Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в своей бюджетно-налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить Кривая Лаффера. Кривая Лаффера показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет. Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя придерживаться какого-либо единого мнения для определения налоговых ставок. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста,   

например:

  • домашние хозяйства должны иметь располагаемый личный доход, соответствующий уровню экономического развития данной страны;
  • в государственный бюджет должны поступать доходы, за счет которых правительство было бы в состоянии обеспечить благоприятные условия для экономического роста.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения10

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн с. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В этом примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума — 600 млн с. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

Также другим инструментом фискальной политики является автоматическая фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическими или встроенными стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.

Эти стабилизаторы служат для смягчения реакции экономической системы на изменение объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

К основным встроенным стабилизаторам относятся:

  1. Социальные выплаты. Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. При подъеме количество безработных и малоимущих сокращается, уменьшая социальные выплаты государства. Главным недостатком социальных программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
  2. Потребление. При росте доходов потребление домашних хозяйств возрастает, но не в той мере, как доход.
  3. Прогрессивное налогообложение. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И, наоборот, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста – обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. И первое, и второе желательно с точки зрения экономической стабильности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

Наличие дефицита государственного бюджета свидетельствует о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом.

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обуславливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличения расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В период спада, когда уровень безработицы превышает естественный, появляется циклический дефицит, и общий дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема общий дефицит определяется разностью между структурным и циклическим.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижения налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования. Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и др.

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3-х лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В случае займов у населения, государство выходит на денежный рынок с целью размещения своих займов и вступает в конкуренцию с частным сектором за получение финансовых средств. Дополнительный спрос со стороны государства приводит к росту процентной ставки на денежном рынке, что ведет к сокращению частных инвестиций и уменьшению потребительских расходов. В результате возникает так называемый «Эффект вытеснения» частных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

1.3.Опыт зарубежных  стран в формировании и реализации  бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Бюджетно-налоговая политика является одним из самых активных методов государственного регулирования экономики, способным ускорять или замедлять темпы экономического роста. При помощи налогов государство имеет возможность изменять финансовое состояние отдельных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регулировать внешнеэкономическую деятельность и т.д. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику экономического роста, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние народа. При формировании бюджетно-налоговой политики Кыргызстана необходимо учитывать тенденции развития бюджетно-налоговых систем зарубежных стран, богатый исторический опыт.

Различаются, прежде всего, бюджетно-налоговые системы унитарных и федеративных государств: унитарные государства включают в себя два уровня бюджетной системы – центральный бюджет и местные бюджеты; федеративные государства  – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (региональные), местные бюджеты. Уровни или звенья бюджетной системы зависят от наличия в стране разных уровней государственного и муниципального управления.11

Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. Второй уровень бюджетной системы, как и третий, представлен разными видами бюджетов в зависимости от специфики тех государственных и муниципальных образований, которые обуславливают различия в государственном устройстве конкретных стран. Отсюда следует, что вид бюджета всегда связан с конкретным органом власти, основной финансовой базой деятельности которого он является.

В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетно-налоговые системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различаются бюджетно-налоговые системы американского и западноевропейского типа. В первых, самостоятельность каждого бюджета доведена до логического завершения, так что бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными, здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется полностью. В бюджетных системах западноевропейского типа самостоятельность каждого бюджета ограничено сочетается с возможностью получения субфедеральными и муниципальными органами стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах используются методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально ориентированной моделью экономики. 12

Бюджетно-Налоговая политика Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Бюджетно-налоговая политика нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта бюджетно-налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %. Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %. Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Бюджетно - налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность бюджетно-налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.

Характерные черты бюджетно-налоговой политики Франции:

- стимулирующее воздействие  на повышение эффективности экономики;

- социальная направленность;

- учет территориальных  аспектов.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Там ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В его подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении.

Полезным для Кыргызстана может оказаться опыт реформирования бюджетно-налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. В 1992 году он распределялся так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

Принципиальным отличием бюджетно-налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между предпринимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост