Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования их дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования их дефицита.

Принцип гласности означает:

  • опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и 
    отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе 
    исполнения бюджетов;
  • открытость процедур рассмотрения и принятия решений по 
    проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением их направления на конкретные цели.

Бюджетная классификация – это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты Задачей статистики в области классификации государственные бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств,

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления (государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и занятые в сферах общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), направлена на выполнение функций государственного управления, заключающихся в предоставлении услуг нерыночного (коллективного) характера, а также в перераспределении доходов и национального богатства, В основном перераспределение доходов происходит посредством налогообложения институциональных единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

Бюджетная политика является составной частью фискальной политики.

Фискальная политика – это решение задачи стабилизации экономики посредством манипулирования госбюджетом (правительственными расходами и налогообложением) через достижение увеличения производства и занятости или снижение инфляции (рис. 2).

 

Рис. 2. Виды фискальной политики



 

 


 

 

 

Рис. 3. Виды дискреционной политики.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущее налоговое давление может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создает приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция (т.е. спад плюс инфляция) на фоне эффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Кыргызстане.

Механизм фискальной политики можно представить следующей схемой

(рис. 3).

Рис. 3. Механизм фискальной политики

Влияние государственных расходов мною обозначены в бюджетной политике. Рассмотрим влияние налогов через налоговую политику.

Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Налоговая политика является одним из самых активных методов государственного регулирования экономики, способным ускорять или замедлять темпы экономического роста. При помощи налогов государство имеет возможность изменять финансовое состояние отдельных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регулировать внешнеэкономическую деятельность, потребление.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой долгосрочной концепцией развития налогов. Именно она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.

Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен.

При обосновании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет определенные пределы.

Принципы налогообложения можно классифицировать и представить  рис. 46.

 Рис. 4. Схема принципов налогообложения

 

Общепризнанным является вывод о том, что, во-первых, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых налоги устанавливаются, во-вторых, он заключается в способности юридических и физических лиц уплачивать эти налоги. Между этими двумя границами обложения и вращаются все налоговые проблемы. С учетом социально-экономической ситуации и решаются конкретные вопросы выбора границ налогообложения.

Главной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов – основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества.

 

1.2.Инструменты  бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики.

Будучи инструментом стоимостного распределения, государственный бюджет всегда, на всех этапах своего существования оказывает огромное влияние на общественное производство, выступая то ускорителем, то тормозом социально-экономического развития общества. В условиях рыночной экономики он не утрачивает своей активной роли и продолжает реально влиять на экономические и социальные процессы; при проведении радикальных изменений в системе бюджетных отношений он может стать важным фактором успешного осуществления экономических и социальных преобразований в обществе. Разумное использование государственного бюджета может положительно сказаться на отраслевой структуре общественного производства. Через налоги, налоговые льготы, направления и механизм бюджетного финансирования можно активно влиять на поведение субъектов хозяйствования, добиваясь быстрого обновления производственного потенциала, ускорение научно-технического прогресса, роста рентабельности и экономического роста. В условиях рынка усиливается значение бюджета в социальных преобразованиях. Именно бюджет призван оказывать помощь в проведении социально-значимых реформ (пенсионной, преобразовательной и др.). 7

Государственный бюджет может активно использоваться в качестве инструмента государственного регулирования экономики – благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику:

  • субсидирование предприятий;
  • инвестирование бюджетных средств в приоритетные отрасли экономики
  • совершенствование социальной инфраструктуры и т.п.

Использование бюджета для регулирования экономики осуществляется наряду с другими инструментами, посредствам маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи, с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Процессы формирования и использования бюджетного фонда отражаются в планово-финансовом документе, который составляется в форме доходов и расходов, который называется финансовый план или бюджет, бюджет является действенным орудием общегосударственного финансового контроля.

Характер системы показателей государственного бюджета опирается на следующие инструменты, отражающие природу различных хозяйственных операций, которые осуществляются учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики.8 К ним относятся:

  • поступления или платежи;
  • поступления (платежи) возвратные и невозвратные;
  • поступления (платежи) возмездные и безвозмездные;
  • поступления (платежи) текущие и капитальные;
  • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
  • приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Классификацию финансовых потоков бюджета можно представить следующей схемой (рис.5)

 

 


 

 

 

Рис. 5 Классификация финансовых потоков бюджета

 

Невозвратные операции – текущие и капитальные, возмездные и безвозмездные поступления

Возвратные операции – приобретение финансовых активов и принятие обязательств.

Возвратный платеж или поступление – возвратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения.

Невозвратные платежи – обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует.

Возмездные невозвратные поступления имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг.

Невозвратные безвозмездные платежи – обратный поток товаров и услуг отсутствует.

Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция не предусматривает получения взамен эквивалента в какой-либо форме.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджета складываются из налоговых доходов (на долю которых приходится в среднем около 90 % от общей суммы бюджетных доходов)9 и неналоговых доходов. Наиболее крупными в фискальном отношении являются такие виды налоговых доходов как НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий; среди неналоговых – доходы от внешнеэкономической деятельности и  доходы от имущества.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления во внебюджетные фонды).

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост