Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
Введение……………………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.
1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....
ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….
ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы…………………...……………………………….......
Текущая система основана на освобождении от НДС, которая требует, чтобы налогоплательщик (например, фермер), который делает освобождаемые поставки, выплачивал НДС на потребляемые ресурсы, но не позволяет представлять налог в виде зачета. Кроме того, освобождения от НДС создают административные проблемы, в случае с поставщиками, осуществляющими обычные и освобождаемые поставки. Сложная система учета должна вестись, чтобы правильно распределить объект налога, подлежащий зачету. В случае освобождаемой сельхозпоставки, существует система, где переработчики сельхозпродукции могут быть субъектами льготного налогообложения за счет производителей сельхозпродукции.
В условиях настоящей системы производители сельхозпродукции должны платить НДС по закупкам товаров и услуг, необходимым для производства их продукции. Им, однако, не разрешено представлять выплачиваемый налог в виде зачета, и, вместо этого, зачет переходит переработчикам сельхозпродукции в форме искусственно завышенного -10 или 12% фиксированного зачета. Это сложная система, которая как неэффективна, так и дорогостояща в управлении. Для того, чтобы создать систему равных возможностей в сельхозиндустрии в целом, при сокращении административного бремени и для налогоплательщика, и для налоговой инспекции, необходимо включить сельхозпродукцию в широкую базу системы НДС Кыргызстана.
Введение процедуры «взимания НДС у источника выплаты» нацелено на закрепление принципа справедливости и равенства в кыргызской системе НДС. В настоящее время иностранная компания, не зарегистрированная как плательщик НДС в Кыргызстане, может поставлять услуги кыргызским налогоплательщикам. Эти услуги не облагаются НДС, поскольку поставщик здесь не зарегистрирован, следовательно, иностранные поставщики могут работать в Кыргызстане и пользоваться значительным преимуществом по сравнению с местными зарегистрированными поставщиками.
Процедура «взимания НДС у источника выплаты» позволит включить эти услуги в налоговую базу. Обычная практика такова, что поставщик отчитывается по любой сумме НДС, которая должна быть уплачена по конкретной поставке. В случае, когда взимается НДС у источника выплаты, получатель поставки действует как поставщик и отчитывается по НДС за данную поставку. Налог, уплачиваемый за эти приобретаемые услуги, подлежит зачету и может быть востребован в качестве зачета, как если бы был налог, уплаченный внутреннему поставщику.
Успешная реализация Налогового кодекса в последующем позволит отменить ряд нерыночных налогов и платежей, таких как:
- отчисления в фонд чрезвычайных ситуаций;
- налог за пользование автомобильными дорогами.
Предложение об отмене двух вышеуказанных налогов базируется на основных принципах налогообложения. Эти налоги не отличаются широкой базой, не применяются повсеместно одинаково и затраты, связанные с их администрированием, не окупаются, поскольку сборы этих налогов недостаточно велики. Фактически по этим причинам, так же, как и потому, что они создают дополнительное бремя администрирования, отчего возникает возможность коррупции, их считают "неудобными" налогами, которые не соответствуют принципам налогообложения, принятым в международной практике.
В настоящее время взимание налога за пользование автомобильными дорогами и отчислений в фонд для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регулируется не Налоговым кодексом, а отдельными законами. Эти налоги имеют каскадный характер взимания, то есть взимаются на каждом этапе производственного цикла без предоставления зачета. Более того, эти налоги увеличивают стоимость продукции работ, услуг как при реализации внутри государства, так и при экспорте, в связи с чем, являясь не рыночными налогами. В ближайшей перспективе они должны быть отменены и заменены альтернативными источниками доходов, такими как налог на имущество.
Отмена этих налогов должна проходить на нескольких этапах осуществления реформы. Этот процесс должен координироваться с поэтапным введением налога на прибыль. Первый шаг предполагает уменьшение этих налогов на 50 % и в качестве конечного шага - их полную отмену.
При рассмотрении наиболее важных и кардинальных изменений, происшедших с введением Налогового кодекса следует отметить, что по акцизному налогу политика государства была направлена на поддержку внутренних товаропроизводителей путем снижения акцизных ставок на производимую и некоторое повышение существующих ставок на соответствующую импортную продукцию. Ставки акцизного налога, действовавшие до принятия Налогового кодекса ставили производителей подакцизной продукции в республике в более ущемленное, неравное по сравнению с субъектами, импортирующими эти товары, положение. Кроме того, в пересчете на (процентные) ставки к оптовой цене товара ставки акцизного налога на производимые товары были выше, чем импортируемые.
Ставки акцизного налога на ввозимые товары, по сравнению с действовавшими ставками возросли в 1,7-3,0 раза.
Основной целью акцизной политики на последующие годы должна оставаться поддержка внутренних производителей путем снижения акцизных ставок на производимую и некоторое повышение ставок на соответствующую импортную продукцию.
В связи с изложенным, акцизный налог является легко администрируемым, так как государству приходится работать с ограниченным количеством налогоплательщиков. В то же время в ряде стран СНГ, включая Казахстан и Узбекистан, ставки акцизного налога утверждаются правительством этих государств. В зависимости от сложившейся экономической ситуации Правительство этих государств оперативно меняют ставки акцизного налога. В настоящее время КР не может оперативно отреагировать на изменения в экономической ситуации как внутри страны , так и в других странах, т.к. в соответствии с Налоговым кодексом ставки акцизного налога принимаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Земельный налог - единственный налог, который платит сельскохозяйственный производитель. Как отмечено выше, в структуре ВВП доля сельскохозяйственного сектора составляет около 40 %, а удельный вес налоговых поступлений от этого сектора составляет в пределах 4-6 %.
Несмотря на то, что сельхозпроизводители освобождены от уплаты всех налогов, кроме земельного налога, а, также зная, что нет необходимости ежемесячно оплачивать земельный налог, сбор его производится заметно плохо. Ставки земельного налога не так уж высоки и разрешено оплачивать его в виде продукции. Практически, сельское хозяйство не испытывает налогового бремени. Так, при выращивании зерна на орошаемых землях в республике, фермер должен платить 225 сомов земельного налога с гектара. Средняя урожайность в 2005г. составила 28,6 центнеров с гектара, а прибыль фермера составила в пределах 4,5 тыс. сомов (налог не превышает 5 процентов).
В настоящее время крестьяне и фермеры имеют широкий доступ к пользованию землей. Для полноценного труда на земле необходимо, чтобы крестьянин или фермер имел кроме права пользования землей доступ к льготным финансам и доступ ко всем видам информации. Только тогда сельский труженик может стать полноценным хозяином земли, а в экономике начнут функционировать полноценные земельно-рыночные отношения. Существующие временные базовые ставки единого сельскохозяйственного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями были разработаны с учетом балла бонитета почв земельного участка (видов угодий), цены одного балла, выраженные в зерновых единицах, коэффициента поправок на отдаленность, высоту местности над уровнем моря и экономической эффективности.
Как было отмечено выше, уровень взимания и поступления налогов между предприятиями (юридическими и физическими лицами) промышленности и сельского хозяйства позволяет сделать вывод о нарушении принципов справедливости и равенства. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование взимания налогов с сельскохозяйственных производителей путем установления прогрессивной формы в зависимости от урожайности сельскохозяйственных культур.
Исходя из изложенного к основным направлениям налоговой реформы следует отнести:
- улучшение и усиление администрирования налогов; - снижение налогового бремени с хозяйствующих субъектов;
- создание равных условий хозяйствующим субъектам;
- устранение диспропорций в налогообложении.
В настоящее время Налоговый кодекс Кыргызской Республики не устанавливает прямое обязательство государственных органов по подготовке разъяснений данного кодекса. Его толкование Законодательным собранием Жогорку Кенеша республики занимает много времени. В связи с этим, у налоговых органов (инспекторов) и налогоплательщиков возникает множество вопросов. Это факт является одним из препятствий развития, как местного производства, так и роста объема инвестиций. Устранение указанного возможно путем передачи права разработки и утверждения инструкций, а также издания разъяснений Министерству финансов Кыргызской Республики. Кроме того, необходима передача прав установления ставок акцизного налога и таможенных пошлин Правительству республики.
Снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов с отмены налогов за пользование автодорогами и отчислений ФПЛЧС. Несмотря на то, что указанные налоги являются нерыночными, их отмену следует проводить поэтапно, то есть в течение двух-трех лет, а первоначальное снижение ставки должно колебаться в пределах 30-35 процентов.
Снижение и отмена налогов следует за счет расширения налогооблагаемой базы. Налог на имущество является существенным компонентом многих систем налогообложения. Он отвечает многим общим принципам налогообложения, включая достаточность, стабильность, равенство, эффективность администрирования.
Во многих странах мира налог на имущество является основным источником дохода для органов местного самоуправления.
В большинство сельских районов земельный налог составляет боле 90 % их доходной базы. Его удельный вес может быть снижен до 75 % за счет введения налога на имущество. Однако это должно быть обеспечено не только за счет введения налога на имущество, но и повышения ставок земельного налога на 12-15 процентов. Это заставит землевладельцев более эффективно использовать земельные ресурсы (участки), подталкивая их к получению высоких доходов.
Налоговые льготы предоставляются государством в различных видах экономической деятельности. При этом оно вынуждено повышать налоговые и таможенные платежи для других видов деятельности. Поэтому предлагается отмена льготы по НДС в поэтапном режиме сначала на переработку сельскохозяйственной продукции и для строительно-монтажных работ. Однако для предприятий экспортирующих продукцию необходимо предосталвять льготы по налогу на прибыль.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффективная фискальная политика должна опираться с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.
Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.
Однако не во всех странах налогово-бюджетная политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в стране с развивающейся экономикой. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Также стоит отметить, что лишь рациональное использование государством своего бюджета ведет к повышению уровня жизни населения.
В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Также стоит отметить, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост