Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.

Содержание работы

Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсач фин.менеджмент(1).docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

Размер прибыли от реализации продукции зависит:

1 от  методов списания безнадежных  долгов

2 от  принятой оценки товарно-материальных  ценностей

3 от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

Основные задачи анализа: оценка динамики показателей прибыли и распределение их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек

Для анализа составим аналитическую таблицу, используя форму №2 "Отчет о прибылях и убытках".

На прибыль от продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) количество  проданной продукции;

2) изменение  цен на реализованную продукцию;

3) себестоимость  проданных товаров;

4) коммерческие  расходы;

5) управленческие  расходы.

 

Таблица 2 Анализ прибыли до налогообложения

Показатели

За отчетный период, тыс. руб.

За предыдущий период, тыс. руб.

Откл. (+/-), тыс. руб.

Уровень в % к выручке в отчетном году

Уровень в % к выручке в предыдущем периоде

Откл. (+/-), %

Выручка

204947

120188

84759

100

100

-

Себестоимость

171510

114192

57318

83,68

95,01

-11,33

Валовая прибыль

33437

5996

27441

16,3

246,9

-230,6

Управленческие расходы

           

Прибыль от продажи

33437

5996

27441

16,3

4,9

11,4

Прочие доходы

1384

429

955

0,7

0,4

0,3

Прочие расходы

15957

3290

12667

7,8

2,7

5,1

Прибыль до налогообложения

22173

5945

16228

10,8

4,9

5,9

Текущий налог на прибыль

7186

1915

5271

3,5

1,6

1,9

Чистая прибыль очередного периода

14756

4008

10748

7,2

3,3

3,9


 

Как видно из таблицы прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом выросла на 27441 тыс. руб. На это изменение могли оказать влияние такие факторы как:

1) выручка  от продаж;

2) изменение  себестоимости оказанных услуг;

3) изменение  цен на реализованные услуги;

4) изменение  коммерческих расходов;

5) изменение  управленческих расходов.

Рассчитаем долю влияния каждого из названных факторов с учетом влияния инфляции. Для этого рассчитываем индекс цены:

Iц=(100+% роста)/ 100 = 1,2                                                                             (1)

Определим выручку от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах:

В = Вотч /Iц                                                                                                        (2)

В = 204947/1,2=170789.17 тыс. руб.

Затем определим увеличение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым периодом за счет роста цен:

Вц = Вотч — В                                                                                                  (3)

Вц = 204947-170789.17=34157.83 тыс. руб.

В связи с ростом цен на предприятии выручка возросла на 34157,83 тыс. руб.

1. Расчет  влияния фактора «количество  проданной продукции»:

Пп (к) = [(Вотч - Вбаз) - Вц] * Rрбаз /100,(4)

где Rрбаз - рентабельность продаж в базисном периоде (рассчитывается по данным табл. 3).

Пп (к) = [(204947 тыс. руб. - 120188 тыс. руб.) - 34157.83 тыс. руб.] *4.99/100 = +2525 тыс. руб.

За счет увеличения количества выпускаемой продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж выросла на 2525 тыс. руб.

2. Расчет  влияния фактора «цена»:

Пп (ц) = Вц * Rрбаз /100                                                                                  (5)

Пп (ц) = 34157.83 тыс. руб. * 4.99 /100 = +1704.48 тыс. руб.

За счет увеличения цен на выпускаемую продукцию в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж выросла на 1704.48 тыс. руб.

3. Расчет  влияния фактора «себестоимость  проданной продукции»:

  Пп (с) = Вотч*(УСотч-УСбаз) /100,                                                               (6)

где: УСотч и УСбаз, - соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периоде.

Пп (с) = 204947 тыс. руб. (83.68% -95.01%) / 100 = -23211,52 тыс. руб.

За счет снижения себестоимости выпускаемой продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж увеличилась на 23211.52 тыс. руб. Следует отметить, что факторы цены и количества проданной продукции относятся к факторам прямого влияния, а факторы себестоимости, коммерческих и управленческих расходов к факторам обратного влияния. Далее мы можем просуммировать рассмотренные факторы и сравнить полученный результат с отклонениями по прибыли от продаж в таблице 3.

Общее влияние факторов = 2525+1704.48+23211,52=27441 тыс. руб. Анализ затрат, произведенных организацией. Основным фактором, влияющим на прибыль организации, являются, прежде всего, выручка от продажи продукции и расходы (себестоимость). Наибольшие резервы увеличения прибыли кроются именно в снижении затрат на производимую продукцию, поэтому необходимо рассмотреть вопрос изменения себестоимости продукции по отдельным экономическим элементам. В связи с этим необходимо провести анализ расходов предприятия и, прежде всего, анализ расходов по экономическим элементам.

Таблица 3 Анализ затрат, произведенных организацией.

           

Элементы затрат

2010

2011

Отклонения

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

%

Материальные расходы

89571

75

143032,5

78

53461,5

3

159,7

Расходы на оплату труда

16719,92

14

21088,13

11,5

4368,21

-2.5

126,12

Амортизация

8957,1

7,5

14670

8

5712,9

+0.5

163,8

Прочие расходы

4179,98

3,5

4584,38

2,5

404,4

-1

109,7

Итого

119428

100

183375

100

63947

-

153,5


 

Как видно из таблицы наибольшая доля в затратах по экономическим элементам приходится на материальные затраты (78% в отчетном году и75% в предыдущем), причем в отчетном году произошло их увеличение как в абсолютном (+53461.5 тыс. руб.), так и в относительном выражении (+3%). Это подтверждается также и темпом роста (159.7%). Такой рост материальных затрат обусловлен тем, что в 2007 году на предприятие поступило множество жалоб от покупателей на низкое качество продукции. В связи с этим по решению руководителя организации был сменен поставщик материалов, поставляющий материалы более высокого качества, и соответственно за более высокую плату.

Второе место по удельному весу в затратах занимает такой элемент, как расходы на оплату труда (14% в отчетном году и 11.5% в предыдущем), при этом нужно отметить что в относительном выражении происходит снижение этих затрат (-2.5%), а в абсолютном рост (+4368.21 тыс. руб.). Увеличение затрат на оплату труда в абсолютном выражении объясняется прежде всего тем, что в феврале 2007 года решением генерального директора произошло повышение заработной платы в целом по предприятию, а снижение этих затрат в относительном отношении можно объяснить тем, что на предприятии ЗАО Российская газета затраты на оплату труда являются условно-постоянными затратами и не зависят от изменения объема выпускаемой продукции. В отчетном же году произошло увеличение объема выпущенной продукции по сравнению с предыдущим, соответственно наши затраты тоже выросли, а удельный вес затрат на оплату труда практически не изменился. Аналогичная ситуация возникает и в отношении прочих затрат (которые занимают 3,5 и 2,5 % в прошлом и отчетном году соответственно), т.е. в относительном отношении мы отмечаем снижение затрат данного элемента (-1%), и темпом роста (109,7). К прочим расходам предприятия относятся:

- арендная  плата;

- расходы  на охрану труда;

- и  др.

Но в данном случае увеличение прочих расходов произошло за счет увеличения арендной платы (так же как и расходы на оплату труда относится к условно-постоянным затратам). И наконец, последний элемент, который занимает самый маленький удельный вес в затратах предприятия - это амортизация (7,5 и 8 % в предыдущем и отчетном голу соответственно). Причиной этому служит то, что на предприятии были введены дополнительные производственные мощности. Представим наглядно по рисункам 1 и 2 структуру затрат на предприятии ЗАО «Коммерсантъ» за 2010 и 2011 год.

Анализ безубыточности. На предприятии иногда может сложиться ситуация когда предприятие осуществило свою деятельность не получив ни положительного ни отрицательного результатов, а именно окупив только свои затраты, т.е. сработало безубыточно и бесприбыльно. Здесь особенно важно установление величины критического объема, при котором имеет место безубыточность работы.

Основная задача анализа безубыточности - определить критический объем продукции и запас финансовой прочности предприятия. Расчет критического объема продаж можно произвести по формуле:

Вк=НЗ/(1-ИЗ/Вотч),                                                                                          (7)

Где Вк - критический объем продукции;

НЗ - неизменяющиеся (постоянные затраты);

ИЗ - изменяющиеся затраты (переменные затраты).

Для анализа критического объема продаж составим таблицу 6.

Таблица 6 Критический объем продаж.

Показатели

2010 года

2011 года

Откл., (+/-)

Темп роста, %

Выручка от продаж, тыс. руб.

120188

204947

84759

170,5

Всего затрат, тыс. руб.,

119428

183375

63947

153,5

в том числе:

       

постоянные

29857

40342,5

10485,5

135,1

переменные

89571

143032,5

134075,4

159,7

Прибыль от продаж, тыс. руб.

5996

33437

27441

557,7

Выручка в точке безуб-ти,тыс.руб.

119428

134475

15047

112,6

К выручке от продаж, %

99,4

65,6

-33,8

65,99


 

Вк (баз.) = 29857/ 1-89571/120188=119428 тыс. руб.

Вк (отч.) = 40342.5/1-143032.5/204947=134475 тыс. руб.

Тр=65.6/99.4*100=65.9

К постоянным затратам предприятия относятся:

- заработная плата;

- амортизационные отчисления;

- прочие расходы.

К переменным затратам предприятия относятся

Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия