Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.

Содержание работы

Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсач фин.менеджмент(1).docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

Организация самостоятельно определяет направления использования прибыли, остающейся в ее распоряжении, если иное не установлено учредительными документами и положениями принятой учетной политики, в частности:

• причитающиеся суммы налога на прибыль и другие платежи в бюджет за счет прибыли;

• отчисления на образование резервного капитала, фондов накопления и потребления;

• использование прибыли на социальные нужды, а также на другие мероприятия и цели, определенные организацией за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении;

• использование прибыли на выплату дивидендов акционерам (участникам) организации;

• отчисления на благотворительные цели;

• другие отчисления, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, в частности, подлежащие внесению, в бюджет согласно действующему законодательству штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба (в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий; несоблюдения санитарных норм и правил; получения необоснованной прибыли вследствие завышения цен на продукцию, товары, работы, услуги; сокрытия (занижения) прибыли или иных объектов налогообложения; другие виды штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет).

Как элемент учетной политики предприятие может принять два способа использования прибыли:

• отражать использование прибыли по мере возникновения расходов, в данном случае фонды не создаются, предприятие работает с нераспределенной прибылью;

• путем образования за счет прибыли специальных фондов, которые в дальнейшем будут использоваться как источники финансирования (покрытия) отдельных видов расходов организации, не связанных с ее производственной деятельностью.

В результате образования (начисления) соответствующих фондов прибыль не расходуется, а получает целевое назначение как источник возможных расходов в будущем.

Фонды специального назначения - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, зарезервированная (направленная) для ее целевого использования.

К фондам социального назначения относятся:

• фонд накопления;

• фонд социальной сферы;

• фонды потребления и др.

За счет фондов потребления оплачиваются:

• дополнительно представлены по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпуска работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

• надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

• стипендии студентам и учащимся, направленным предприятиями на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения;

• путевки работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии и путешествия;

• материальная помощь, в том числе на жилищное строительство и частичное погашение кредита, предоставленного на жилищное строительство;

• стоимость жилья, места в общежитии, квартирная плата;

• другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, подписки на газеты и журналы, протезирования и т. п.).

Создание фонда специального назначения будет отражено организацией в соответствии с процентами отчислений, предусмотренными учредительными документами и положениями учетной политики. Экономическое содержание данного счета заключается в аккумулировании невыплаченной нераспределённой прибыли, которая остаётся в обороте у предприятия в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера.

Нераспределенная прибыль. В момент возникновения вся чистая прибыль за отчетный период может быть определена как нераспределенная, но готовая к распределению по правилам, которые устанавливают учредители.

Непокрытый убыток отчетного года должен быть покрыт чистой прибылью, которая организация получит в следующем году. Если чистая прибыль последующего года будет достаточной и перекроет непокрытый убыток прошлого года, то организация может частично компенсировать его в течение пяти предстоящих лет путем исключения этой суммы из налогооблагаемой прибыли.

Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.

Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.(5, С.647)

В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться  в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

• изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;

• обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;

• рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.

Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.(1, С.27)

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам.

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через  "качественные" изменения:  повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. "Прямое" влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.(1, С.29)

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.(1, С.30)

Итак:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
  • рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость  оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как «на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.

Основными путями роста рентабельности производства являются:

  • развитие наиболее прогрессивных отраслей,
  • рациональное размещение предприятий,
  • повышение удельного веса специализированного производства,
  • применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса,
  • ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда,
  • снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества,
  • усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда,

Все приведенные выше пути повышения рентабельности предприятия являются следствием оптимизации бизнес-процессов.

В переводе с немецкого языка rentabel — выгодный, доходный, прибыльный. Следовательно, основная формула расчёта рентабельности — соотношение прибыли к понесённым затратам. Отсюда вытекают и основные пути повышения рентабельности — повышение прибыли либо снижение затрат, а ещё лучше, если и то, и другое.

Чтобы достигнуть поставленной цели, можно идти самым очевидным и простым путём — сокращать самые крупные затраты: фонд оплаты труда, инвестиции и использовать другие подобные инструменты. А можно поступить иначе и подойти к решению задачи комплексно — не только сокращать затраты, но и пересмотреть устоявшиеся на предприятии технологии выполнения работ с точки зрения их оптимизации/рационализации. Не так давно у предприятий попросту не было времени заниматься подобными задачами, зарабатываемых денег вполне хватало, сейчас же пришло самое время уделить данной проблеме пристальное внимание.(8, С.264)

Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия