Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа
Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.
Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Размер прибыли от реализации продукции зависит:
1 от методов списания безнадежных долгов
2 от
принятой оценки товарно-
3 от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
Основные задачи анализа: оценка динамики показателей прибыли и распределение их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек
Для анализа составим аналитическую таблицу, используя форму №2 "Отчет о прибылях и убытках".
На прибыль от продаж оказывают влияние следующие факторы:
1) количество проданной продукции;
2) изменение
цен на реализованную
3) себестоимость проданных товаров;
4) коммерческие расходы;
5) управленческие расходы.
Таблица 2 Анализ прибыли до налогообложения
Показатели |
За отчетный период, тыс. руб. |
За предыдущий период, тыс. руб. |
Откл. (+/-), тыс. руб. |
Уровень в % к выручке в отчетном году |
Уровень в % к выручке в предыдущем периоде |
Откл. (+/-), % |
Выручка |
204947 |
120188 |
84759 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость |
171510 |
114192 |
57318 |
83,68 |
95,01 |
-11,33 |
Валовая прибыль |
33437 |
5996 |
27441 |
16,3 |
246,9 |
-230,6 |
Управленческие расходы |
||||||
Прибыль от продажи |
33437 |
5996 |
27441 |
16,3 |
4,9 |
11,4 |
Прочие доходы |
1384 |
429 |
955 |
0,7 |
0,4 |
0,3 |
Прочие расходы |
15957 |
3290 |
12667 |
7,8 |
2,7 |
5,1 |
Прибыль до налогообложения |
22173 |
5945 |
16228 |
10,8 |
4,9 |
5,9 |
Текущий налог на прибыль |
7186 |
1915 |
5271 |
3,5 |
1,6 |
1,9 |
Чистая прибыль очередного периода |
14756 |
4008 |
10748 |
7,2 |
3,3 |
3,9 |
Как видно из таблицы прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом выросла на 27441 тыс. руб. На это изменение могли оказать влияние такие факторы как:
1) выручка от продаж;
2) изменение себестоимости оказанных услуг;
3) изменение цен на реализованные услуги;
4) изменение коммерческих расходов;
5) изменение управленческих расходов.
Рассчитаем долю влияния каждого из названных факторов с учетом влияния инфляции. Для этого рассчитываем индекс цены:
Iц=(100+%
роста)/ 100 = 1,2
Определим выручку от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах:
В =
Вотч /Iц
В = 204947/1,2=170789.17 тыс. руб.
Затем определим увеличение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым периодом за счет роста цен:
Вц
= Вотч — В
Вц = 204947-170789.17=34157.83 тыс. руб.
В связи с ростом цен на предприятии выручка возросла на 34157,83 тыс. руб.
1. Расчет влияния фактора «количество проданной продукции»:
Пп (к) = [(Вотч - Вбаз) - Вц] * Rрбаз /100,(4)
где Rрбаз - рентабельность продаж в базисном периоде (рассчитывается по данным табл. 3).
Пп (к) = [(204947 тыс. руб. - 120188 тыс. руб.) - 34157.83 тыс. руб.] *4.99/100 = +2525 тыс. руб.
За счет увеличения количества выпускаемой продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж выросла на 2525 тыс. руб.
2. Расчет влияния фактора «цена»:
Пп
(ц) = Вц * Rрбаз /100
Пп (ц) = 34157.83 тыс. руб. * 4.99 /100 = +1704.48 тыс. руб.
За счет увеличения цен на выпускаемую продукцию в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж выросла на 1704.48 тыс. руб.
3. Расчет
влияния фактора «
Пп (с) = Вотч*(УСотч-УСбаз) /100,
где: УСотч и УСбаз, - соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периоде.
Пп (с) = 204947 тыс. руб. (83.68% -95.01%) / 100 = -23211,52 тыс. руб.
За счет снижения себестоимости выпускаемой продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж увеличилась на 23211.52 тыс. руб. Следует отметить, что факторы цены и количества проданной продукции относятся к факторам прямого влияния, а факторы себестоимости, коммерческих и управленческих расходов к факторам обратного влияния. Далее мы можем просуммировать рассмотренные факторы и сравнить полученный результат с отклонениями по прибыли от продаж в таблице 3.
Общее влияние факторов = 2525+1704.48+23211,52=27441 тыс. руб. Анализ затрат, произведенных организацией. Основным фактором, влияющим на прибыль организации, являются, прежде всего, выручка от продажи продукции и расходы (себестоимость). Наибольшие резервы увеличения прибыли кроются именно в снижении затрат на производимую продукцию, поэтому необходимо рассмотреть вопрос изменения себестоимости продукции по отдельным экономическим элементам. В связи с этим необходимо провести анализ расходов предприятия и, прежде всего, анализ расходов по экономическим элементам.
Таблица 3 Анализ затрат, произведенных организацией.
Элементы затрат |
2010 |
2011 |
Отклонения |
Темп роста, % | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
тыс. руб. |
% | ||
Материальные расходы |
89571 |
75 |
143032,5 |
78 |
53461,5 |
3 |
159,7 |
Расходы на оплату труда |
16719,92 |
14 |
21088,13 |
11,5 |
4368,21 |
-2.5 |
126,12 |
Амортизация |
8957,1 |
7,5 |
14670 |
8 |
5712,9 |
+0.5 |
163,8 |
Прочие расходы |
4179,98 |
3,5 |
4584,38 |
2,5 |
404,4 |
-1 |
109,7 |
Итого |
119428 |
100 |
183375 |
100 |
63947 |
- |
153,5 |
Как видно из таблицы наибольшая доля в затратах по экономическим элементам приходится на материальные затраты (78% в отчетном году и75% в предыдущем), причем в отчетном году произошло их увеличение как в абсолютном (+53461.5 тыс. руб.), так и в относительном выражении (+3%). Это подтверждается также и темпом роста (159.7%). Такой рост материальных затрат обусловлен тем, что в 2007 году на предприятие поступило множество жалоб от покупателей на низкое качество продукции. В связи с этим по решению руководителя организации был сменен поставщик материалов, поставляющий материалы более высокого качества, и соответственно за более высокую плату.
Второе место по удельному весу в затратах занимает такой элемент, как расходы на оплату труда (14% в отчетном году и 11.5% в предыдущем), при этом нужно отметить что в относительном выражении происходит снижение этих затрат (-2.5%), а в абсолютном рост (+4368.21 тыс. руб.). Увеличение затрат на оплату труда в абсолютном выражении объясняется прежде всего тем, что в феврале 2007 года решением генерального директора произошло повышение заработной платы в целом по предприятию, а снижение этих затрат в относительном отношении можно объяснить тем, что на предприятии ЗАО Российская газета затраты на оплату труда являются условно-постоянными затратами и не зависят от изменения объема выпускаемой продукции. В отчетном же году произошло увеличение объема выпущенной продукции по сравнению с предыдущим, соответственно наши затраты тоже выросли, а удельный вес затрат на оплату труда практически не изменился. Аналогичная ситуация возникает и в отношении прочих затрат (которые занимают 3,5 и 2,5 % в прошлом и отчетном году соответственно), т.е. в относительном отношении мы отмечаем снижение затрат данного элемента (-1%), и темпом роста (109,7). К прочим расходам предприятия относятся:
- арендная плата;
- расходы на охрану труда;
- и др.
Но в данном случае увеличение прочих расходов произошло за счет увеличения арендной платы (так же как и расходы на оплату труда относится к условно-постоянным затратам). И наконец, последний элемент, который занимает самый маленький удельный вес в затратах предприятия - это амортизация (7,5 и 8 % в предыдущем и отчетном голу соответственно). Причиной этому служит то, что на предприятии были введены дополнительные производственные мощности. Представим наглядно по рисункам 1 и 2 структуру затрат на предприятии ЗАО «Коммерсантъ» за 2010 и 2011 год.
Анализ безубыточности. На предприятии иногда может сложиться ситуация когда предприятие осуществило свою деятельность не получив ни положительного ни отрицательного результатов, а именно окупив только свои затраты, т.е. сработало безубыточно и бесприбыльно. Здесь особенно важно установление величины критического объема, при котором имеет место безубыточность работы.
Основная задача анализа безубыточности - определить критический объем продукции и запас финансовой прочности предприятия. Расчет критического объема продаж можно произвести по формуле:
Вк=НЗ/(1-ИЗ/Вотч),
Где Вк - критический объем продукции;
НЗ - неизменяющиеся (постоянные затраты);
ИЗ - изменяющиеся затраты (переменные затраты).
Для анализа критического объема продаж составим таблицу 6.
Таблица 6 Критический объем продаж.
Показатели |
2010 года |
2011 года |
Откл., (+/-) |
Темп роста, % |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
120188 |
204947 |
84759 |
170,5 |
Всего затрат, тыс. руб., |
119428 |
183375 |
63947 |
153,5 |
в том числе: |
||||
постоянные |
29857 |
40342,5 |
10485,5 |
135,1 |
переменные |
89571 |
143032,5 |
134075,4 |
159,7 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
5996 |
33437 |
27441 |
557,7 |
Выручка в точке безуб-ти,тыс.руб. |
119428 |
134475 |
15047 |
112,6 |
К выручке от продаж, % |
99,4 |
65,6 |
-33,8 |
65,99 |
Вк (баз.) = 29857/ 1-89571/120188=119428 тыс. руб.
Вк
(отч.) = 40342.5/1-143032.5/204947=
Тр=65.6/99.4*100=65.9
К постоянным затратам предприятия относятся:
- заработная плата;
- амортизационные отчисления;
- прочие расходы.
К переменным затратам предприятия относятся
Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия