Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

 

В условиях экономической и политической трансформации республика стремится создать систему государственного управления, которая бы отвечала интересам административно-территориальных подразделений, которые значительно отличаются друг от друга степенью наличия природных ресурсов и уровнем экономического развития.

На долю региональных и местных органов власти приходится почти треть всех бюджетных расходов, поэтому от правильного выбора политики в данном вопросе зависит успех реформирования финансов государственного сектора.

Важнейшей задачей государства является обеспечение эффективной фискальной политики. Государство должно проводить эффективную политику для устойчивого экономического развития путем создания максимально блягоприятных условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов, притока прямых инвестиций и исполнения государственных программ развития.

По оценкам экспертов, ежегодный размер инвестиций мог бы достигать 300 млн. сомов США вместо нынешних 80-100 млн. сомов. Но для этого нужно коренным образом улучшить законодательство в области налогообложения и обеспечить защиту прав инвесторов.

Несовершенство налоговой системы, форм и методов взимания налогов пагубно сказывается на развитии экономических отношений. Спад производства, инфляция и рост безработицы вызывают изобилие изменений и дополнений в налоговом законодательстве, приказов, инструкций и указаний Министерства финансов и Государственной налоговой службы. Это отвечает требованиям определенного периода, но не конкретно поставленной цели. В свою очередь сложившаяся налоговая система не способствует развитию предпринимательской деятельности. Ее основная задача - формирование государственного бюджета. Налицо проблема    несоответствия    налоговой    системы    задачам    и    целям    экономических, преобразований.

Усиление регулирующей роли налогов требует не только мер, благоприятных для плательщиков. Любые меры по устранению обложения налогами инвестиционных ресурсов могут быть реализованы только при одновременной ликвидации непродуктивных налоговых льгот в отношении ресурсов, направляемых на потребление. Без этого невозможно будет ни существенно снизить налоги, ни реализовать в полной мере их регулирующую функцию.

Работа по реформированию налоговой системы ведется в республике много лет. Основными причинами, вызвавшими необходимость реформирования, явились:

- политические    (необходимость    демократических    преобразований,    в    т.ч.    во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками);

-  экономические (дальнейшее  развитие рыночных отношений, появление  финансового, фондового   рынков,   рынка   страховых   услуг,   нарастание   процесса   интегрирования кыргызской экономики в мировую);

-  правовые (появление  новых правовых институтов, изменение  правовых отношений, отсутствие  единой законодательной базы  налогообложения, легального и полулегального  ухода от налогообложения и др.).

Под экономическим содержанием налогов понимаются взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны и государства - с другой, как регулятора формирования государственных финансов.

При формировании новой налоговой политики первыми законодательными документами суверенной Кыргызской Республики были законы "О налогах с населения", "О налогах с предприятий, объединений и организаций", введенные с 1 января 1992 г. Верховным Советом Республики Кыргызстан, которые были утверждены 17 декабря 1991 г. В соответствии с этим законодательством были установлены:

-   взимание с населения  подоходного, земельного налогов, налога  с владельцев транспортных средств  и налога на добавленную стоимость;

-   предприятия, объединения, организации, кооперативы уплачивают следующие налоги и платежи: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на доходы, налог на пользование автомобильными дорогами  общегосударственного, республиканского  и  местного  значения, земельный налог, плату за государственную регистрацию.

С начала 1992 г., т.е. с момента появления в Кыргызской Республике финансовых законодательств, первых элементов системы налогообложения и до наших дней данная специализированная система прошла несколько этапов становления и развития.

Исходя из существующей нормативной базы по налоговому законодательству, как уже отмечалось, следует выделить два этапа развития систем налогообложения:

а) до принятия налогового кодекса;

б) после принятия налогового кодекса.

Первый этап также состоит из нескольких ступеней развития систем налогообложения.

Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение в 1992 г. налога на добавленную стоимость соответствовало требованиям рыночных отношений, ибо охватывало потребительские товары (которые в основном ограничивалисс налогом с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

К издержкам становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение стабильности. Только в 2000-2006 гг. в налоговое законодательство много раз вносились изменения и дополнения в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем.

Налоговый кодекс является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики, за исключением таможенных пошлин, сборов, платежей, регулируемых таможенным законодательством, местных налогов и сборов, применяемых местными кенешами в пределах предоставляемых им Жогорку Кенешем республики прав. Налоговый кодекс Кыргызской Республики отвечает требованиям международного стандарта, включает в себя пять основных налогов (подоходный налог, налог на прибыль юридических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, земельный налог) и их администрирование. Администрирование налогов в Налоговом кодексе проводится по линии его унификации с международными стандартами и предусматривает многочисленные меры, позволяющие увеличить эффективность и беспрепятственность регистрации всех налогоплательщиков. В нем четко определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, а также права и обязанности налогоплательщиков. В кодексе предусмотрена процедура взимания финансовых и штрафных санкций, которая заключается в обеспечении ответственности

налоговой службы, которая станет единственным органом, осуществляющим налоговое управление и контроль над исполнением налогового законодательства в целях обеспечения эффективного сбора всех налогов.

Принятие Налогового кодекса повлекло за собой отмену ряда налогов, а именно: временного пятипроцентного налога с товарооборота розничной торговли и оказания услуг населению; налога на производственное имущество.

Отмена первого из перечисленных налогов, вызвана необходимостью отказа от двойного налогообложения потребления, а второго, связана с тем, что обложение продуктивного капитала противоречит принципам рыночной экономики, нацеленной на развитие производственного потенциала. Кроме того, отмена этих налогов уменьшила потенциальное бремя налогов, рассчитанное в первом случае как 5 % от суммы розничного товарооборота и оказания услуг населению, а во втором - как 1,2 % от стоимости производственных фондов, которые вместе составляли 1,6 % от ВВП. В пять раз уменьшилась величина процентов (пени), начисляемых за процентные платежи, так как средняя учетная ставка Национального банка Кыргызской Республики составила в течение года примерно 0,1 % в день вместо ранее действовавшей в 0,5 процента.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд экономических льгот, облегчающих положение налогоплательщиков, которые отсутствовали в ранее действовавшем законодательстве. Важнейшие среди них следующие:

  • система увеличенных коэффициентов амортизации, что позволяет увеличить

необлагаемую прибыль;

  • единая ставка налога на прибыль, то есть снижение ставки с 50 до 20% для отдельных видов деятельности;
  • уменьшение величины дохода облагаемого подоходным налогом;
  • применение нулевой ставки НДС на экспорт в дальнее зарубежье;
  • отмена ряда акцизов;
  • обеспечение  переноса потерь  прошлых лет для  всех  отраслей  народного хозяйства.

Налоговый кодекс не предусматривает отдельных налоговых льгот для иностранных инвесторов, а определяет в целях стабильности налоговой базы равные условия для всех хозяйствующих субъектов.

26 мая 1998 г. Президентом  Кыргызской Республики подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики" (вступил в действие с 3 июня 1998 года), в соответствии с которым:

1)   задолженность  по  налогам,  сборам,  начисленным  процентам   и   штрафным  санкциям списанию не подлежит;

2)     объекты    социально-культурного,     жилищно-коммунального     и     бытового назначения,  дороги,   электрические  сети,   подстанции,   котельные   и  тепловые  сети, водозаборные сооружения, горно-шахтное оборудование и  другие подобные объекты, передаваемые безвозмездно по решению Правительства Кыргызской Республики органам государственной власти Кыргызской Республики, в совокупный годовой доход не входят и налогом на прибыль не облагаются;

3)  для земель населенных  пунктов и сельскохозяйственных угодий, отнесенных Правительством Кыргызской Республики к высокогорным и отдаленным зонам, при уплате земельного налога установлены льготы в размере 50% базовой ставки для данного района;

4)  произведено разграничение  функций по администрированию налогообложения импортируемых и производимых товаров между ГТК и ГНИ.

Вышеуказанные изменения и дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики были внесены с целью усиления контроля над уплатой налогов, поддержки фермерских и крестьянских хозяйств, находящихся в отдаленных и высокогорных зонах.

Несмотря на внесенные изменения, основными направлениями налоговой реформы являются:

  • уменьшение налогового бремени хозяйствующих субъектов за счет снижения

налоговых ставок и расширения налогооблагаемой базы;

  • не предоставление налоговых льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что

позволит реализовать принцип справедливости;

  • переход со странами СНГ по взиманию косвенных налогов (НДС и акцизы) на

принцип "страны назначения";

  • усиление администрирования налогов;
  • установление одинаковых ставок акцизного налога производимых в республике

и импортируемых в республику подакцизных товаров;

  • введение единой системы индивидуальных номеров налогоплательщиков.
  • улучшение    качества    работы    налоговых    служб    в    целях    устранения

злоупотреблений;

  • введение налога на имущество и отмена нерыночных налогов, таких как налог

за пользование автодорогами и отчислений в ФПЛЧС.

Ранее действовавшее законодательство, которое привело к тому, что налогоплательщики, получающие одинаковый доход, несли разное налоговое бремя, были изменены, с целью свести это неравенство до минимума.

Так, раздел содержит расширенный список видов доходов, облагаемых подоходным налогом, но сохраняет основные вычеты, не выделяя определенные категории налогоплательщиков, -имеющиеся в ранее действовавшем законодательстве. Многие налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в отношении дохода, полученного из определенных источников, либо исключены, либо изменены таким образом, чтобы принести максимальную пользу наиболее нуждающимся в оказании помощи через систему налогообложения. В конечном итоге, налогоплательщики, находящиеся в аналогичной экономической ситуации, облагаются на более справедливой и равной основе.

Принципиальные отличия налогообложения доходов физических лиц в Налоговом кодексе от ранее действовавшего порядка налогообложения заключается прежде всего в том, что в нем предусмотрено равенство каждого налогоплательщика перед законом и обязанность их декларировать собственные доходы и уплачивать налоги, а также расширение охвата налогоплательщиков с одновременной отменой ряда налогов и либерализацией ставок подоходного налога.

Закон о подоходном налоге обеспечил более благоприятные условия, посредством стимулирования развития предпринимательской деятельности, чем при ранее действовавшем законодательстве.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост