Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.

Содержание работы

Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсач фин.менеджмент(1).docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

- материальные расходы.

Увеличение постоянных затрат связано с ростом заработной платы рабочих, прочих расходов и амортизационных отчислений вследствие введения новых объектов основных средств. Увеличение переменных затрат связано как с увеличением цен на используемые материалы, так и с увеличением объемов продаж.

Разница между фактическим и критическим объемами продаж называется зоной финансовой прочности предприятия.

Зона финансовой прочности в предыдущем году будет равна:

120188-119428=760 т.р.

Зона финансовой прочности в отчетном году равна:

204947-134475=70472 т.р.

Анализ использования прибыли. После уплаты налога на прибыль чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется по его усмотрению.

Таблица 7 Направление использования прибыли

 

 

 

2010 год, тыс. руб.

2011 год, тыс. руб.

 Изменение (+,-), тыс. руб.

Чистая прибыль, всего

4008

14756

10748

в том числе:

     

на ремонт без создания фонда

0

12000

12000

на установку системы видеонаблюдения

0

2756

2756

на установку сигнализации

4008

0

-4008


 

Как видно из таблицы в прошлом году организация ЗАО «Коммерсантъ» получило 4008 тыс. руб. чистой прибыли. Решение об использовании полученной чистой прибыли было принято генеральным директором организации. В связи с тем, что в районе, где находится данное предприятие, участились случаи воровства было решено установить сигнализацию.

В отчетном году по сравнению с предыдущим предприятием было получено больше чистой прибыли, и эта цифра составила 14756 тыс. руб. Большая часть этих денежных средств пошла на ремонт офисного помещения (12000 тыс. руб.), а оставшуюся часть средств по просьбе начальника производства израсходовали на установку системы видеонаблюдения для оперативного контроля за работой производственного персонала.

 

 

 

2.3. Анализ рентабельности предприятия

 

Анализ системы показателей рентабельности. При проведении данного анализа рассматриваем показатели, характеризующие рентабельность.

Таблица 8 Показатели рентабельности

Показатели

Способ расчета

Примечание

Рентабельность продаж

R1 = (прибыль от продаж / выручка  от продаж) * 100%,

R1 = с.050(ф.№2)/с.010(ф.№2) * *100%

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

Чистая рентабельность

R2 = (чистая прибыль / выручка  от продаж) * 100%,

R2 = с.190 (ф.№2) / с. 010(ф.№2) * *100%.

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу реализованной продукции

Экономическая рентабельность

R3 = (чистая прибыль / средняя  стоимость активов) * 100%,

R3 = с.190 (ф.№2) / с. 300(ф.№1) * *100%

 

Рентабельность собственного капитала

R4 = (чистая прибыль / средняя  стоимость собственного капитала) * *100%,

R4 = с.190 (ф.№2) / с. 490(ф.№1) * *100%.

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R4 оказывает влияние на уровень котировки акций

Валовая рентабельность

R5 = (прибыль валовая / выручка  от продаж) * 100%,

R5 = с.029 (ф.№2) / с. 010(ф.№2) * *100%.

Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

Затратоотдача

R6 = (прибыль от продаж / затраты  на производство и реализацию  продукции) * 100%,

R6 = с.050 (ф.№2) / с.020+с.030+с.040(ф.№2) * 100%.

Показывает, сколько прибыли на продаж приходится на 1 тыс. руб. затрат.

Рентабельность перманентного капитала

R7 = (чистая прибыль / средняя  стоимость собственного капитала + + средняя стоимость долгосрочных  обязательств)* 100%,

R7 = с.190 (ф.№2) / с.490+с.590(ф.№1) * 100%

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.

Коэффициент устойчивости экономического роста

R8 =[(чистая прибыль) - (дивиденды, выплачиваемые акционерами) / средняя  стоимость собственного капитала] * 100%,

R8 = [(с.190 (ф.№2) - дивиденды) / с.490+с.590(ф.№1)] * 100%.

Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности.


Приступим к расчету всех показателей рентабельности, указанных в таблице:

1) Рентабельность  продаж:

R1 (пред.) = (5996/120188)*100% = 4.99 %

R1 (отч.) = (33437/204947) *100% = 16.31%

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Из расчетов мы видим, что на единицу продукции в 2006 г. приходится 4.99%, а в 2007 г. 16.31 %. Также мы можем наблюдать, что этот показатель увеличился на 11.32 % в отчетном году по сравнению с 2006 г.

2) Чистая  рентабельность:

R2 (пред.) = (4008/120188)*100 = 3,33 %

R2 (отч.) = (14756/204947)*100 = 7.2%

Чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу продукции. В 2006 г. этот показатель составил 3.33%, а в 2007 г. 7.2 %. Чистая рентабельность возросла в отчетном году по сравнению с предыдущим на 3.87 %.

3) Экономическая  рентабельность:

R3 (пред.) = (4008/253379)*100 = 1.58 %

R3 (отч.) = (14756/195647)*100 = 7.54 %

Из расчетов видно, что эффективность использования имущества организации возросла в отчетном периоде по сравнению с предыдущим больше чем в полтора раза. Это связано с ростом оборотных активов, в частности с увеличением запасов сырья и материалов и дебиторской задолженности.

4) Рентабельность  собственного капитала:

R4 (пред.) = (4008/95515)*100% = 4.2 %

R4 (отч.) = (14756/80759)*100% = 18.29 %

Поскольку рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала, то из расчетов мы можем сделать выводы, что собственный капитал предприятия используется эффективно. В отчетном году она возросла на 14,09 %

5) Валовая  рентабельность:

R5 (пред.) = (5996/120188)*100% = 4.99 %

R5 (отч.) = (33437/204947)*100% = 16.3 %

На единицу выручки 2006 года приходится 4.99 % валовой выручки, а на единицу выручки 2007 года приходится 16.3 % валовой выручки, т.е. показатель валовой рентабельности вырос на 11.31 % за счет увеличения объема продаж.

6) Затратоотдача:

R6 (пред.) = 5996/114192*100% = 5.25 %

R6 (отч.) = 33437/ 171510*100% = 19.5 %

В предыдущем году показатель затратоотдачи составил 5.25 %, а в отчетном 19.5 %, т.е. размер прибыли от продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. затрат вырос на 14.25%, это свидетельствует о снижении затрат.

7) Рентабельность  перманентного капитала.

R7 (пред) = 4008 / (95515+240) * 100% = 4.19 %

R7 (отчет) = 17549/ (80759+326) * 100% = 21.64 %

8) Коэффициент  устойчивости экономического роста.

R8 (пред) = 54476 / (95515+240) * 100% = 56.9 %

R8 (отчет) = 17529/ (80759+326) * 100% = 21.62 %

Устойчивость экономического роста в отчетном году меньше по сравнению с предыдущим годом на 35,28 %.

Факторный анализ рентабельности продаж. Для проведения факторного анализа этого показателя формулу рентабельности продаж (Rп) можно представить в следующем виде:

Rп = Пп / В * 100% = [(В - С - КР - УР) / В] * 100%(8)

На показатель рентабельности продаж могут оказать влияние следующие факторы:

1) выручка;

2) себестоимость;

3) коммерческие  расходы;

4) управленческие  расходы.

Используя данные таблицы 2, установим долю влияния каждого из факторов методом цепных подстановок:

1) RпВ = [(В1 - С0 -УР0) / В1 - (В0 - С0 -УР0) / В0] * 100% (9)

RпВ = [(204947-114192) / 204947 - (120188-114192) / 120188] * 100% = = 35 %

В связи с увеличением выручки от продаж наблюдается рост рентабельности продаж на 35%. Увеличение выручки от продаж связано, прежде всего, с увеличением объема продаж, и ростом цен на выпускаемую продукцию.

2) RпС = [(В1 - С1 -УР0) / В1 - (В1 - С0 - УР0) / В1] * 100% (10)

RпС = [(204497-171510) / 204947 - (204947-114192) / 204947] * 100% =

= -35 %

В связи с ростом себестоимости рентабельность продаж снизилась на 35%. Рост себестоимости объясняется увеличением цен на материалы и увеличением объема продаж.

Найдем общее влияние факторов: +35%+(-35%) = 0.

Факторный анализ экономической рентабельности. Экономическая рентабельность характеризует эффективность использования имущества организации. Из таблицы 7 этот показатель рентабельности рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости активов, то есть:

Rэконом = (П. чистая / средняя стоимость активов)*100%, или [П. чистая / (внеобор. активы+оборот. активы)]*100%.(12)

Если рассчитывать данный показатель рентабельности по этой формуле, можно получить не совсем объективные выводы. Так, например, при вводе основных средств можно сделать вывод о том, что это снижает экономическую рентабельность, то есть при этом не учитывается эффективность использования основных фондов и в целом внеоборотных активов. Аналогичные выводы могут быть получены и при увеличении оборотных активов. Поэтому была предложена, после некоторых преобразований, несколько иная формула для проведения факторного анализа экономической рентабельности, а именно:

Rэк = [(1-М/В+U/В+А/В) / F/В+Е/В] * 100%,(13)

где: В - выручка от продаж, руб.;

М - материальные затраты, руб.;

U - затраты на оплату труда, руб.;

А - амортизация, руб.;

F - стоимость внеоборотных активов, руб.;

Е - стоимость оборотных активов, руб.

По этой формуле можно установить влияние на изменение экономической рентабельности таких факторов, как:

- материалоёмкость  М/В;

- зарплатоемкость U/В;

- амортизациемкость А/В;

- фондоемкость F/В;

- коэффициент  закрепления оборотных средств  Е/В.

Для анализа составим аналитическую таблицу.

Таблица 9 Аналитическая таблица.

Показатели 

Предыдущий год

Отчетный год

Откл. (+/-)

Выручка от продаж, тыс. руб.

120188

204947

84759

Стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.

54476

17529

-36947

Стоимость оборотных активов, тыс. руб.

198903

178118

-20785

Материальные затраты, тыс. руб.

89571

143032,5

53461.5

Затраты на оплату труда, тыс. руб.

16719,92

21088,13

4368.21

Амортизация, тыс. руб.

8957,1

14670

5712.9


 

Рассчитываются:   

 

Материалоемкость

0.75

0.69

-0.06

Зарплатоемкость

0.14

0.10

-0.04

Амортизациеемкость

0.07

0.07

0

Фондоемкость

0.45

0.09

-0.36

Коэффициент закрепления оборотных средств

1,65

0.87

-0.78

Экономическая рентабельность

14,58

11,55

3,03


 

Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути  повышения рентабельности

 

Основной финансовых результатов является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия