции. [3, с. 64]
Размер прибыли характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления об эффективности его деятельности, степени использования производственных средств, с помощью которых эта прибыль получена, так как на величину прибыли помимо уровня себестоимости и цен оказывает влияние и масштаб производства. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности (степени прибыльности) служит показатель рентабельности. [21, с. 42]
В производственных объединениях и на предприятиях определяют общую и расчетную рентабельность производства.
Общая рентабельность производства представляет собой отношение балансовой прибыли от промышленной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (в пределах норматива), в процентах.
Общая рентабельность производства отражает эффективность использования предприятием производственных фондов, определяет возможность взносов в государственный бюджет платы за ресурсы.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли, уменьшенной на величину платежей в государственный бюджет и процентов за банковский кредит, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, в процентах.
Уровень расчетной рентабельности производства используется для оценки деятельности предприятия (объединения). [12, с. 79]
Для оценки эффективности издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции используется показатель рентабельности изделия (продукции).
Рентабельность продукции рассчитывается как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и затрат в расчете на единицу реализованной продукции. Прибыль в составе цены единицы продукции рассчитывается вычитанием из цены затрат. Процентное отношение прибыли к затратам — это уровень рентабельности вида продукции. Однако этот показатель имеет ограниченное применение. Во-первых, целый ряд затрат предприятия можно отнести к видам продукции, распределяя их условно по какому-то признаку (часть фонда оплаты труда, амортизация, электроэнергия и др.). Поэтому и показатель получается несколько условным. Во-вторых, не всякая деятельность по своему характеру может быть разделена на виды продукции.
Рентабельность всей реализованной продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Такой показатель принято называть рентабельностью продаж. Отдельными показателями рентабельности являются процентное отношение общей прибыли к выручке от реализации продукции, а также чистой прибыли к выручке.
Указанный порядок определения рентабельности применяется в отраслях, где в себестоимости продукции содержится значительный удельный вес материальных затрат, а также имеются большие колебания этих затрат в себестоимости отдельных видов продукции и технологическая возможность замены сырья и материалов. [21, с. 119]
Таким образом, прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших показателей, характеризующих эффективность работы коммерческих предприятий, действующих на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Основными задачами анализа финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятий являются:
- Оценка уровня и динамики
показателей финансовых
- Определение направленности
и размера влияния
отдельных факторов на сумму
прибыли и уровень
- Выявление и оценка возможных резервов увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
- Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. [11, с. 92]
Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создает методологические трудности их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации и реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекторы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых балансовой прибыли.
Таким образом, анализ каждого слагаемого прибыли имеет не абстрактный, а конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие. [17, с.52]
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:
1. Оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (то есть горизонтальный анализ);
2. Оценку структуры показателей
прибыли и изменений их
3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (то есть трендовый анализ);
4. Выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.
Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия.
Для построения аналитической таблицы вертикального анализа следует итоговый показатель финансового результата и на начало, и на конец отчетного периода принять за базовые (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой составляющей к общему итогу.
Преимущества вертикального анализа - сравнимость относительных показателей предприятия, несмотря на возможную разницу уровня цен на начало и конец отчетного периода.
Для полноты финансовой картины вертикальный анализ может быть дополнен горизонтальным, который основывается не только на абсолютных показателях, но и на относительных темпах роста (снижения).
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.
Горизонтальный анализ позволяет не только выявить скорость изменения каждого показателя, но и прогнозировать на основе полученных данных его изменение в будущем.
Для построения горизонтального анализа следует принять данные по каждому показателю на начало отчетного периода за 100 процентов и рассчитать прирост (снижение) каждого показателя в сравнении с базовым. Для более точного прогнозирования темпов прироста (снижения) следует провести расчеты за несколько отчетных периодов - тогда тенденция изменения будет более очевидной.
Ценность и правильность выводов горизонтального анализа существенно зависят от влияния инфляции, но явно выделяемая динамика каждого показателя позволяет увидеть существующие тенденции их изменений.
Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:
- простое сравнение статей
- анализ изменений статей
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и очень ценны при сопоставлении периодов деятельности, существенно отличающихся по условиям хозяйствования, уровню цен, объемам производства. Кроме того, вертикальный и горизонтальный анализ позволяют проводить сравнение с эталоном (например данными самого успешного в финансовом плане периода) и также анализировать результаты деятельности нескольких предприятий.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. [24, с. 178]
Кроме того, в ходе анализа финансовых результатов необходимо определить факторы, оказавшие влияние на динамику показателей.
Для сознательного и целенаправленного принятия организационно-технических и хозяйственно-управленческих решений по наращиванию прибыли необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.
Все факторы можно разделить на две группы - внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- рыночно - конъюнктурные (диверсификация
деятельности организации, повышение
конкурентоспособности в
- хозяйственно-правовые и
Внутренними факторами являются:
- материально-технические (использование
прогрессивных и экономичных
предметов труда, проведение модернизации
и реконструкции материально-
- организационно-управленческие (освоение
новых, более совершенных видов
продукции и услуг, разработка
стратегии и тактики
- экономические (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
- социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда). [24, с. 63]
Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменение объемов продукции (по базовой себестоимости);
- изменение в структуре
- экономия от снижения
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги.
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
1. Расчет общего изменения
∆Р = Р1-Р0,
где Р1 - прибыль отчетного года
РО - прибыль базисного года
2.Расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на реализацию продукции (API):
∆Pl=Nl,0 = ∑plql-∑p0ql,
где р - цена изделия;
q - количество изделий;
Npl = ∑plql - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Np0 = ∑p0ql - реализация в отчетном году в ценах базисного года;
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К1-Р0 = Р0*(К1-1),
где Р0 - прибыль базисного года;
К1 - коэффициент роста объема реализации
K1 = S1,0/S0,
где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0- себестоимость базисного периода
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆РЗ)
∆РЗ=Р0*(К2-К1),
где К - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.
К = N1,0 /N0,
Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия