Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что наблюдается не только стабильное состояние доходов бюджета, но и их увеличение. С расходной частью государственного бюджета наблюдается такая же ситуация. И при этом необходимо заметить, что в Кыргызской Республике наблюдается также, к сожалению, дефицит государственного бюджета, несмотря на все меры государства с его сокращением.

 Дефицит бюджета наблюдается тогда, когда расходы превышают доходы бюджета. В 2006 году дефицит государственного бюджета составил 476 тыс. сомов, а дефицит с учетом ПГИ составил 3820,6 млн. сомов. Необходимо заметить, что наблюдается сокращение дефицита государственного бюджета. По сравнению с 2005 годом дефицит бюджета уменьшился на 300 тыс. сомов, а дефицит с учетом ПГИ на 200 тыс. сомов. Это говорит о том, что в стране наблюдается экономический рост и меры правительства по сокращению дефицита государственного бюджета.

 

 

2.2 Анализ влияния  фискальной политики на рост  и развитие экономики КР.

На рост и развитие страны в целом влияют очень многие факторы. Во-первых, это конечно общее благосостояние страны и населения проживающего в ней.  Благосостояние в свою очередь достигается путем макроэкономической стабильности, то есть сюда необходимо включить политическую, экономическую, социальную стабильность и т.д. Достижение стабильности возможно при проведении правильной бюджетно-налоговой политики и достижения экономического роста. Для того, чтобы выявить, как фискальная политика влияет на экономический рост страны, мы рассмотрим динамику налоговой и бюджетной систем в отдельности.

В данный момент перед Кыргызстаном стоят очень важные проблемы, ведь налоговая система должна стимулировать экономику страны, то есть она должна быть справедливой и рациональной. Когда размеры налогов в пределах разумного, как правило, от них не уклоняются. Но стремление государства увеличить поступления в госбюджет толкает государство на чрезмерное повышение размеров налоговых ставок, а это напрямую отрицательно сказывается на состоянии экономики, то есть тормозятся экономические и финансовые стимулы, таким образом, тормозится производство в целом. А снижение налоговых ставок, стимулирует экономические процессы, растет налоговая база, следовательно, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в госбюджет. Таким образом, налоговые ставки должны быть такими, которые, с одной стороны, увеличивают доходы государства, а с другой - заинтересовывают предпринимателей в развитии производственной деятельности, то есть в оживлении экономики.

Ниже дана диаграмма налоговых поступлений ГНИ и ГТИ за последние четыре года.

 

Рис.7. налоговые поступления ГНИ и ГТИ


 

 

 

 

 

 

 

Как видно из диаграммы с каждым годом поступления ГНИ и ГТИ увеличиваются за счет снижения ставок и увеличения налогооблагаемой базы, а также улучшения работ административных налоговых органов.

Здесь мы рассмотрели диаграмму всех поступлений изымаемых ГНИ и ГТИ. Для наглядности рассмотрим структуры поступлений по нескольким налогам в отдельности.

 

Табл.1 Налоговые поступления в доходной части за 2004,2005,2006 года (тыс. сомов)

Налоговые поступления

2004

2005

2006

Подоходный налог

978,5

1 002,2

1 170,5

Налог на прибыль

485,6

593,4

761,2

НДС

6 785,2

7 589,0

8 205,5

Акцизный налог

965,4

1 090,0

1 112,1


 

 

Из данной таблицы видно, что с каждым годом налоговые поступления увеличиваются. Рост налоговых поступлений можно охарактеризовать как положительную тенденцию в экономике страны, если только он вызван не высокими темпами инфляции.

Далее мы рассмотрим динамику доходов бюджета государства в структурном разрезе.

 

Рис.8 Структура доходов бюджета государства

 

 

Анализируя эти данные, основная доля всех поступлений приходится на налоговые поступления, которые составляют около 80% всех доходов бюджета, что оправдано и закономерно. Эта статья явялется самой основной. Из этих 80% основную долю занимает налог на добавленную стоимость, более 46 %. Далее за ними следуют неналоговые поступления, которые включают в себя прибыль с Национального Банка Кыргызской Республики, проценты по дивидендам, штрафы, сборы и так далее. Неналоговые поступления составляют более 16%.  5,3% составляют полученные официальные трансферты, которые включают в себя поступления от встречных фондов (гранты) и средства, получаемые по взаимным расчетам.

Действующая в Кыргызстане налоговая система, она    весьма противоречива и страдает рядом принципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

Первый недостаток состоит в том, что эта система создает два различных налоговых режима: первый - финансового прессинга - для производителей и инвесторов (предприятий, объединений, финансовых учреждений), выступающих как организации -юридические лица; второй сравнительно льготный для физических лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Второе противоречие необеспеченность региональных местных бюджетов собственными и значительными источниками финансирования при собственном усилении реальных властных полномочий.

Третий изъян налоговой системы--она не стимулирует повышение платежной дисциплины. Использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразие схемы обналичивания утаивания этих средств.

Четвертый недостаток системы налогообложения - слабая собираемость налогов и узкая база обложения.

Наконец, пятая негативная особенность налоговой системы - налогоплательщики и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

Действующий механизм налогообложения прибыли (доходов) юридических лиц в республике требует совершенствования. Не решены окончательно вопросы оптимизации налоговых ставок (конечно, нужно отметить, что с ведением новых налоговых ставок на подоходный налог и налога на прибыль существенно снизили налоговое бремя с налогоплательщиков), состава целевой направленности налоговых льгот.

Так же, как и в других проблемах, в проблеме структуры налогообложения существуют компромиссы, которые соответствуют положению и условиям рынка. Здесь можно отметить, что современные налоговые системы – это компромисс. По мнению немецкого экономиста Хайнца Халлера налоговая система считается в том случае, когда «в государстве действует один налог, сопровождаемый системой спуткников – незначительных по весу налогов, но необходимых для заполнения пробелов, неизбежно оставляемых главным налогом».

Далее мы рассмотрим структуру расходов государственного бюджета Кыргызской Республики.

В таблице представлена динамика расходной части государственного бюджета за последние пять лет.

 

Табл.2 Динамика расходов государственного бюджета

Статьи расходов

2002

2003

2004

2005

2006

Млн.

сом

%

Млн.

сом

%

Млн.

сом

%

Млн.

сом

%

Млн.

сом

%

Государственные услуги общего назначения

2256,8

14,9

2644,0

15,6

3098,7

16,4

3039,6

15,1

3358,4

13,3

оборона

1097,1

7,2

1287,3

7,6

1431,2

7,6

1418,4

7,0

1651,1

6,5

Общественный порядок и безопасность

957,6

6,3

1120,7

6,6

1256,4

6,7

1681,4

8,3

1955,1

7,7

Социально-культурная сфера

8742,6

57,6

9647,7

57,1

10566

56,1

11706,6

58,1

15212,3

60,1

Топливно-энергетический комплекс

220,7

1,5

163,3

1,0

27,7

0,1

57,2

0,3

6,3

0,0

Сельское,водное,лесное хозяйство, рыболовство и охота

744,0

4,9

783,7

4,6

896,3

4,8

887,9

4,4

1106,1

4,4

Горнодобывающая промышленность и минеральные ресурсы, за исключением топлива

219,4

1,4

282,7

1,7

270,1

1,4

290,8

1,4

292,4

1,2

Транспорт и связь

668,4

4,4

565,3

3,3

653,3

3,5

594,6

3,0

854,6

3,4

Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью

40,9

0,3

45,6

0,3

62,3

0,3

81,0

0,4

83,3

0,3

Прочие расходы, не классифицированные по основным группам

242,7

1,6

355,6

2,1

579,4

3,1

386,2

1,9

781,6

3,1

 

ИТОГО

 

15190,2

 

100,0

 

16895,9

 

100,0

 

18841,7

 

100,0

 

20143,7

 

100,0

 

25301,2

 

100,0


 

Данные этой таблицы показывают, что динамика структуры расходов хоть и сораняет общую тенденцию, тем не менее, подвержена изменениям. Так, расходы на социальную сферу постепенно снижались, но с 2005 года стали расти ускоренными темпами. Это связано с уделением со стороны государства особого внимания на социально-куотьурную сферу ради обеспечения социальной защиты населения, особенно это асается таких статей как образование и здравоохранение.

Противоположная динамика наблюдается с расходами на государственные услуги общего назначения и с расходами на оборону. Их доля в 2005 гду стала снижаться, что говорит о том, что государство путем сокращения расходов на содержание государственного аппарата и оборону, перенаправит эту часть доходов на поддержание финансирования народного хозяйства и социально- культурные мероприятия.

По расходам на поддержание общественного порядка и безопасности до 2006 г. наблюдался стабильный ежегодный рост удельного веса, но в 2006 г. происходит сокращение, связанное со снижением темпов роста этой статьи по сравнению с темпами роста общей суммы расходов бюджета.

На протяжении исследуемого периода существенно снизилась доля расходов на топливно-энергетический комплекс, упав почти до нуля. А прочие расходы бюджета немного выросли по величине своей доли.

Остальные статьи структуры расходов не претерпели существенных изменений на протяжении последних пяти лет, что говорит о сохранении политики расходов в этих областях.

Чтобы окончательно представить себе ситуацию в области управления расходами бюджета Кыргызстана, необходимо рассчитать темпы прироста всех структурных статей, что более полно будет характеризовать политику Правительства по развитию каждой отрасли экономики.

 

Табл.3 Темпы прироста статей государственного бюджета

Статьи расходов

2002

2003

2004

2005

2006

Государственные услуги общего назначения

7,2

17,2

17,2

-1,9

10,5

оборона

11,7

17,3

11,2

-0,9

16,4

Общественный порядок и безопасность

27,5

17,0

12,1

33,8

16,3

Социально-культурная сфера

29,7

10,5

9,6

10,9

29,0

Топливно-энергетический комплекс

-9,5

-25,0

-83,3

16,5

-88,5

Сельское,водное,лесное хозяйство, рыболовство и охота

22,3

5,3

14,4

-0,9

24,5

Горнодобывающая промышленность и минеральные ресурсы, за исключением топлива

112,7

28,9

-4,3

7,5

0,5

Транспорт и связь

60,4

-15,4

15,6

-9,1

42,7

Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью

17,3

11,6

36,5

30,2

2,9

Прочие расходы, не классифицированные по основным группам

5,3

46,5

63,0

-33,2

102,5


 

Как видно из данных приведенных в таблице наблюдается постоянное изменение темпов прироста по каждой группе расходов в довольно широком диапазоне. Это говорит о том, что в государстве нет жестко определенной политики по каждой отрасли, расходы увеличиваются и уменьшаются в соответствии с потребностями и ситуацией каждого года за исключением социально-культурной сферы, где темпы прироста напротив постоянно увеличиваются, что подчеркивает направленность расходной части государственного бюджета по улучшению социального уровня населения страны.

Далее рассмотрим структуру  государственных расходов за 2006 год по отраслям.

 

Рис.9 Структура государственных расходов по отраслям за 2006 год

Исходя из данных социально-культурная сфера является приоритетной в структуре государственных расходов Кыргызстана. Она занимает бесспорное большинство – 60%. Это говорит о социальной направленности бюджета государства. Следует подчеркнуть, что во всех бюджетах разных стран государственные расходы на социально-культурную сферу занимают доминирующую роль.

Занимающей второе место группа расходов бюджета является государственные услуги общего назначения. Данная статья обеспечивает затраты связанные с функционированием государственных органов, финансовых и фискальных органов, а также органов законодательной и исполнительно власти.  Эи расходы составляют более 13%. Эта часть общего фонда управления, в которую включаются расходы на управление предприятий и организаций.

Следующими по значению являются расходы по поддержанию общественного порядка и безопасности. Они составляют 8%.

Четвертое место в структуре государственных расходов занимает оборона, которая составляет 7%. Эта цифра значительно увеличилась после баткенских событий.

Рассмотрев структуру доходов и расходов государственного бюджета можно сделать выводы и об экономическом росте в стране. Как было проанализировано выше, доходы государственного бюджета постепенно увеличиваются с каждым годом. Так при увеличении поступлений в государственный бюджет, у правительства появляется возможность увеличивать и расходную часть бюджета, что говорит о явном продвижении экономики страны в целом. Дефицит бюджета также сокращается, так по проекту республиканского бюджета на 2007 год с учетом ПГИ без грантовых средств прогнозируется дефицит бюджета в сумме 4096,2 млн. сомов. На покрытие дефицита бюджета предусмотрены источники финансирования в сумме 4096,2 млн. сомов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост