Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя оставить в стороне и государственных расходов. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

 

На практике бюджетно-налоговая политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём. В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Макроэкономика: Учебник. Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во «ДИС», 1997г.
  2. Макроэкономика: И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
  3. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – М.: «Дело и Сервис», 2000г.
  4. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – Москва, 1995г.
  5. Макроэкономика: Р.Дорнбуш, С.Фишер. – М.: «Инфра». – М., 1997г.
  6. Макроэкономика: Эдвин Дж. Долан. – Санкт-Петербург: «Литера плюс», 1994г.
  7. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998г.
  8. Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000г.
  9. Финансы: Практ. пособ. Л.А. Ханкевич. – Мн.: «Молодёжное научное общество», 2000г.
  10. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – М.: «Дело ЛТД», 1993г.
  11. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.:Бек.1994 г.
  12. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, Киров, «АСА», 1999 г.
  13. Макроэкономика  // Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.. – М., 1997.

14. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и    др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. -М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

15. Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 г.

16. Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2е изд., стереотип Мн.: Высш. шк., 1998 г.

17. Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. -М.: Финансы и статистика, 1995 г.

18. Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. A.M. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997 г.

19. Экономическая теория: Учебник. 2е-изд. Перераб. и доп. /Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.- Мн.: БГДУ, 1997 г.

20. Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. акад. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: Инфра-М, 1999 г.

21. Официальный сайт Министерства  Финансов Кыргызской Республики.

 

 

ДОКЛАД

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги.  Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны,  поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

В данной работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели и структуру, а также ее влияние на экономический рост страны. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Целью данной дипломной работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике Кыргызстана, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы. В работе также освещены проблемы, связанные с проведением и оценкой эффективности фискальной политики.

Поскольку первая глава является теоретической, разрешите перейти ко второй главе, которая отражает практическую сторону работы.

Формирование бюджетной политики осуществляется министерством финансов Кыргызской Республики. Налоговая же политика осуществляется налоговыми службами КР. Основными статьями поступления в доходную часть государственного бюджета являются налоговые поступления и государственные займы. Расходная часть государственного бюджета состоит из таких статей как расходы государства на поддержание социальной политики, оборона, медицина, субсидии государства предприятиям и другие.

Налоговая система в Кыргызской Республике представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов. Право введения и отмены налогов на территории республики, в том числе предоставления льгот по налогам, принадлежит высшему законодательному органу страны-Жогорку Кенешу.

 Рассматривая каждый из налогов в отдельности и направления расходов бюджета, можно сделать вывод, что наблюдается не только стабильное состояние доходов бюджета, но и их увеличение. С расходной частью государственного бюджета наблюдается такая же ситуация. И при этом необходимо заметить, что в Кыргызской Республике имеет место также дефицит государственного бюджета, несмотря на все меры государства с его сокращением.

 Дефицит бюджета наблюдается  тогда, когда расходы превышают  доходы бюджета. В 2006 году дефицит  государственного бюджета составил 476 тыс. сомов, а дефицит с учетом ПГИ составил 3820,6 млн. сомов. Необходимо заметить, что наблюдается сокращение дефицита государственного бюджета. По сравнению с 2005 годом дефицит бюджета уменьшился на 300 тыс. сомов, а дефицит с учетом ПГИ на 200 тыс. сомов. Это говорит о том, что в стране наблюдается экономический рост и меры правительства по сокращению дефицита государственного бюджета дают положительные результаты.

На рост и развитие страны в целом влияют очень многие факторы. Во-первых, это конечно общее благосостояние страны и населения проживающего в ней.  Благосостояние в свою очередь достигается путем макроэкономической стабильности, то есть сюда необходимо включить политическую, экономическую, социальную стабильность и т.д. Достижение стабильности возможно при проведении правильной бюджетно-налоговой политики и достижения экономического роста. Для того, чтобы выявить, как фискальная политика влияет на экономический рост страны, мы рассмотрим динамику налоговой и бюджетной систем в отдельности.

Действующая в Кыргызстане налоговая система, она    весьма противоречива и страдает рядом принципиальных изъянов.

Первый недостаток состоит в том, что эта система создает два различных налоговых режима: первый - финансового прессинга - для производителей и инвесторов (предприятий, объединений, финансовых учреждений), выступающих как организации -юридические лица; второй сравнительно льготный для физических лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Второе противоречие необеспеченность региональных местных бюджетов собственными и значительными источниками финансирования при собственном усилении реальных властных полномочий.

Третий изъян налоговой системы--она не стимулирует повышение платежной дисциплины. Использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразие схемы обналичивания утаивания этих средств.

Четвертый недостаток системы налогообложения - слабая собираемость налогов и узкая база обложения.

Наконец, пятая негативная особенность налоговой системы - налогоплательщики и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

Рассмотрев структуру доходов и расходов государственного бюджета можно сделать выводы и об экономическом росте в стране.  Как было проанализировано выше, доходы государственного бюджета постепенно увеличиваются с каждым годом. Так при увеличении поступлений в государственный бюджет, у правительства появляется возможность увеличивать и расходную часть бюджета, что говорит о явном продвижении экономики страны в целом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффективная фискальная политика должна опираться с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Однако не во всех странах налогово-бюджетная политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в стране с развивающейся экономикой. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Также стоит отметить, что лишь рациональное использование государством своего бюджета ведет к повышению уровня жизни населения.

В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному образу жизни всех субъектов государства.

 

 

1 Юткина Т.Ф. Система налогообложения в 2002г. ж.  Банковский вестник №3, 2002 с 27

2 Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. - М.: Аналитика - пресс. - 1997. - с. 123.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, издание 2-е. - Т. 4. - с. 308.

4 ЮткинаТ.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. -М.: ИНФРА-М.- 1999.-с. 59

5 Энциклопедия рыночного хозяйства. – М.: Экономическая литература, 2002.-480с. с 183

6 Акинин А.А., Джаман М.А. и др. Экономическая теория в схемах и графиках. – СПб.: Фонд «Университет», 2000.-78с. с 33

7  Абалкин Л.И., Грязнова А.Г. и др.Финансы рыночного хозяйствования – М, «Экономическая литература», 2002.- 480с.с. 184

 

8 Под редакцией проф. В.Н. Салина, Статистика финансов, - М., Финансы и статистика 2000, 816с, с.208.

9   Абалкин Л.И., Грязнова А.Г. и др.Финансы рыночного хозяйствования – М, «Экономическая литература», 2002.- 480с., с. 186

 

10 ЮткинаТ.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. -М.: ИНФРА-М.- 1999.-с. 59

 

11    Абалкин Л.И., Грязнова А.Г. и др.Финансы рыночного хозяйствования – М, «Экономическая литература», 2002.- 480с., с. 186

 

 

12 В.В. Глухов, И.В. Дольдэ  Налоги – С-Петербург, «Специальная Литература» 1996, с.

13 Под ред. Г,Б, Поляка, Бюджетная система России. – М.: ЮНИТИ, 2000

 


 



Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост